Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: Л. Толстой «Косточка»
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Косточка». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать.
Ресурсы: мультимедийный проектор, флипчарт, презентация физминутки, раздаточный материал (оценочные листы, листы А3, А4, маркеры, стикеры, смайлики).
Программный материал
Организация групп, листы оценивания
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Выразительное чтение стихотворения, защита проектов в группе, оценивание.
Создание проблемной ситуации (слайд 1):
- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
- А вы пробовали сливы? Что вы можете о них сказать?
- Как вы думаете, о чем будем сегодня читать произведение? Как будут развиваться события? (предположения детей)
(слайд 2)
Рассказывает ученик:
Лев Николаевич Толстой, известен не только своими романами и повестями, написанными для взрослых людей, но и рассказами, которые он писал для детей. Лев Николаевич написал детские рассказы для крестьянских детей, которые обучались в школе Ясной Поляны. Работа Л.Н.Толстого, как педагога, началась в 1859 году. Его школу посещало не большое количество крестьянских детей. Это были и мальчики и девочки. Яснополянская школа обучала детишек абсолютно бесплатно. Толстой старался писать для детей так, чтобы смысл написанного был понятен ребенку любого возраста.
Но не только обучением грамматике или счету уделял внимание Лев Николаевич. Много времени он проводил, рассказывая ребятишкам разные истории. Постепенно, из педагога, Толстой преобразуется в борца за идею всеобщего обучения грамоте. Он может считаться одним из первых, в своем роде, преподавателей, которые отрицали идею «образования только для богатых».
Первой книгой, написанной для детей Львом Николаевичем Толстым, была «Азбука». В ней писатель публикует некоторые свои рассказы, адресованные ребятишкам. Читая детские рассказы Толстого, выросло не одно поколение детей. Лев Николаевич считал, что в книге ребенок должен черпать не только необходимые знания, но и учиться доброте, правильному поведению с себе подобными и природой.
Выставка книг Л. Толстого
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Толстого, который называется «Косточка». Но это не просто рассказ, это произведение можно назвать «быль».
1.Работа со словарем:
Быль -
2.Работа в группах.
(Чтение текста, составление вопросов другим группам)
- Как вы думаете, что хотел сказать вам великий писатель, педагог своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)
- Вам по 9 лет, вы этого не знали?
- Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?
- Я предлагаю вам разобраться, для чего Л. Толстой написал «Косточку»? Что он хотел сказать своим рассказом?
Работа в группах.
Составление кластера
- Кто является главным героем рассказа?
- Опишите мальчика, что вы можете о нем рассказать? Что узнали?
Ромашка Блума.
Уточнение характеристик главного героя.
Простой вопрос. – Ваня когда-нибудь пробовал сливы?
Уточняющий вопрос. – Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
Интерпретационный (объясняющий) вопрос.– Почему же он съел сливу?
Творческий вопрос. – Что было бы, если бы Ваня не съел сливу?
Оценочный вопрос. – Ваня распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему?
Практический вопрос. – Как бы Вы поступили на месте Вани?
- Работа с иллюстрацией.
-Посмотрите на иллюстрацию А.Ф. Пахомова к рассказу, кого из членов семьи мы можем увидеть?
- Давайте вернемся к нашему ряду Ваниных эмоций. Посмотрим, как менялось его настроение.
– Почему Ваня покраснел? (положить картинку)
– Почему побледнел? (выложить картинку)
– Как вы поняли, зачем отец за столом завел этот разговор?
– Когда все засмеялись, какой был смех?
– Что можете сказать о семье Вани?
Работа в группах
Семья Вани
Дружная, добрая
Учит, помогает, заботится
Семья – самое дорогое для человека
Уют
Работа в группах.
- Соберите пословицу, объясните её смысл.
1 группа.
В дружной семье и в холод тепло.
2 группа.
Добрая семья прибавит разума, ума.
3 группа.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
4 группа.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Какая из пословиц больше всего по смыслу подходит к рассказу «Косточка»?
Работа по группам
- Напишите письмо Ване.
- - Теперь мы можем ответить на вопрос, зачем
Л. Толстой написал «Косточку»?
(ответы детей)
- Чему нас научило это произведение?
(дети пишут свое мнение, крепят на доску)
Подведение итогов по оценочным листам
- Оцените, как вам понравилась сегодня работа на уроке , какое у вас настроение.
Выразительное чтение рассказа
- Задание на анализ, синтез, оценивание (творческое задание – написание рассказа о поучительной семейной ситуации)
- Задание на анализ и синтез (творческое задание – написать письмо семье Вани)
- Найти к тексту пословицы, поговорки, загадки о семье