kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровообращение. Органы дыхания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с органами дыхания, со связью системы кровообращения и дыхательгой системы, со способами сохранения органов дыхания здоровыми

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровообращение. Органы дыхания.»

Тема. Дыхание.

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

-об органах, которые образуют дыхательную систему человека;

-о связи дыхательной системы и системы кровообращения;

-о способах сохранения органов дыхания.

Задачи:

-содействовать развитию умений анализировать, выделять главное, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебным пособием;

-способствовать овладению способами совместной деятельности, воспитанию организованности, основ здорового образа жизни.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды мультимедиапрезентации, таблица «Дыхание человека», учебное пособие.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Ребята,

-я прошу улыбнуться тех, кто пришёл с хорошим настроением;

-я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

-хлопните в ладоши те, кто готов слушать друг друга и не перебивать;

-сядьте те, кто готов к новым исследованиям.


-И так, приступим к работе.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

а) Вступительная беседа.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы вели разговор на прошлом уроке. А поможет нам стихотворение.

Сосудики наши, артерии, вены

Кровью наполнены неизменно.

Кругами бежать она не устала,

За кругом большим сразу следует малый.

Красные шарики-эритроциты

Цепочкой бегут и бегут деловито.

Питание органам и кислород

Каждая крошка такая несёт.

Крови не будет – не будет и жизни,

Очень важна она в организме! (Н. Кнушевицкая)


- Так какова была тема домашнего задания? (Кровообращение)

-Мы говорили с вами о важнейшей системе в организме человека- системе кровообращения.

б) Проверка домашнего задания. Игра «Аукцион знаний».

-А сейчас проверим, как вы усвоили домашний материал и поиграем в игру «Аукцион знаний».

1.По чему движется кровь в нашем организме? (по кровеносным сосудам). Отвечает тот, у кого карточка с ответом на этот вопрос, после чего задаёт вопрос из своей карточки.


2. Какой орган заставляет кровь двигаться по сосудам? (сердце)

3.Что относится к системе кровообращения? (сердце и кровеносные сосуды)

4.В чем заключается функция крови? (кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества)

5.Для чего нам нужны питательные вещества? (для роста, восстановления сил)

6.Почему сердце нужно укреплять? (чтобы сохранить здоровым; чем лучше работает сердце, тем больше кислорода и питательных веществ поступает в организм)

7. Что следует делать для укрепления сердца? (заниматься спортом, соблюдать режим дня, играть на свежем воздухе, делать добрые дела)


-Молодцы, ребята, двигаемся дальше.

-Интересную информацию о сердце подготовили для вас ваши одноклассники.


Из детской энциклопедии «Тело человека» я узнал, что сердце – это сильная мышца, которая качает кровь, как насос и направляет её во все уголки тела. Кровь разносит по всему организму кислород, который мы вдыхаем из воздуха и питательные вещества из съеденной пищи. Формой сердце напоминает грушу. Находится оно в груди, под защитой рёбер.

Кровь расходится от сердца по сосудам -артериям, а обратно к сердцу она идёт по венам.


Сердце – это самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека оно совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений!

Принято считать, что сердце располагается с левой стороны. Это заблуждение: сердце находится между лёгкими, в середине грудной клетки. А удары слышатся с левой стороны, потому что аорта (самая большая артерия в организме человека) направлена влево.


III. Этап усвоения новых знаний.

а) Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем изучать строение нашего организма. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

Ходим мы, играем, пишем,

И всё время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас лёгких пара.

И они, подумать только,

Все разделены на дольки,

Невесомы и воздушны.

Наши лёгкие послушно

Выдох делают за вздохом.

Нам без них пришлось бы плохо! (Н. Кнушевицкая)


-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (на доске)

-На какие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы? (почему человек дышит, как воздух поступает в лёгкие, что человеку надо для дыхания)

-Для чего мы будем изучать эту тему? (чтобы узнать, как воздух поступает в лёгкие; как сохранить здоровыми органы дыхания)

-Нам предстоит познакомится с органами дыхания; установить, как органы дыхания связаны с органами кровообращения; узнать, как сохранить здоровыми органы дыхания.

б) Подготовительная беседа.

-Как только ребёнок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он здоровается, как умеет? Может и так. Но этот крик имеет и другое значение. С первым криком расправляются лёгкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все с нетерпением ждут этот крик. Ведь если без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, то без дыхания он погибнет через несколько минут. Когда мы хотим сказать, что без чего-то не можем обойтись, то говорим: «Нужен, как воздух…»

Основным органом, благодаря которому мы дышим, являются лёгкие. Они работают и днём, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом- всю нашу жизнь. Они работают, как газовый насос.

-На каком «газе» работает этот насос?

-Мы вдыхаем воздух. А чтобы попасть в лёгкие, воздух проходит длинный путь по целой системе трубок.

-Как вы думаете, откуда начинается этот путь?

-Конечно, с носа. Здесь воздух очищается: волосики, растущие в ноздрях, задерживают крупные частички и пылинки, которые могли бы повредить нежную ткань лёгких. Здесь же воздух согревается. Согревание происходит потому, что носовые ходы очень узкие, и в их стенках очень много кровеносных сосудов. Постоянно циркулирующая кровь согревает стенки, а от них нагревается воздух. Поэтому важно дышать носом, а не ртом.

Из носа согретый и очищенный воздух попадает в гортань, а затем по воздушной трубе- трахее- в бронхи. Внутри бронхов имеются малюсенькие реснички, которые очень быстро (со скоростью 500 раз в минуту) трепещут и выталкивают наружу прорвавшуюся сюда пыль. Без этих ресничек в наших лёгких в течение жизни скопилось бы полведра пыли!

Бронхи входят в лёгкие и там разветвляются, как корни дерева. Вот так и поступает воздух в лёгкие.


-Какие же органы образуют дыхательную систему человека?

в) Самостоятельная работа.

Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие

Бронхи

Гортань

Носовая полость

Трахея

Легкие


Самопроверка. Покажите +, кто выполнил правильно.

г) «Мозговой штурм» (доклад).

-Объясните высказывание «Не в то горло попало».


-Вдыхаемый носом воздух сначала попадает в носоглотку. Туда же попадает сначала и еда, которую мы едим. После этого путь еды и воздуха расходится: воздух должен попасть в гортань, а еда – в пищевод.

Если дотронуться рукой до шеи, то можно почувствовать трубку гортани (ребята дотрагиваются до шеи). Внутри её находится надгортанник. Его работа заключается в закрытии входа в гортань при глотании. Именно поэтому еда не попадает в гортань, когда мы её глотаем, а направляется в пищевод. Но если одновременно разговаривать и принимать пищу, то надгортанник может не закрыться вовремя и человек может подавиться.

е) Работа с учебным пособием.

-На с.116 найдите ответ на вопрос: какова связь органов дыхания и системы кровообращения?

ж) Практическая работа.

-А сейчас мы с вами понаблюдаем за своим дыханием.

1.Задержите дыхание, кто сколько сможет выдержать.

Песочные часы показывают меньше минуты.

- Оказывается, человек не может не дышать. Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3–4 минуты, хорошо тренированные (пловцы, ныряльщики) – на 5–6 минут.

2.Сидя за партой, положите ладонь между грудью и животом. Не задерживая дыхание, подсчитайте, сколько вдохов и выдохов вы сделаете за минуту.

3.А сейчас встанем и сделаем 10 приседаний. Подсчитаем число вдохов и выдохов за минуту.

-Как изменилось ваше дыхание? (участилось)

-Почему увеличилось количество вдохов и выдохов после приседаний?

-В чем возникла потребность вашего организма? (в воздухе, потребность в кислороде увеличилась при движении)

-В спокойном состоянии взрослый человек делает 16-20 вдохов и выдохов в минуту, а при физических нагрузках мышцам требуется больше кислорода.

з) Работа в парах.

- Рассмотрим рисунки на с. 118.

-Кто из детей поступает правильно, чтобы сохранить здоровыми органы дыхания?

- Сравним наши ответы с текстом, прочитав материал на странице 118-119 и найдём ответ на вопрос: что надо делать, чтобы сохранить здоровыми органы дыхания?

-Соедините части предложений.

*Чтобы быть здоровым, (очень важно дышать свежим воздухом)

* Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку, (так как

чистый воздух целителен, в нём много кислорода)

* Для растущего организма очень вредно курение, (так как табачный дым

содержит опасный яд – никотин)

Проверка (1человек).

Разыгрывается сценка “У врача”

  • Здравствуйте!

  • Здравствуй!

  • На что жалуетесь?

  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.

  • Зарядку делаешь?

  • Да.

  • На воздухе бываешь?

  • Да.

  • Ничего не понимаю. А может, ты куришь?

  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”.

  • А ты знаешь, что курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься физкультурой и спортом.

-Я надеюсь, что вы никогда не будете курить, т.к. курение очень вредно для здоровья.


IV. Этап закрепления новых знаний.

а) Работа в группах

У каждой микрогруппы карточка с заданием.


1 группа: Подготовить плакат «Как сохранить лёгкие здоровыми». Соотнести правила сохранения лёгких здоровыми с соответствующими рисунками.


Старайся меньше дышать загрязнённым воздухом.

Чаще ходи в парк, выезжай за город.

Старайся поменьше простужаться – инфекция может проникнуть в лёгкие и вызвать тяжёлые заболевания.

Алкоголь и курение очень вредны для здоровья.

Чаще проветривай помещение. Проветривание уносит пыль и излишки углекислого газа.

Неправильная осанка затрудняет дыхание.

Комнатные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Нельзя разговаривать и смеяться во время еды.



2 группа: Работа с кроссвордом.

1.Система человека, благодаря которой организм удовлетворяет свою главную потребность в насыщении кислородом.

2.Орган дыхания, куда первым делом попадает воздух, где он согревается и очищается.

3.Орган дыхания, куда воздух поступает после очистки и подогрева.

4.Хрящеватая трубка, по которой воздух движется дальше.

5.Орган дыхания, по которому воздух проходит в главный орган человека.

6.Главный орган дыхания человека.







д



ы

б

р

о

н

х

и


а


т

л

е

г

к

и

е




л

ь

г

н

о

а

т

р

а

х

е

я


т



а

н

о

с


ь





3 группа: Подготовить устный журнал «Любопытные факты».

Учащиеся в книге Л.И.Дурейко, Г.Д.Лосевой «Всё о твоём здоровье» находят ответы на вопросы:

1.Почему лёгкие разные по размеру? (левое лёгкое вытянулось, потому что часть пространства оно «уступило» сердцу)

2. Почему лёгкие называются лёгкими? (средняя масса одного лёгкого 374 грамма)

3.Почему мы чихаем и кашляем? (кашель и чихание-наши помощники, во время еды пища может попасть в дыхательное горло. Вместе с кашлем крошки вылетают изо рта. При болезни кашель удаляет из верхних дыхательных путей скопившуюся там слизь, мокроту. Чихание освобождает от пылевых частиц или слизи носовые ходы)


б) Выполнение теста.

-А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока, выполнив тест. Спрогнозируйте свой ответ.


1.Как называется система, в которую объединяются органы дыхания?

а) дыхательная

б) пищеварительная

в) нервная

2.Органы дыхания.

а) пищевод, печень, желудок.

б) глотка, кишечник, лёгкие.

в) трахея, бронхи, лёгкие.

3.Куда вначале попадает воздух?

а) в нос

б) в лёгкие

в) в трахею

4.Что происходит с воздухом в носу?

а) согревается

б) очищается

в) согревается и очищается

5.Определи последовательность работы органов дыхания при вдохе.

а) бронхи, нос, лёгкие, трахея

б) нос, трахея, бронхи, лёгкие

в) лёгкие, бронхи, трахея, нос


Проверка по ключу (1-а, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б)

- Кто выполнил тест лучше, чем спрогнозировал?

- А кто выполнил без ошибок?

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

С.115-119, читать и отвечать на вопросы, найти интересные факты о дыхании.

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель мы поставили перед собой?

- Достигли мы поставленной цели?

-Что полезного для себя вы узнали на уроке?


У каждого из вас на парте листочки.

Оцените свою работу на уроке по трём направлениям.

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял



Урок окончен.




































1




5










6











3




4











2









2 группа: Работа с кроссвордом.

1.Система человека, благодаря которой организм удовлетворяет свою главную потребность в насыщении кислородом.

2.Орган дыхания, куда первым делом попадает воздух, где он согревается и очищается.

3.Орган дыхания, куда воздух поступает после очистки и подогрева.

4.Хрящеватая трубка, по которой воздух движется дальше.

5.Орган дыхания, по которому воздух проходит в главный орган человека.

6.Главный орган дыхания человека.



3 группа: Подготовить устный журнал «Любопытные факты».

1.Почему лёгкие разные по размеру? (левое лёгкое вытянулось, потому что часть пространства оно «уступило» сердцу)

2. Почему лёгкие называются лёгкими? (средняя масса одного лёгкого 374 грамма)

3.Почему мы чихаем и кашляем? (кашель и чихание-наши помощники, во время еды пища может попасть в дыхательное горло. Вместе с кашлем крошки вылетают изо рта. При болезни кашель удаляет из верхних дыхательных путей скопившуюся там слизь, мокроту. Чихание освобождает от пылевых частиц или слизи носовые ходы)





Сосудики наши, артерии, вены

Кровью наполнены неизменно.

Кругами бежать она не устала,

За кругом большим сразу следует малый.

Красные шарики-эритроциты

Цепочкой бегут т бегут деловито.

Питание органам и кислород

Каждая крошка такая несёт.

Крови не будет – не будет и жизни,

Очень важна она в организме!



по кровеносным сосудам

Какой орган заставляет кровь двигаться по сосудам?



сердце

Что относится к системе кровообращения?



сердце и кровеносные сосуды

В чем заключается функция крови?



кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества

Для чего нам нужны питательные вещества?



для роста, восстановления сил

Почему сердце нужно укреплять?


чтобы сохранить здоровым; чем лучше работает сердце, тем больше кислорода и питательных веществ поступает в организм

Что следует делать для укрепления сердца?



заниматься спортом, соблюдать режим дня, играть на свежем воздухе, делать добрые дела

Из детской энциклопедии «Тело человека» я узнал, что сердце – это сильная мышца, которая качает кровь, как насос и направляет её во все уголки тела. Кровь разносит по всему организму кислород, который мы вдыхаем из воздуха и питательные вещества из съеденной пищи. Формой сердце напоминает грушу. Находится оно в груди, под защитой рёбер.

Кровь расходится от сердца по сосудам -артериям, а обратно к сердцу она идёт по венам.


Сердце – это самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека оно совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений!

Принято считать, что сердце располагается с левой стороны. Это заблуждение: сердце находится между лёгкими, в середине грудной клетки. А удары слышатся с левой стороны, потому что аорта (самая большая артерия в организме человека) направлена влево.


Ходим мы, играем, пишем,

И всё время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас лёгких пара.

И они, подумать только,

Все разделены на дольки,

Невесомы и воздушны.

Наши лёгкие послушно

Выход делают за вздохом.

Нам без них пришлось бы плохо!



-Вдыхаемый носом воздух сначала попадает в носоглотку. Туда же попадает сначала и еда, которую мы едим. После этого путь еды и воздуха расходится: воздух должен попасть в гортань, а еда – в пищевод.

Если дотронуться рукой до шеи, то можно почувствовать трубку гортани (ребята дотрагиваются до шеи). Внутри её находится надгортанник. Его работа заключается в закрытии входа в гортань при глотании. Именно поэтому еда не попадает в гортань, когда мы её глотаем, а направляется в пищевод. Но если одновременно разговаривать и принимать пищу, то надгортанник может не закрыться вовремя и человек может подавиться.













  • Здравствуйте!

  • Здравствуй!

  • На что жалуетесь?

  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.

  • Зарядку делаешь?

  • Да.

  • На воздухе бываешь?

  • Да.

  • Ничего не понимаю. А может, ты куришь?

  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”.

  • А ты знаешь, что курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься физкультурой и спортом.




  • Здравствуйте!

  • Здравствуй!

  • На что жалуетесь?

  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.

  • Зарядку делаешь?

  • Да.

  • На воздухе бываешь?

  • Да.

  • Ничего не понимаю. А может, ты куришь?

  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”.

  • А ты знаешь, что курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься физкультурой и спортом.



Найдите ответы на вопросы:

1.Почему лёгкие разные по размеру?

2. Почему лёгкие называются лёгкими?

3.Почему мы чихаем и кашляем?




Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял



Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял



Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял



Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Урок прошёл

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял





Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие



Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие


Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие



Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие



Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие


Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие



Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие



Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие


Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие


Бронхи


Гортань


Носовая полость


Трахея


Лёгкие








Чтобы быть здоровым,


так как чистый воздух целителен, в нём много кислорода.

Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку,


так как табачный дым содержит опасный яд – никотин.

Для растущего организма очень вредно курение,

очень важно дышать свежим воздухом.



Чтобы быть здоровым,


так как чистый воздух целителен, в нём много кислорода.

Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку,


так как табачный дым содержит опасный яд – никотин.

Для растущего организма очень вредно курение,

очень важно дышать свежим воздухом.





Чтобы быть здоровым,


так как чистый воздух целителен, в нём много кислорода.

Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку,


так как табачный дым содержит опасный яд – никотин.

Для растущего организма очень вредно курение,

очень важно дышать свежим воздухом.



Чтобы быть здоровым,


так как чистый воздух целителен, в нём много кислорода.

Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку,


так как табачный дым содержит опасный яд – никотин.

Для растущего организма очень вредно курение,

очень важно дышать свежим воздухом.



Подготовить плакат «Как сохранить лёгкие здоровыми». Соотнести правила сохранения лёгких здоровыми с соответствующими рисунками.


Старайся меньше дышать загрязнённым воздухом.

Чаще ходи в парк, выезжай за город.

Старайся поменьше простужаться– инфекция может проникнуть в лёгкие и вызвать тяжёлые заболевания.

Алкоголь и курение очень вредны для здоровья.

Чаще проветривай помещение. Проветривание уносит пыль и излишки углекислого газа.

Неправильная осанка затрудняет дыхание.

Комнатные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Нельзя разговаривать и смеяться во время еды.


1.Как называется система, в которую объединяются органы дыхания?

а) дыхательная

б) пищеварительная

в) нервная

2.Органы дыхания.

а) пищевод, печень, желудок.

б) глотка, кишечник, лёгкие.

в) трахея, бронхи, лёгкие.

3.Куда вначале попадает воздух?

а) в нос

б) в лёгкие

в) в трахею

4.Что происходит с воздухом в носу?

а) согревается

б) очищается

в) согревается и очищается

5.Определи последовательность работы органов дыхания при вдохе.

а) бронхи, нос, лёгкие, трахея

б) нос, трахея, бронхи, лёгкие

в) лёгкие, бронхи, трахея, нос



1.Как называется система, в которую объединяются органы дыхания?

а) дыхательная

б) пищеварительная

в) нервная

2.Органы дыхания.

а) пищевод, печень, желудок.

б) глотка, кишечник, лёгкие.

в) трахея, бронхи, лёгкие.

3.Куда вначале попадает воздух?

а) в нос

б) в лёгкие

в) в трахею

4.Что происходит с воздухом в носу?

а) согревается

б) очищается

в) согревается и очищается

5.Определи последовательность работы органов дыхания при вдохе.

а) бронхи, нос, лёгкие, трахея

б) нос, трахея, бронхи, лёгкие

в) лёгкие, бронхи, трахея, нос





Тема. Дыхание.

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление об органах дыхания

Задачи:

содействовать развитию умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебным пособием:

способствовать овладению способами совместной деятельности, воспитанию организованности, основ здорового образа жизни.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды мультимедиапрезентации, таблица «Дыхание человека», учебное пособие.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Ребята,

-я прошу улыбнуться тех, кто пришёл с хорошим настроением;

-я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

-хлопните в ладоши те, кто готов слушать друг друга и не перебивать;

-сядьте те, кто готов к новым исследованиям.


-И так, приступим к работе.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

а) Вступительная беседа.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы вели разговор на прошлом уроке. А поможет нам стихотворение.

Сосудики наши, артерии, вены

Кровью наполнены неизменно.

Кругами бежать она не устала,

За кругом большим сразу следует малый.

Красные шарики-эритроциты

Цепочкой бегут т бегут деловито.

Питание органам и кислород

Каждая крошка такая несёт.

Крови не будет – не будет и жизни,

Очень важна она в организме! (Н. Кнушевицкая)


- Так какова была тема домашнего задания? (Кровообращение)

-Мы говорили с вами о важнейшей системе в организме человека- системе кровообращения.

б) Проверка домашнего задания. Игра «Аукцион знаний».

-А сейчас проверим, как вы усвоили домашний материал и поиграем в игру «Аукцион знаний».

1.По чему движется кровь в нашем организме? (по кровеносным сосудам). Отвечает тот, у кого карточка с ответом на этот вопрос, после чего задаёт вопрос из своей карточки.


2. Какой орган заставляет кровь двигаться по сосудам? (сердце)

3.Что относится к системе кровообращения? (сердце и кровеносные сосуды)

4.В чем заключается функция крови? (кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества)

5.Для чего нам нужны питательные вещества? (для роста, восстановления сил)

6.Почему сердце нужно укреплять? (чтобы сохранить здоровым; чем лучше работает сердце, тем больше кислорода и питательных веществ поступает в организм)

7. Что следует делать для укрепления сердца? (заниматься спортом, соблюдать режим дня, играть на свежем воздухе, делать добрые дела)



-Молодцы, ребята, двигаемся дальше.

-Интересную информацию о сердце подготовили для вас ваши одноклассники.

Из детской энциклопедии «Тело человека» я узнал, что сердце – это сильная мышца, которая качает кровь, как насос и направляет её во все уголки тела. Кровь разносит по всему организму кислород, который мы вдыхаем из воздуха и питательные вещества из съеденной пищи. Формой сердце напоминает грушу. Находится оно в груди, под защитой рёбер.

Кровь расходится от сердца по сосудам -артериям, а обратно к сердцу она идёт по венам.


Сердце – это самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека оно совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений!

Принято считать, что сердце располагается с левой стороны. Это заблуждение: сердце находится между лёгкими, в середине грудной клетки. А удары слышатся с левой стороны, потому что аорта (самая большая артерия в организме человека) направлена влево.


III. Этап усвоения новых знаний.

а) Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем изучать строение нашего организма. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

Ходим мы, играем, пишем,

И всё время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром

Есть у всех нас лёгких пара.

И они, подумать только,

Все разделены на дольки,

Невесомы и воздушны.

Наши лёгкие послушно

Выход делают за вздохом.

Нам без них пришлось бы плохо! (Н. Кнушевицкая)


-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (на доске)

-На какие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы? (почему человек дышит, как воздух поступает в лёгкие, что человеку надо для дыхания)

-Для чего мы будем изучать эту тему? (чтобы узнать, как воздух поступает в лёгкие; как сохранить здоровыми органы дыхания)

-Нам предстоит познакомится с органами дыхания; установить, как органы дыхания связаны с органами кровообращения; узнать, как сохранить здоровыми органы дыхания.

б) Подготовительная беседа.

-Как только ребёнок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он здоровается, как умеет? Может и так. Но этот крик имеет и другое значение. С первым криком расправляются лёгкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все с нетерпением ждут этот крик. Ведь если без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, то без дыхания он погибнет через несколько минут. Когда мы хотим сказать, что без чего-то не можем обойтись, то говорим: «Нужен, как воздух…»

Основным органом, благодаря которому мы дышим, являются лёгкие. Они работают и днём, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом- всю нашу жизнь. Они работают, как газовый насос.

-На каком «газе» работает этот насос?

-Мы вдыхаем воздух. А чтобы попасть в лёгкие, воздух проходит длинный путь по целой системе трубок.

-Как вы думаете, откуда начинается этот путь?

-Конечно, с носа. Здесь воздух очищается: волосики, растущие в ноздрях, задерживают крупные частички и пылинки, которые могли бы повредить нежную ткань лёгких. Здесь же воздух согревается. Согревание происходит потому, что носовые ходы очень узкие, и в их стенках очень много кровеносных сосудов. Постоянно циркулирующая кровь согревает стенки, а от них нагревается воздух. Поэтому важно дышать носом, а не ртом.

Из носа согретый и очищенный воздух попадает в гортань, а затем по воздушной трубе- трахее- в бронхи. Внутри бронхов имеются малюсенькие реснички, которые очень быстро (со скоростью 500 раз в минуту) трепещут и выталкивают наружу прорвавшуюся сюда пыль. Без этих ресничек в наших лёгких в течение жизни скопилось бы полведра пыли!

Бронхи входят в лёгкие и там разветвляются, как корни дерева. Вот так и поступает воздух в лёгкие.

-Какие же органы образуют дыхательную систему человека?

в) Самостоятельная работа.

Установите правильную последователь­ность.

Путь воздуха в лёгкие

Бронхи

Гортань

Носовая полость

Трахея

Легкие

Самопроверка. Покажите +, кто выполнил правильно.

г) «Мозговой штурм» (доклад).

-Объясните высказывание «Не в то горло попало».

-Вдыхаемый носом воздух сначала попадает в носоглотку. Туда же попадает сначала и еда, которую мы едим. После этого путь еды и воздуха расходится: воздух должен попасть в гортань, а еда – в пищевод.

Если дотронуться рукой до шеи, то можно почувствовать трубку гортани (ребята дотрагиваются до шеи). Внутри её находится надгортанник. Его работа заключается в закрытии входа в гортань при глотании. Именно поэтому еда не попадает в гортань, когда мы её глотаем, а направляется в пищевод. Но если одновременно разговаривать и принимать пищу, то надгортанник может не закрыться вовремя и человек может подавиться.

е) Работа с учебным пособием.

-На с.116 найдите ответ на вопрос: какова связь органов дыхания и системы кровообращения?

ж) Практическая работа.

-А сейчас мы с вами понаблюдаем за своим дыханием.

1.Задержите дыхание. Определите время, в течение которого вы смогли не дышать.

-Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода.

2.Сидя за партой, положите ладонь между грудью и животом. Не задерживая дыхание, подсчитайте, сколько вдохов и выдохов вы сделаете за минуту.

3.А сейчас встанем и сделаем 10 приседаний. Подсчитаем число вдохов и выдохов за минуту.

-Как изменилось ваше дыхание? (участилось)

-Почему увеличилось количество вдохов и выдохов после приседаний?

-В чем возникла потребность вашего организма? (в воздухе, потребность в кислороде увеличилась при движении)

-В спокойном состоянии взрослый человек делает 16-20 вдохов и выдохов в минуту, а при физических нагрузках мышцам требуется больше кислорода.

з) Работа в парах

Прочитайте материал на странице 118-119 и найдите ответ на вопрос:

что надо делать, чтобы сохранить здоровыми органы дыхания?

-Соедините части предложений.

*Чтобы быть здоровым, (очень важно дышать свежим воздухом)

* Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку, (так как

чистый воздух целителен, в нём много кислорода)

* Для растущего организма очень вредно курение, (так как табачный дым

содержит опасный яд – никотин)



IV. Этап закрепления новых знаний.

а) Работа в группах


-Работа с кроссвордом

С.127

С. 116

С.115(инт факты)



  1. Как называется система, в которую объединяются органы дыхания?

В) дыхательная

С) пищеварительная

D) нервная

  1. Органы дыхания.

A) пищевод, печень, желудок.

B) глотка, кишечник, лёгкие.

C) трахея, бронхи, лёгкие.

  1. Куда вначале попадает воздух?

A) в нос

B) в лёгкие

C) в трахею

  1. Что происходит с воздухом в носу?

A) согревается

B) очищается

C) согревается и очищается

  1. Определи последовательность работы органов дыхания при вдохе.

A) бронхи, нос, лёгкие, трахея

B) нос, трахея, бронхи, лёгкие

C) лёгкие, бронхи, трахея, нос



 Разыгрывается сценка “У врача”

  • Здравствуйте!

  • Здравствуй!

  • На что жалуетесь?

  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.

  • Зарядку делаешь? На воздухе бываешь? Ничего не понимаю. А может, ты куришь?

  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”.

  • Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься физкультурой и спортом.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

С.115-119, читать и отвечать на вопросы, найти интер.факты о дыхании.

VI. Итог урока. Рефлексия.







































Во время вдоха

К ислород попадает в легкие

Г рудь поднимается

К ислород попадает в кровь

Л егкие увеличиваются

К ислород по кровеносным сосудам распространяется по телу

Учащиеся в клеточках устанавливают последовательность, записывая цифрами.

– Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
– Что почувствовали? (Хочется сразу глубоко вдохнуть.)
– Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода. Итак мы должны ответить на вопрос: для чего и как мы дышим?

Тема. Дыхание

Цели. Формировать представления о дыхательной системе, о значении

органов дыхания для организма, взаимосвязи их строения с функциями.

Содействовать осознанию вреда курения для человека, продолжить

воспитание бережного отношения к своему здоровью. Способствовать

развитию познавательного интереса к предмету, наблюдательности,

мышления.

Оборудование: презентация «Дыхание», таблицы: «Дыхание человека»,

«Опора тела и движения», «Формирование правильной осанки», тест «Опора

тела и движения», тест «Как я забочусь о своих органах дыхания», картинки

о вреде курения и пользе здорового образа жизни

1.Орг.момент

-Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим

настроением и с хорошими мыслями. Желаю, чтоб на уроке вам, ребята,

сопутствовал успех, чтобы вы были активны и внимательны и любую работу

выполняли с хорошим настроением.

2.Проверка домашнего задания

Игра «Аукцион знаний»

- Урок мы начинаем с проверки домашнего задания, а заодно и поиграем в

игру, которая называется «Аукцион знаний».

-Давайте все вместе назовём тему домашнего задания (Опора тела и

движение)

-Игра «Аукцион знаний» начинается. Кто хочет задать одноклассникам

первый вопрос по теме «Опора тела и движение»? (Учащиеся задают

вопросы по теме домашнего задания). Предполагаемые вопросы:

1.Что составляет опорно-двигательную систему человека? Назвать и показать

на рисунке.

2.Какое значение имеют скелет и мышцы?

3.Как влияют на мышцы и скелет занятия физкультурой и спортом,

физическим трудом?

4.Почему важна правильная осанка? Как её выработать?

5.Какая рука у вас сильнее – правая или левая? Объясните почему?

6. Почему учащимся надо ходить в школу с рюкзаками, а не с портфелями,

сумками?

-Молодцы, ребята, отлично справились с заданиями.

Игровое задание «Верно ли, что...»

- Поиграем ещё в одну игра «Верно ли, что...». При верном утверждении -

хлопните в ладоши, при неверном – помашите руками.

– Признаками хорошей осанки служат: прямая спина, расправленные плечи

– При плохой осанке хуже работает сердце, труднее дышать

– При письме нужно опираться грудью о стол

– Нельзя носить ранец и другие тяжести в одной руке



– Скелет служит опорой тела и защиты внутренних органов от повреждения

– Функцию стержня скелета выполняют мышцы

Дополнительная информация по теме домашнего задания

-Интересную информацию из детской энциклопедии «Тело человека» по

теме «Опора тела и движение» для вас подготовил ваш одноклассник. Сейчас

он расскажет о прочитанном.

Например. - Из детской энциклопедии, которая называется «Тело человека»,

я узнал о строении костей. В костях есть костный мозг. Костный мозг в

полости длинных костей окружён губчатой костной тканью. Внешний слой

составляет компактная ткать, покрытая снаружи тонким слоем надкостницы.

Во всех костях есть кровеносные сосуды, нервы, а также живые клетки –

остеоциты, остеобласты, остеокласты. За счёт них кость растёт, укрепляется

и накапливает минеральные вещества.

-Ещё я узнал о мимических мышцах. Мимические мышцы прикреплены не к

костям, а к другим мышцам или к коже. Благодаря этому малейшее их

сокращение изменяет выражение нашего лица. Целая группа мышц

задействована, когда мы улыбаемся. Это большие и малые скуловые мышцы,

тянущие вверх уголки рта, и две круговые мышцы глаз, собирающие кожу в

их уголках в морщинки.

Тест по теме «Опора тела и движение»

-Обобщим знания по теме «Опора тела и движение» и выполним тестовые

задания в тетради (стр. 35)

Взаимопроверка работ в паре.

-Поднимите руки те, у кого не было ошибок в заданиях? У кого была

1ошибка, 2 ошибки, 3 и более ошибок?

- Скажите, пожалуйста, какие предметы, позволяющие сохранить здоровье

позвоночника, вы только что раскрасили в тетради, выполняя задание номер

3. (Рюкзак, продукты питания: сыр и орехи, ребят правильно сидящих за

столом при чтении и письме)

- А что ещё необходимо выполнять по утрам, для сохранения здоровья

позвоночника? (По утрам необходимо выполнять утреннюю зарядку)

-А кто сегодня утром выполнял утреннюю зарядку?

-Ну, а сейчас, я предлагаю всем вместе выполнить мультзарядку.

Мультзарядка (видео)

3.Сообщение темы, целей учебного занятия

- Новую тему сегодняшнего учебного занятия вы узнаете, если ответите на

мои вопросы.

-Что объединяет следующие слова: нос, легкие, кислород, углекислый газ?

- Что не устаёт делать человек всю жизнь? (Дышать)

- Что мы делаем без остановки, даже сейчас, когда отвечаем на эти вопросы?

Дышим

-Тему сегодняшнего урока читаем все вместе на доске: «Дыхание»

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с органами дыхательной системы

человека и их значением. А также узнаете, что вредно для органов дыхания и что помогает человеку сохранить здоровые органы дыхания.

4. Работа над темой

Знакомство с новой темой. Презентация «Дыхание» (См. презентацию)

1 слайд. Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без

пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без

воздуха – всего несколько минут.

2 слайд. Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и

выделения углекислого газа. Главный орган дыхательной системы – легкие.

Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха.

Каждый день человек вдыхает 15 000 литров воздуха, используя 3 000 литров

кислорода.

3 слайд. Правильное дыхание осуществляется через нос. В носовой полости

воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микроорганизмов.

Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли.

4 слайд. Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится

еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло –

трахею. Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется

на бронхи, через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи

ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные

пузырьки. В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ.

5 слайд. Процесс газообмена происходит в лёгочных пузырьках. Кровь

получает кислород и отдаёт углекислый газ.

6 слайд. Движение воздуха

нос

носоглотка (воздух становится чище и теплее)

гортань

дыхательное горло (трахея)- трубка из плотных хрящевых колец

разветвляется на

бронхи

через бронхи воздух идёт в правое и левое лёгкие

7 слайд. Что опасно для органов дыхания.

Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить

организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные

газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а

также табачный дым.

8 слайд. Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают

поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие

курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин.

9 слайд. Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам.

Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать

сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные

заболевания легких и сердца.

10 слайд. Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад

купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были

введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили.

Курильщиков наказывали «сечением кнутом».

11 слайд. За последние 100 лет вредная привычка к курению

распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали

приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во

многих странах курильщиков стараются не брать на работу.

12-19 слайды. Кроссворд «Дыхание»

Выступление агитбригады

-Ребята, вы знаете, что на этой неделе у нас в гомельской области проходит

акция под названием «Гомельщина за здоровый образ жизни», по этому

поводу у нас в классе образовалась агитбригада учащихся, которые сейчас

выскажут своё мнение и о курении и здоровом образе жизни.

«Курение вредно» - говорят,

Уж лучше посажу я сад.

Весной пусть яблони цветут

И птицы весело поют. 1 учащийся

«Курение вредно»,- вторят нам.

Пусть будет свежим по утрам

Тот воздух, что вдыхаем мы,

В лугах любуясь на цветы. 2 учащийся

«Курение вредно»,- мы твердим.

И дом прекрасный создадим.

Пусть будет дом - дворец у всех,

Где радость есть и звонкий смех. 3 учащийся



«Курение вредно»,-знаем мы.

Мы быть здоровыми должны.

Мы выбираем танцы, спорт-

Футбол, хоккей, бег и скейтборд. 4 учащийся



«Курить нельзя», - скажи и ты.

И сигарету навсегда

Смени на воздух, на друзей,

На красоту планеты всей. 5 учащийся

Мы будем в чистом мире жить,

Творить, смеяться и дружить.

Пусть счастье будет нам на всех,

Любовь, здоровье и успех! Вместе

(Чтение стихов сопровождается показом рисунков о вреде курения и пользе

ЗОЖ)

Работа с учебным пособием

-Согласны вы с советами ребят? - Ребята, подумайте и скажите, что помогает

нам сохранить своё здоровье, сохранить здоровыми органы дыхания?

Полный ответ на этот вопрос размещён на стр.118-119 нового параграфа.

Тест «Как я забочусь о своих органах дыхания» (Задание на карточке)

-Сейчас я предлагаю проверить, правильно ли вы заботитесь о своих органах

дыхания.

-Внимательно прочитайте каждое суждение. Если вы согласны с ним,

напишите напротив «да», если не согласны – напишите «нет».

1. Я бегаю редко.

2.После долгого бега я долго не могу отдышаться.

3. Занятия спортом, физзарядкой я не люблю.

4. У меня часто воспаляется горло и дыхательные пути.

6. Раз в год я болею простудными заболеваниями.

7. Я часто нахожусь в прокуренном помещении.

-Посчитайте, каких ответов больше «да» или «нет». Если больше «да», то вам

следует лучше заботиться о своём здоровье. Сделайте вывод, что вам нужно

делать для защиты своих органов дыхания.

5.Закрепление

Опыт практической деятельности

-Понаблюдаем за своим дыханием. Посчитайте, сколько вдохов и выдохов вы

сделаете за 1 минуту. Дышите спокойно, дыхание не задерживайте (16-20). А

сейчас вам необходимо встать и сделать 10 приседаний. Посчитайте сейчас

количество вдохов и выдохов (30-40)



-Всё это потому, что при физических нагрузках мышцам требуется больше

кислорода. Мозг, который управляет работой организма, посылает сигналы в

дыхательную систему и частота дыхательных движений увеличивается.

-При физических нагрузках нам необходимо больше кислорода, а это значит,

что заниматься спортом надо в хорошо проветренных помещениях или ещё

лучше – на свежем воздухе.

Работа с учебным пособием

-На странице учебника 119 есть вопросы для юных знатоков предмета

человек и мир. Давайте попробуем на них ответить.

6.Итог

-Повторим, в какой последовательности воздух проходит по дыхательной

системе при вдохе. (По таблице)

-Соедините части предложений. (Работа в паре)

*Чтобы быть здоровым, (очень важно дышать свежим воздухом)

* Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку, (так как

чистый воздух целителен, в нём много кислорода)

* Для растущего организма очень вредно курение, (так как табачный дым

содержит опасный яд – никотин)

Проверка

7.Рефлексия. Метод «Заверши фразу»

-На уроке я узнал(а), что...

-Больше всего на уроке мне было интересно...

-Особенно полезным было узнать...

-Я хотел(а) бы ещё узнать...

9.Домашнее задание – ответить на вопросы с.119

Тема: Головной мозг-главный орган, который управляет работой всех других органов

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление о том, как работает головной мозг;

Задачи:

содействовать развитию умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебным пособием:

способствовать овладению способами совместной деятельности, воспитанию организованности, основ здорового образа жизни.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды мультимедиапрезентации, карточки со словами, учебные пособия, муляжи черепа и головного мозга.

Ход урока

1.Организационный момент.

Ребята,

-я прошу улыбнуться тех, кто пришёл с хорошим настроением;

-я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое;

-хлопните в ладоши те, кто готов слушать друг друга и не перебивать;

-сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

Итак, приступим к работе.

2. Актуализация знаний.

-Какое домашнее задание вам было задано? (подготовить ответы на вопросы и составить памятку для тех, кто хочет улучшить свою отметку) Памятки вывешиваются на доску перед уроком.

Фронтальный опрос

-назовите орган зрения

-органом слуха является...

-назовите орган осязания

-органом обоняния является…

-Итак, с помощью чего человек познаёт окружающий мир?(с пом. органов чувств)

А сейчас проверим как вы усвоили этот материал. (Задания выполняются самостоятельно на белых листах)

3.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как устроено наше тело. Давайте вспомним и назовём основные внутренние органы человека(слайд№ 1 ). ( называют) В организме все органы важны, и жить человек не сможет без любого из них. Без дыхания, пищи долго не проживёшь. Без скелета человек будет совсем бесформенным, без мускулов застынет как статуя, ни шагу не сделает. Как вы думаете, какой орган самый главный? Что управляет нашим телом?(высказывания детей) Да, это мозг. Не зря говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, а…мозг»



Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?(на доске )

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы?(высказывания детей )

-Почему мозг называют главным органом?

-Что составляет нервную систему человека?

-Что надо делать, чтобы сохранить здоровой нервную систему?(слайд № 2 )

Как вы думаете, зачем нам надо знать о роли мозга в нашей жизни?

4. Объяснение нового материала.

-Рассмотрите рисунок на с.112. На этом рисунке изображена нервная система. Из чего она состоит?(головной мозг, спинной мозг, нервы)

-Где находится головной мозг? Потрогайте свою голову. Что вы нащупываете?(ответы детей) Мозг находится в прочной костяной защите.(демонстрация муляжа черепа) На что похож головной мозг?(демонстрация муляжа головного мозга)



-Большая часть головного мозга похожа на орех, он состоит из двух полушарий. С возрастом масса головного мозга увеличивается почти в 4 раза. У мужчин масса головного мозга больше. Если у вас больше развита левая половина мозга, то вы будете более творческим человеком. Правая половина мозга отвечает за логическое мышление, быстрое решение проблем.(говорит подготовленный ученик)



-Где находится спинной мозг?(ответы детей) Вместе головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему. Как вы думаете, почему такое название?

-Что отходит от головного и спинного мозга? (нервы)Да, от головного и спинного мозга отходит густая сеть нервов. Если все нервы одного человека соединить в одну единую нить, то её длина будет в 3 раза больше расстояния от Земли до Луны. Это словно телефонные провода, которые подходят к каждой мышце, к каждому органу и связывает их с головным мозгом. Таким образом, нервная система соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.

Первичное закрепление.

Давайте ещё раз вспомним, что составляет нервную систему человека?

Работа в парах(белая карточка)

Самопроверка, одна пара озвучивает. Покажите +, кто выполнил правильно.



Как же работает эта система?

-По одним нервам информация от органов чувств , как ток по проводам поступает в головной мозг. Головной мозг-наш главный компьютер-расшифровывает информацию и принимает решение. По другим нервам его команды двигаются к рабочим органам или мышцам нашего тела. А органы или мышцы начинают выполнять команду нашего мозга.

Например, глаза увидели красный свет светофора(слайд № 4 ) . Эта информация по нервам пошла в головной мозг. (слайд №5)Он принял решение «Остановись!» и отдал команду мышцам ног прекратить движение.(слайд №6) Вот так работает наша нервная система. Ей подчиняются все органы и мышцы. (рассказывает подготовленный ученик).



-Так почему головной мозг называют главным органом?



(Дети услышали звуки физкультминутки)

-Что вы услышали? Почему некоторым захотелось встать?

Кто может объяснить работу головного мозга?

(От органа слуха эта информация по нервам пошла в головной мозг. Он принял решение «Встать!» и отдал команду мышцам ног подняться.)(говорит ученик)



Физкультурная музыкальная минутка.(слайд №7)

5.Изучение нового материала.

- Как вы думаете, ребята, а устают ли клетки головного мозга?(ответы детей)Если хотим быть здоровыми, следует заботиться о своей нервной системе.

-Что надо делать, чтобы сохранить здоровой нервную систему?(Слайд №8)

Работа в группах.

Поищем ответ в статье нашего учебника на с. 113-115, которая так и называется. А потом выполните задания на цветном листе бумаги, которые достанутся каждой микрогруппе.(приложение№ 3 )

(Учащиеся читают статью, у каждой микрогруппы карточка с заданием)

-Слушайте внимательно, чтобы выполнить тест в конце урока.

Проводится анализ выполненных заданий, оценка, взаимооценка.

6.Закрепление изученного материала.

На основе знаний, полученных на уроке, я предлагаю выполнить экспресс-опрос.

-Надо чередовать умственный и физический труд.

-перед сном посмотреть фильм «ужасов» или «боевик».

-перед началом занятий в школе и дома проветривать помещение.

-ложится спать в 23.00.

-во время перерыва в классе сидеть на месте и читать книгу.

-во время перерыва размяться, провести физкультминутку, подвигаться.

-чаще смеяться и улыбаться.

(проверка в парах по ключу Приложение №4)

7.Подведение итогов. Рефлексия.

-Какова была тема нашего урока?

-Вспомните задачи. (Слайд № )Мы их выполнили?

-Что было трудным?

-Что было самым интересным?

-Что бы ещё хотели узнать по нашей теме?

-Вы хорошо поработали. За работу на уроке получают отметки учащиеся…

8.Домашнее задание.

Перечитать статьи из учебника на с.111-115, вып. задание в тетради уровень 3 или 4 по выбору.(слайд №9)

































Приложение 2.

О каких отделах нервной системы идёт речь? Соедини линией.

1)Передают сигналы от органов к мозгу и команды головной мозг

от мозга к органам.



2)С его деятельностью связано мышление человека. нервы



3)Является помощником головного мозга, участвует

в управлении работой внутренних органов. спинной мозг



































































Приложение 3.

Группа 1.

Согласны ли вы с утверждениями(Да. Нет).

После школы хорошо сесть сразу за выполнение домашнего задания. ……………..

После уроков нужно гулять на свежем воздухе. …………………..

Режим дня нужно выполнять обязательно и в выходные дни. …………………………..

Бессонница влияет на нервную систему. …………………….



Группа 3.

Подбери пословицу к статье.(подчеркни и обоснуй)

Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные , несдержанные люди, которые со всеми дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте хорошие, добрые книги. Старайтесь завести надёжных друзей. Если вас что-то беспокоит, обратитесь за помощью к взрослым. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно. Смех и положительные эмоции лучшее средство от депрессии.



Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Злой не знает покоя.

Смех без причины-признак дурачины.

Не бранись- быстро состаришься.

Голова на плечах не для одной шапки.

Гнев человека сушит, а радость- лечит.



Группа 2.

Прочитай текст, подчеркни фразеологизмы, подходящие к теме урока.

Высказывания «ты играешь мне на нервах», «у меня нервы натянуты», «у меня нервы расстроились» дошли до нас из глубокой древности, когда врачи путали нервы с сухожилиями, считая и те и другие струнами, которые «играют» в теле человека. Слово «нерв» в переводе с греческого на русский язык означает «жила».



Группа 4.

Выбери из предложенных режимов правильный.







Группа 5.

Составь памятку в картинках, что надо делать, чтобы сохранить нервную систему .(лист, клей)

(Картинки: улыбка, фрукты, на улице, телевизор, компьютер, сон, работа по дому, игра в шашки, ссора, сорт, телефон, лес)











Приложение 1.

Ответь на вопросы.(ответы запиши)

1.Какой орган определяет, что машина едет впереди автобуса?.........................................

2.Какой орган узнаёт, что котёнок пушистый?.............................................

3.Какой орган слышит, как вы говорите добрые слова? ……………………………………

4.Какой орган может ощутить запах газа? ………………………………………..

5.Какими двумя словами называются все эти органы? ……………………………………………………..

Отметь знаком + те правила, которые вы будете выполнять, чтобы сохранить хорошее зрение.

Я буду:

6.Защищать глаза от грязи и пыли. …

7.Делать гимнастику для глаз. …

8.Употреблять в пищу продукты, богатые витамином А. …

9. Сидеть у компьютера не более 30-35 минут. …

10.Поменьше проводить времени перед телевизором. …

11. Читать лёжа на диване. …











Приложение 4.





+ - + - - + +




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Кровообращение. Органы дыхания.

Автор: Цыганкова Наталья Владимировна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Значения дыхания. Органы дыхания, воздухоносные пути и легкие."
    ["seo_title"] => string(65) "znachieniiadykhaniiaorghanydykhaniiavozdukhonosnyieputiilieghkiie"
    ["file_id"] => string(6) "291355"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455106418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по познанию мира "Органы дыхания" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-orghany-dykhaniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413133626"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-biologhii-stroieniie-i-funktsiii-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "260500"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448972404"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Дыхание человека"
    ["seo_title"] => string(21) "dykhaniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "251176"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447184670"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства