Постановка темы и цели урока. | 3 мин | - Ребята, послушайте внимательно отрывок из песни и подумайте, о чем эта песня. - О чем же эта песня? - Так о чем же мы будем разговаривать сегодня на уроке?
- Эпиграфом сегодняшнего урока будет высказывание Константина Скворцова: «Жил удивительный, уникальный писатель Виталий Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном – пишет о птичках, цветах, деревьях» -Согласны ли вы с тем, что писать о птичках, цветах, деревьях – это не главное? -А есть такие, кто согласен, что это не главное? Поднимите руку. -Сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет.
- Ребята, а кто-нибудь может предположить какая же тема будет сегодня на уроке? - Итак, откройте, пожалуйста, учебник на странице 86-ой. Кто нам скажет, как называется раздел, к которому мы приступаем? - Совершенно верно. Ребята, а как вы понимаете это название? - А знаете ли вы, как люди называют животных? Так вот ребята, животных еще называют «Братьями нашими меньшими». - Как вы понимаете это выражение? - Как вы думаете, почему именно «меньшие»? как можно объяснить это слово? - А слова «наши братья»? Как вы думаете, почему именно братья? - Вы уже догадываетесь, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет. | Слушают отрывок; - О животных
-не согласны
-поднимают, если есть такие
Предполагаемые ответы:
- «Люблю все живое»
- любить животных, растения, птиц; - Домашние животные, питомцы (братья наши меньшие).
- меньше по разуму;
- похожи на нас;
- о животных | Фронтальная форма, словесный метод (беседа). | К: формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; Формирование умения отвечать на поставленные вопросы П: формирование умения анализировать, обобщать |
ОНЗ | | - Мы уже узнали, как называется раздел, к которому мы перешли. А кто-нибудь догадывается, какие произведения мы будем изучать? О ком эти произведения будут? - Правильно, а как вы думаете, встретимся ли мы в этом разделе с какими-нибудь понятиями? С какими? - А теперь посмотрите на стр. 86 с какими же понятиями мы познакомимся. Кто нам прочитает эти понятия? - Верно, а как вы думаете, что такое сочувствие? - А теперь давайте посмотрим, какое определение сочувствию дается в словаре Сергея Ивановича Ожегова. _________прочитай нам, пожалуйста, первое определение. Сочувствие – это 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. (С. чужому горю.) 2. Одобрительное, благожелательное отношение. (Его поддерживало с. сына.) - Как вы понимаете слово «сопереживание»? В словаре данное понятие определяется как Сопереживание – это Сочувствие другому (переживать вместе с ним его душевное состояние).
- Ребята, а как вы считаете, чему мы будем учиться? Верно. - Сейчас найдите на странице 86 диалог Ани и Вани. Все нашли? - Когда мы будем читать диалог, подумайте, какова тема этого диалога. - Слова Ани нам прочитает Олеся, а слова Вани - Данил. Все остальные внимательно слушают и следят. - Молодцы, как вы думаете, какая тема у этого диалога? - Ребята найдите, пожалуйста, фразу Ани «Мы в ответе за тех, кого приручили». Кто-нибудь знает, из какого произведения эта фраза? - Так вот ребята, эта фраза из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Посмотрите внимательно на эту книгу, кто-нибудь читал это произведение? - А что вы уже знаете об авторе этой книги? - Посмотрите, пожалуйста, на портрет, что вы можете сказать о нем глядя на портрет? - Антуан де Сент-Экзюпери - известный французский писатель и профессиональный лётчик.
- Вернемся к нашему диалогу, что вы можете сказать о фразе, которую произнесла Аня: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Как вы понимаете эту фразу?
-Какой вопрос задает Аня? Да, ребята, на самом деле это большая проблема – вымирание тигров. - А как вы понимаете, что значит быть в ответе за львов, тигров, кузнечиков, птиц? - А что делают с теми животными, которые на грани исчезновения? -Абсолютно верно. В красную книгу России входит список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Официальная Красная книга Российской Федерации появилась в 2001 году. Она включает 259 видов позвоночных животных. Например: - Амурский тигр – один из представителей, которые находятся на грани вымирания, один из самых малочисленных подвидов тигра. Амурский тигр распространён на юго-востоке России, его численность всего 402 особи. Давайте посмотрим небольшой ролик. - Представляете, как важно охранять животных, ухаживать за ними. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, вопрос Ани. - Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
- Прочитайте, как отвечает на него Ваня?
- А теперь поднимите руку те, кто ловил птиц, бабочек. Рвал цветы, листья; - Ребята, я смотрю таких не много (много), а как вы думаете, можно ли так поступать? Можно ли ловить беззащитных птиц и бабочек? А почему нельзя? - Так какой же вывод можно сделать из вышесказанного? - Мы действительно в ответе за тех, кого приручили, правда? Не нужно забывать об этом. | - про животных;
Предполагаемые ответы: - сочувствие…
- Сочувствие, сопереживание;
Предполагаемые ответы: - отношение, переживание.
- Сочувствовать, сопереживать.
Читают диалог Ани и Вани.
Предполагаемые ответы: - Да, «Маленький принц»; - Нет.
Предполагаемые ответы: - если мы кого-то приручили, то должны проявлять хорошее отношение, заботиться, внимательно относиться к людям и животным; -Как мы можем быть в ответе за львов, тигров, маленьких кузнечиков, птиц?
-заносят в красную книгу
- Что мы можем сделать? -птичкам делать кормушки, кузнечиков не убивать, тигров и львов защищать от браконьеров -он делает скворечники, кормит птиц, не обижает и заботится о них
Предполагаемые ответы: - Нельзя, потому что они все чувствуют; мы должны их оберегать, а не вредить им. «Люди должны охранять природу и зверей, а не вредить ей!» | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (книга «Маленький принц», презентация, словарь) практический (работа с толковым словарем, чтение диалога). | П: обогащение словарного запаса; Совершенствование умения работать с учебником, словарями; Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
П:формирование умения выразительно читать, читать по ролям; Понимание смысла слов «сопереживание», «сочувствие»; К:формирование умения отвечать на поставленные вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения Л: Формирование осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения; Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника;
|
Первичная проверка понимания | | - Молодцы, у вас на парте лежат карточки со статьей Николая Ивановича Сладкова. Знаете ли вы кто это? - это писатель, автор более 60 книг о природе. - А сейчас для всего класса Маша Киселева нам прочитает статью «Они и мы», а вы внимательно следите, и подумайте, какое впечатление вызовет у вас эта статья. - Выйди, пожалуйста, к доске и прочитай эту статью для всего класса. - Итак, вы прослушали статью. А теперь давайте порассуждаем. 1. Как вы поняли, что связывает нас с братьями нашими меньшими? 2. А как автор называет их? Почему?
3. Какое главное правило при общении с природой предложил нам Николай Иванович Сладков?
- Мы с вами прочитали статью, ответили на вопросы, но что же на ваш взгляд самое главное из того, что мы сейчас прочитали? - Совершенно верно. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. |
Предполагаемые ответы: - О животных; Внимательно читают и слушают.
Отвечают на вопросы: Жизнь.
Наши соседи и земляки, потому что они живут с нами на одной планете; «Не навреди!»
Предполагаемые ответы: «Не навреди!» | Фронтальная форма, Словесный метод (слово учителя, беседа), практический метод (работа с карточками, чтение про себя и вслух), наглядно-демонстрационный метод. | П: формирование умения анализировать, сравнивать П:Совершенствование умения читать для себя К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре; Л: Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника; |
Первичное закрепление | | - А теперь давайте посмотрим, что же написал нам профессор Самоваров, после диалога. - прочитайте, что нам сообщает профессор Самоваров. Читаем для себя 3 минуты. - Давайте прочитаем текст выразительно, обратите внимание, как нужно читать, здесь много существительных, которые нужно выделять голосом, а запятые – паузами. - Кто желает попробовать? Остальные внимательно следите и слушайте, правильно ли ваш одноклассник читает, и подумайте, какой бы заголовок вы предложили к данному тексту. - А я бы назвала этот текст «Мы жители одной планеты» - какой же вывод можно сделать из слов профессора Самоварова? Зачем человеку надо жить в мире с животными, птицами, растениями? -У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Рядом запишите названия детенышей этих животных. - Выполняйте работу в паре с соседом по парте, совещайтесь шепотом. На работу вам дается 4 минуты. Можете приступать. - Спинки прямые, локти на парте, ноги на полу. - Завершаем работу. - Итак, давайте проверим, что же у нас получилось. - Начнем с первой парты у окна. Как вы записали название детеныша утки? Кто согласен поднимите руку. - Вторая парта, как вы записали детеныша у овечки? - у курочки? - у коровы? - у свиньи? - у лисы? - у рыбки? - у лосихи? - у волчицы? - у голубки? -Ребята, кто написал все названия детеныша правильно – поднимите руки, можете себе карандашом 5 на листочке поставить. У кого 2-3 неправильных ответа? Поставьте себе отметку 4. А остальным просто нужно подучить названия детенышей и они тоже будут успешны. |
-читают
-несколько учеников читают, остальные слушают
- животные учат нас любить, сочувствовать, сопереживать;
Утенок
Ягненок
Цыпленок Теленок Поросенок Лисенок Малек Лосенок Волчонок Птенец | Фронтальная форма, словесный метод (слово учителя, беседа), практический метод (работа с учебником, карточками), работа в паре. | П: формирование умения анализировать, сравнивать П:Совершенствование умения читать для себя К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре |