Просмотр содержимого документа
«Контроль результатов учебной деятельности младших школьников»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила
студентка Ш -41 группы
Марченко Ангелина
Ейск, 2021
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Результативность деятельности педагогического коллектива определяется прежде всего глубиной и прочностью знаний учащихся, систематичностью их получения, уровнем развития и воспитанности младших школьников. Поэтому система контроля, учёта и оценки учебных достижений младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой невозможно определить уровень достигнутых результатов, выявить основательность усвоения материала по учебным предметам и степень прочности сформированности навыков и умений.
Результаты учебной деятельности младших школьников выражаются через:
- систему знаний и умений по учебным предметам;
- общеучебные умения и навыки;
- познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности;
- творчество, инициативу и самостоятельность в осуществлении учебных действий;
- адекватность самооценки;
- основные ценностные ориентиры, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и обеспечивает усвоение нравственных норм поведения;
- воспитанность.
Основные виды контроля
• По месту в процессе обучения:
поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, ликвидировать пробелы в знаниях;
тематический контроль позволяет осуществить проверку результативности усвоения учащимися содержания определённой темы или раздела учебной программы; проводится после изучения наиболее значимых тем учебной программы и позволяет выявить степень овладения учащимися изученным материалом.
• По содержанию:
прогностический, или планирующий, контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату осуществляется после выполнения учебного действия.
• По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль осуществляется педагогом или учащимися (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний, или рефлексивный, контроль осуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).
Методы и формы контроля
Различаются между собой способами получения и обработки данных. С учётом содержания и специфики учебных предметов осуществляется устный (учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы), письменный (различные виды письменных заданий, самостоятельных, проверочных и контрольных работ, включая различные виды и типы тестов) и практический контроль (практические работы по трудовому обучению, изобразительному искусству и др.). В отдельных случаях используется программированный контроль (с применением компьютерных программ).
Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников недопустимо. Цель устного опроса заключается не только в проверке качества знаний учащегося по определённой теме, но и в оценке уровня развития его мыслительной деятельности, речи способности рассуждать, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Учебный диалог позволяет проверить знания учащихся в процессе общения как с одним учеником, так и со всем классом. При этом очень важно заранее продумать систему вопросов, предлагаемых учащимся, их доступность.
Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала во время его изучения.
Проверочные работы по теме направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.
Контрольные работы по теме проводятся после изучения наиболее значимых тем учебной программы, направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определённой темы или раздела учебного курса.
Тестовые работы позволяют при минимальной затрате времени получить объективную информацию об усвоении учебного материала, осуществить оперативную проверку наличия или отсутствия у учащихся определённых знаний и умений, степень освоения пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках изучения учебной темы.
Контрольные работы проводятся в соответствии с требованиями Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.