kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру с применением приемов личностоно-ориентированного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Лес и человек"»

Васильева Валентина Сергеевна МКОУ СОШ № 9 г. Аши Челябинской области

(с профессиональным обучением)


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова с применением приемов личностно - ориентированного обучения.


Тема: Лес и человек.

Цель урока.

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

  2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

  3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к  природе, культуру поведения.

Оборудование урока.

мультимедийный проектор, слайд-презентация, учебник «Окружающий мир 4 класс» (А.А.Плешаков), рабочая тетрадь, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Звучит песня “Лесной марш” (слова Синявского, музыка Ю.Чичкова).

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березках, которые надо сберечь).

- А кто должен оберегать леса? (Это должны делать люди). Сообщаются тема и цели урока.

- Тема нашего занятия – “Лес и человек” (записать на доске и в тетрадях).

Слайд 1

II. Проверка знаний и умений.

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

- Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются.

- Чей рисунок вам понравился больше всего и почему?

- О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам? Заслушивание сообщений, подготовленных дома.

- Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

Слайд 2

Блицтурнир «Я знаю лес».

- Какой лес мы называем тайгой”. (Хвойный)

- Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Расположены попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

- какое дерево является символом России? (Берёза)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка-летяга)

- Плодами, какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

-Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве подкрадывается тихо, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена

(Дуб) (Клен) (Липа) (Вяз)

2. Чьи это шишки?

(Ель) (Сосна) (Лиственница) (Пихта)

Слайд 3.

Тайга

Пихта


Береза


Кедровая сосна

Смешанный лес

Липа


Ольха


Сосна

Широколиственный лес

Лиственница


Дуб


Клен

Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произростают

Слайд 4.

IV. Работа над новой темой.

- Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя. Самостоятельное чтение)

- Так чем же является лес для человека? (Лес-это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить, и думать здесь…»). (Открывается первая карточка – «место отдыха»)

- А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. (Открывается вторая карточка – «аптека»). В лесу человек находит себе пищу-это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «нагнусь к нему напиться…». (Открывается карточка –«источник чистой воды и пищи»)

- А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова-это деревья, которые росли в лесу)

- Значит, лес для человека-это источник топлива. (Открывается карточка “источник топлива”)

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, двери. Из дерева строят и дома)

- А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Карандаши, линейка. Тетради и книги тоже сделаны из дерева)

- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. («Нас ждут в лесу рябина, орехи и чветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, …»)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут)

- Чем для них является лес? (Это их дом)

- Для кого еще лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых – жуков, пауков, червей)

- Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов. (Открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»)

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр.106-107 и вы узнаете, какую еще роль играет лес.

Слайд 5.


Место отдыха


Аптека


Источник чистой воды и пищи

Значение леса

Источник древесины


Источник топлива


Дом для растений, животных, грибов


Защитник воздуха, водоемов, почв

- Какие роли выполняет лес? (Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии)

- Чем является лес для воздуха? (Защитник!)

- Чему еще лес является защитником? (Водоемов и почв). (Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»)

- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеют реки, лес «питает» их)

- Как же лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Н.Некрасов

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

Слайд 6

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина «Лесозаготовки»). Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографии). Людям казалось, что лесов там много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей)

- Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

VI. Продолжение изучения новой темы.

- Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Рассказ читает ученик:

«Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! – Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида».

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

- Вот, во что может превратиться лес (показ фотографий несанкционированных свалок в пригородной зоне).

Слайд 7

- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Показ картин, фотографий “Пожар в лесу”)

Слайд8

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра. Вам предстоит дома составить памятку для таких горе-охотников и туристов, как разводить костер.

VII. Закрепление.

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Вырубка деревьев на берегах водоемов. Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение лесов бытовым мусором. Разведение костров)

Работа выполняется в парах.

- О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям)

Слайд 9

- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание.

Стр. 106–113.

“Проверь себя” - памятку записать в тетрадь.

Выполнить задание № 4 в рабочей тетради (стр.36)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Лес и человек"

Автор: Васильева Валентина Сергеевна

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Лес-наше богатство "
    ["seo_title"] => string(22) "lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412398299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Лес-наше богатство" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412399574"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока "Человек – часть природы. Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-chieloviek-chast-prirody-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "237863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444408788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта организованной учебной деятельности  Тема: «Человек, природа,здоровье»"
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-orghanizovannoi-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-tiema-chieloviek-priroda-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "302125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457070791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства