kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лесные опасности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время отдыха у воды, купания, прогулок в лесу, сбора ягод и грибов необходимо выполнять правила безопасности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лесные опасности"»







ЛЕСНЫЕ ОПАСНОСТИ

Урок во 2 классе Окружающий мир







Цели и задачи урока:

1. Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, научить правилам безопасности в природе.

2. Развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний.

3. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни.

Оборудование урока:

  • Компьютер

  • Картинки с изображением съедобных и несъедобных ягод и грибов, корзинка.

  • Картинки с изображением предметов опасных в быту

  • Презентация.

  • Учебник, тетрадь по окружающему миру с вырезанными картинками, клей.

  • Рисунки, поделки детей, книжки по теме урока.

Образовательные технологии: деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Психологический настрой.


Посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали глазками друг другу хорошей работы на уроке.

Я вижу, что у вас хорошее настроение, поэтому начинаем наш урок.


2. Проверка домашнего задания.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке (Домашние опасности).

- Давайте вспомним, какие опасности подстерегают нас дома, и какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы нам было удобно, уютно и безопасно жить в своей квартире.

- Берёте картинки с изображением разных предметов. Ваша задача: рассказать, чем могут быть опасны эти предметы и какие правила безопасности нужно соблюдать при пользовании ими.

(Дети вытаскивают картинки с изображением ножниц, сковороды, ножа, иголки, утюга, мясорубки, кастрюли, стула, лекарств, веществ бытовой химии, газовой плиты, спичек, телевизора, балкона, лестничных перил и рассказывают об их опасности).

3.Введение в новую тему.

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу.

(Картинка леса) слайд № 1

Природа тайн своих от нас не прячет,
Но будь внимательнее к ней. (Рыленков)

- Чем является лес для человека? А зачем вы ходите в лес? (ответы детей)

- Не забывайте: вы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Значит, не делайте ничего такого, что нельзя делать в гостях.

- Вот вы стоите у края леса, сейчас вы оглядываетесь и выбираете направление, куда идти.

Будьте очень внимательны, иначе и до беды недалеко.

- А как вы думаете, может ли лес таить в себе опасности? Что для вас может быть опасного? (Лесные ягоды, грибы, насекомые) слайд № 2

– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

Задачи:

1. Мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они.

2. Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и разработать правила безопасного поведения в лесу.

– Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор, чтобы летом было приятно бывать в лесу).

– Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!


4. Изучение новой темы урока.

Схема темы урока - слайд № 3

  1. Лесные опасности

  2. Ядовитые ягоды и растения

  3. Несъедобные грибы

  4. Жалящие насекомые

1) Ядовитые растения и ягоды леса.

- А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть?

Отгадайте загадки.

Какую ягоду собирает медведь в лесу? (Малину)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина)

- Сегодня мы поговорим о ягодах и растениях, которые вы должны обходить стороной.

Часто в газетах появляются сообщения об отравлении детей и взрослых травами или ягодами, причем, иногда это кончается весьма печально. То, что за детьми нужен постоянный присмотр, это очевидно. Но ведь и взрослые, зачастую, могут позволить себе отведать красивую ягодку или пожевать случайно сорванный листик.

- Из тридцати тысяч растений, встречающихся в нашей стране, около тысячи являются ядовитыми. А как вы понимаете слово ядовитый?

-В толковом словаре Ожегова дается такое толкование слову яд.

Яд - это вещество, вызывающее отравление.

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления человека и животных.

- В некоторых растениях есть яд. Он может содержаться в разных частях растений (лист, цветок, корень, ягоды.)

- А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми ядовитыми растениями, которые растут в наших лесах.

Слушайте и смотрите внимательно, ведь речь пойдёт о вашей безопасности.

Вы смотрите на картинки -
Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придётся вам лечиться.

Картинки ядовитых растений.

1. Волчье лыко. Слайд № 4

Это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно его ярко-красными ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых, напоминающих сирень, цветов. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. При отравлении ягодами - жжение во рту и глотке, затруднение глотания, боли в желудке, расстройство желудка, рвота, в тяжелых случаях - остановка сердца.

2. Вороний глаз. Слайд № 5

Если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Крупная чёрно-синяя ягода напоминает глаз птицы. Ягода очень красива, но не бери её в рот - она ядовита. Ядовитые вещества оказывают вредное действие на сердце, а главным образом на желудок и кишечник. Растение обладает неприятным запахом и часто вызывает головную боль.

3. Белена чёрная, дурман, красавка (белладонна). Слайд № 6

Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Ядовитое растение.

Попробовав молодые сладкие ростки, семена или отведав аппетитные ягодки, человек ощущает сухость во рту, расстройство речи и глотания. У него расширяются зрачки и нарушается зрение, учащается пульс, возможны бред и галлюцинации, в тяжелых случаях - потеря сознания.

Это растение не едят даже животные.

4. Ландыш майский. Слайд № 7

Все части его, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению, судорогам, головокружению.

- В мировой флоре известно более 10 тысяч видов ядовитых растений. Сейчас посмотрим, кто был внимательным и найдёт ядовитые растения на слайде? слайд № 8

- Вы внимательно изучили материал о ядовитых растениях и правильно сумели их назвать на слайдах. Все ядовитые растения очень красивые, но нужно быть осторожными при общении с ними. Многие ядовитые растения стали редкими, некоторые из них в небольших дозах применяются в медицине. Это: чистотел, ландыш и др.А вам я хочу рассказать об очень интересном случае, о котором я узнала, когда изучала в Интернете материал о растениях.

Рассказ о белладонне.

Белладонна помогла жителям одной шотландской деревни избавиться от врагов. Деревню захватили датские солдаты. Выпив пива по случаю победы, они из победителей превратились в побежденных. Ядовитый сок белладонны, который жители деревни подмешали в пиво, превратил датских солдат из победителей в побеждённых.

- Кроме тех растений, с которыми мы уже познакомились, есть растения, которые не едят домашние животные. Как думаете, почему? Они ядовиты. Эти растения растут на полях. Посмотрите на них внимательно и запомните.

Показать картинки растений: лютик едкий, болиголов пятнистый, черемица, вех.


5.Составление памятки « Как избежать отравления растениями»

Самостоятельная работа в группе.

- Какую памятку вы составили? (Один человек из группы рассказывает памятку).

Вывод.

- Итак, какой вывод можно сделать из услышанного? слайд № 9

(не есть никаких ягод, кроме малины и земляники, не собирать в букеты незнакомые растения и цветы, не пробовать незнакомые ягоды).

6. Картинки ядовитых и съедобных грибов.

- Интересные существа - грибы. Это не растения, и не животные. Это целое отдельное царство. Но не только съедобные грибы растут в наших лесах, но и встречаются ядовитые, которые очень опасны для человека.

- Какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей)

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Давайте поговорим с вами о несъедобных грибах.

1. Загадка (мухомор)

А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.

Слайд № 10

Мухомор очень красив. Спутать его с другими грибами невозможно - он очень заметный. Он опасен для человека, яд вызывает удушье, обмороки. Но им любят лакомиться сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по нескольку штук. Считается, что мухоморы для лосей - лекарство. Не сбивайте мухомор, проходите мимо.

Бледная поганка. Слайд № 11

2.Белый гриб и желчный гриб.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
Снежной, бархатной прокладкой (боровик или белый гриб)

Слайд № 12

Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот чем они отличаются: у боровика шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки. У желчного гриба шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет, а у настоящего остаётся белой. В желчном грибе яда нет, просто он очень горький, как желчь.

3. Опята и ложные опята.
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их: (опята)

Слайд № 13

Ложноопёнок кирпично-красный. У этого ядовитого гриба более яркая кирпично-красная шляпка, а пластинки серые или даже чёрные. Мякоть у него жёлтая с неприятным запахом.

7. Физкультминутка для глаз.


Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

- А теперь тихонько сядем правильно на свои места.

- Отравление грибами самое опасное, оно называется - ботулизм.

Ботулизм - крайне тяжелое заболевание, характеризуется высокой летальностью или смертностью (60-70%). Признаки отравления проявляются через 12-24 ч, реже - через несколько дней, а в отдельных случаях они могут сокращаться до 2 ч.

Первыми признаками болезни являются недомогание, слабость, головная боль, головокружение и нередко рвота. Затем появляются симптомы расстройства зрения (ослабление зрения, двоение в глазах, дрожание глазных яблок, опущение век). Голос становится слабым, глотание и жевание затруднены.

- Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах. Как вы думаете, можно ли собирать грибы у дороги?

8. Опыт с грязной водой и губкой.


Оборудование: тарелка, грязная вода, губка в форме шляпки гриба.


- Шляпка гриба похожа на губку. Когда мы на неё нажимаем, из неё выделяется жидкость. Возьмём теперь губку и представим, что это шляпка гриба. Опускаем губку в грязную воду, сжимаем в воде и разжимаем. Что произошло? Губка впитала в себя всю грязную воду и сама стала грязной. Вот так и грибы впитывают в себя грязный загазованный воздух и пыль. Даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными и ядовитыми.

- Как думаете, можно ли употреблять в пищу такие грибы (нет).

Грибы нельзя собирать у дороги ближе, чем на 200м.


- Люди, бывая в лесу, часто сбивают ядовитые грибы ногами, растаптывают их.

Как вы думаете, можно ли так делать?

- Нет. Этого делать нельзя. Ведь такие грибы служат кормом, а иногда и лекарством для лесных жителей: лосей, зайцев, а так же они украшают лес.


- А теперь попробуйте снова все вместе составить памятку для тех, кто любит собирать в лесу грибы.


9. Составление памятки для грибника. Работа в группе.

Проверка памятки


Сделаем вывод из услышанного.

1. Не собирайте неизвестные вам грибы, не пробуйте на вкус.

2. Нельзя собирать старые и червивые грибы.

3. Нельзя собирать грибы вдоль автодорог, надо углубиться в лес на 300-500 м от автострад.

4. Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.

5. Придя с прогулки, обязательно надо помыть руки.


Физкультминутка

Мы входим с вами в лес (маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками).

Посмотрели вправо, влево (наклоны вправо, влево),

Наклонились и присели (наклон вниз, приседание),

Заниматься тихо сели ( садятся за парты)

10. Продолжение изучения новой темы.

Вредные и жалящие насекомые.

- А теперь поговорим о насекомых.

- Каких насекомых нужно опасаться в лесу? (ответы детей)

- Кусали вас когда-нибудь жалящие насекомые, и что вы при этом испытывали?

Загадка

Где сладко, там она кружит.
Она жалит и жужжит,
Попадается в компот,
И много мёду нам даёт (пчела)

Слайд № 14, 15

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо (оса)

Укусы ос, пчел.

Жаля, пчела вводит небольшое количество яда. От этого укуса погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что ёж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает.

Серьёзно страдают от пчелиного яда и люди. На месте укуса видна ранка, иногда с торчащим жалом, возникает краснота, отёчность.

Конечно, пчелиный укус - вещь неприятная, но не злись на пчёл. Ведь пчёлы существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. И если вдруг пчела начала кружить около тебя, лучше всего замереть. Не дёргайся, даже когда она сядет на тебя, - пусть поизучает запах. Потом попробуй смахнуть её очень осторожно. Кстати, пчёл всегда привлекают блестящие украшения, сильные запахи одеколона или духов. А ещё их может привлечь твоя одежда, если на ней слишком яркие узоры.

Но тот же пчелиный яд успешно используется для исцеления от некоторых болезней. Из пчелиного яда изготавливают лечебные препараты.

Пчела не ужалит, если ее не трогать, не махать руками.

Шершни.

Шершни относятся к роду крупных ос.

Гнездятся в дуплах, на чердаках, гнёзда подвешивают к ветвям деревьев.

Последствия "укуса" шершня зависят от реакции организма укушенного. Яд шершней менее токсичен, чем пчелиный, жало при укусе не остаётся в ране (правда, шершень может нанести несколько укусов подряд). Укол жала шершня вызывает у человека боль и отёк, иногда обморок. При высокой чувствительности (аллергии) последствия могут оказаться более тяжёлыми, а при большом количестве укусов (например, если было потревожено гнездо шершней) возможен летальный исход, то есть смертельный.

- Правила поведения при встрече с жалящими насекомыми Слайд № 18

11. Оказание первой медицинской помощи

- А теперь представим, что вас укусила пчела, а мамы дома нет. Вы должны уметь оказать посильную первую помощь друг другу, а может и самому себе.

Первая помощь при укусе пчел, ос.

После укусов пчел и ос быстро удалите жало,

  • наложите примочки из нашатырного спирта (1 часть нашатырного спирта на 5 частей воды) или винного спирта (водка пополам с водой),

  • можно из раствора перекиси водорода, марганцовки, одеколона. Приложить холод. Вокруг ранки помазать бальзамом "Звёздочка".

Первая помощь при пчелином укусе

Если в ранке осталось жало (и мешочек с ядом), его необходимо удалить с помощью иглы или путем осторожного выскабливания тупой стороной тонкого ножа.

Инфекцию вызывает не укус или жало, а микробы, попадающие в ранку. Рекомендуется промыть место укуса водой с мылом.

Приложите ватку, смоченную водкой, раствором перекиси водорода или марганцовкой. Зуд уменьшают содовые примочки, бальзам "Звездочка"

12. Клещи. Слайд № 17

В последние годы существенной опасностью стал лесной клещ, к тому же переносящий энцефалит, это заболевание нервной системы.

Клещ - это маленький подкарауливающий "хищник", который поражает крупных животных и человека. Сидя на концах травинок и ветвей, он ждет пока "добыча" случайно не заденет их, мгновенно в прыжке прицепляется к жертве и быстро ползет по ней, отыскивая удобное для присасывания и укромное место: подмышечные впадины, шею (особенно за ушами), пах. При укусе клещ вводит в ранку обезболивающее вещество, поэтому замечают его иногда только на вторые-третьи сутки по зуду и воспалению кожи.

Наибольшая опасность клеща отмечается в мае-июне.

Для профилактики укусов подбирают одежду, полностью закрывающую и облегающую тело, шею и уши защищают капюшоном. Дома проводят полный осмотр тела и одежды.

Мелкие мошки.

Нередко мелкая букашка может угодить и в глаз. Тереть глаза ни в коем случае нельзя. Вначале нужно хорошенько поморгать и "пустить слезу", чтобы она вынесла чужеродное тело в угол глаза. Если соринка не удаляется, необходима медицинская квалифицированная помощь.

13. Закрепление нового материала. Работа с «Атласом определителем».

- Сейчас проверим, как вы запомнили ядовитые растения и грибы. Откройте тетрадь на странице 18, нужно из вкладыша наклеить соответствующую иллюстрацию на надпись.

Работа в тетрадях на печатной основе: стр. 18 задание 3, стр. 19 – 20 задание 5. Самостоятельно.


Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.

– Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.

– Смородина, малина, вороний глаз, черника.

– Пчела, муха, шмель, оса.

14. Рефлексия

- Наша прогулка закончилась. Выполнили мы задачи урока?

  • Игра "Собери лукошко" Слайд 21

  • Закончи предложение – Слайд 22, 23

1) Собирай грибы и ягоды, которые хорошо знаешь.

2) Жалящих насекомых пчёл, ос: не трогай, не тревожь.

3) После прогулки обязательно:

4) В лесу не:

Берегите лес!

15. Итог урока.

  • Понравилось ли вам на уроке?

  • Что именно вам запомнилось?

15. Домашнее задание

Вспомнить то, о чём говорили на уроке, подготовить рассказ о лесных опасностях.

Учебник стр. 28 – 29 читать, ответить на вопросы. Р/т - с.19 № 4

Литература.

  1. А.А.Плешаков Учебник "Окружающий мир" 2 класс. В 2 ч. Ч.2./ А.А.Плешаков. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

  2. Рабочая тетрадь 2 ч. к учебнику для 2 класса "Окружающий мир" А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

  3. А. А. Плешаков. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2012


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Лесные опасности"

Автор: Грызова Елена Ивановна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Лесные опасности "
    ["seo_title"] => string(18) "liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "202510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429267347"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по окружающему миру "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "153312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420992791"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация для урока окружающего мира "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "240306"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444992617"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку окружающего мира по теме "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "138636"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417585685"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация к уроку "Лесные опасности""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-k-uroku-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "194740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства