Основной этап (35 минут) Подготовка обучающихся к активной деятельности на основном этапе Изучение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания изученного Закрепление знаний и способов действий учащихся Применение знаний и способы действий учащихся Контроль, самопроверка знаний и способов действий | - Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы делятся все звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? - Ребята, сегодня на уроке мы c вами отправимся на прогулку в волшебный лес, где живут буквы и звуки. - Начнём нашу прогулку. Полюбуйтесь красотой волшебного леса: какая зелёная трава, цветут цветы, зреют ягоды и грибы. Послушайте, как поют птицы. Ой, ребята, посмотрите, нам на пути встретилась какая-то буква. Она просит вас отгадать её. Послушайте загадку: Барабанит дождь по крыше: Громче, тише, громче, тише! Дождик намочил носок И в песочнице песок, Намочил дорожку, Девочку и кошку, Намочил он всё везде, А потом стал буквой... - Итак, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться на уроке? - Правильно! Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с буквой «д» и звуками, которые она обозначает. - Скажите мне, пожалуйста, какая это буква: гласная или согласная? Почему? - Что вы еще можете сказать об этой букве? Какие звуки обозначает буква «д»? А давайте проверим звук [д] звонкий или глухой. Положите руку на горлышко и произнесите букву «д». - Ребята, а на что похожа буква «д»? Предлагаю сделать звуко-буквенный анализ слова «дом». - Откройте учебники на странице 12. Прочитаем слова: дубы, дубок, дорога, дети, Дима, дерево. Вам необходимо сравнить звуки, которые обозначает буква «д». Прислушайтесь к её звучанию, понаблюдайте за работой органов речи при произнесении. Дайте характеристику звуков данных слов. Ребята, а почему слово «Дима» написано с большой буквы? - А чтобы лучше познакомиться с буквой «д», мы с вами выполним интересные задания. Обратите внимание на экран. - Замечательно! Вы выполнили все задания правильно. Давайте обобщим всё, что мы узнали о букве «д». - Ребята, наша гостья буква «д», просит прочитать вас небольшой рассказ в учебнике на странице 12. Перед тем, как приступить к чтению рассказа, мы прочитаем трудные слова по слогам на доске. Но текст нужно прочитать не просто так, а заменяя картинки подходящими словами. Не забывайте, читать текст нужно выразительно, передавая происходящее интонацией. Начинаем читать по цепочке со второго ряда. - О чём идёт речь в данном рассказе? Найдите предложение, в котором говориться о том, что старые дубы берегли дубок. Ответьте на вопрос предложением, что увидели дети в лесу? - Ребята, вы заметили, что у данного рассказа нет заголовка? Давайте озаглавим этот рассказ: «Дети», «Росток» или «Дубок»? - Ребята, давайте немножко отдохнём. Какие звери живут в лесу? Давайте попрыгаем, как зайчики. Попробуйте произнести своему соседу своё имя, как медведь. А теперь, как лиса хитрым голосом. Как мышка. Молодцы, присаживайтесь. - Ребята, посмотрите на страницу 13. Обратите внимание на слоги. Давайте прочитаем их все вместе. Итак, звуки [д] и [т] парные по звонкости-глухости. Дайте характеристику звуку [т]. Попробуйте составить с этими слогами слова. - Прочитайте друг другу слова в столбиках и сравните их. Обратите особое внимание на слова «друг-труд». В слове «труд» на конце какая буква? А какой звук слышим? А как проверить, какую букву нужно писать? - Ой, ребята, посмотрите, кто повстречался нам на пути? Я предлагаю вам прочитать про них рассказ «Кот и дрозды». Но сначала, мы прочитаем сложные слова на доске по слогам. Читайте с выражением. Начинает читать один, а продолжить попрошу любого. Будьте внимательны. - О чём идёт речь в этом рассказе? Как звали кота? Что сделал кот? - Ребята, посмотрите на слова в учебнике перед рассказом. Что такое гнездо? Какое «маленькое» слово помогло вам определить, что кто-то находится в дупле? Чем похожи и чем различаются слова «свили – вывели; залез - зализывал»? - Давайте немножко поиграем и проверим, как вы усвоили новые знания. Если слышен звонкий звук [д], то вы громко хлопаете в ладоши, если слышите глухой звук [т], то хлопаете тихо: (дятел, торт, дорога, день, трамвай, огород, сад, ствол, тропа, телевизор, друг, дом). | - Гласные и согласные. - Ударные и безударные. - Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие. - Д. - С буквой Д. - Согласная, т.к. не поётся. - [д] и [д’]. - На дом. - В первом столбике твёрдый [д], а во втором мягкий [д’]. - Потому, что это имя мальчика. - Буква Д обозначает согласный звук, обозначает звонкий звук. обозначает звуки - [д], [д’]. Читают хором по слогам слова - О том, что в лесу рос маленький дубок и его защищали старые дубы. - «Они увидели около дуба росток» - «Дубок». - Зайцы, медведи, мышки, белки, лисы, волки и т.д. - Звук [т] – согласный, глухой. - Буква Д. - Звук [т] - Нужно изменить форму слова – труды. - Кот и дрозды. Читают хором по слогам слова - Кот Дымка залез в гнездо. - Это домик для птенцов. - Слово «в» - Они схожи по произношению, но у них разное лексическое значение. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. Беседа Наглядный метод Использование ТСО Использование фольклорного элемента Частично-поисковый метод Фронтальный опрос Практический метод Практическое задание Объяснение Методы устного контроля Упражнение Фронтальный опрос Наглядный метод Использование ТСО Задание в игровой форме Беседа Фронтальный опрос Работа с текстом Работа в парах Физминутка Беседа Работа в парах Фронтальный опрос Проблемное изложение Работа с текстом Беседа Фронтальный опрос Задание в игровой форме | Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук; самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций, оценивать результаты деятельности Коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачей, находить в тексте информацию Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства Познавательные УУД, формирующие умственные операции: характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов |
Заключительный этап (3 минуты) Подведение итогов Рефлексия | - Наша прогулка по волшебному лесу подошла к концу. Молодцы ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Но давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Какие звуки обозначает буква «д»? Что вам показалось интересным на уроке? - Дома вам нужно будет выучить скороговорку и потренироваться в её чётком говорении. - Молодцы, ребята! Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг. - Ребята, я попрошу встать тех, кто доволен своей работой на уроке. Расскажите, что вам сегодня лучше удалось, а что хуже. - Давайте проверим, улучшилось ли ваше настроение? Похлопайте в ладоши те, у кого хорошее настроение. - Всем спасибо, урок окончен. Можете подготовиться к следующему уроку. | - Звук [д], - согласный, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [т], обозначает звуки - [д], [д’]. | Обобщение и систематизация изученного материала | Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |