Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Зима в мире растений"»
Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс
Тема: «Зима в мире растений».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.
Планируемые результаты:
1) Предметные
формирование представлений об изменении условий жизни растений зимой
упражнять в назывании важнейших отличительных признаков изучаемых растений и различении пород деревьев зимой по отдельным признакам.
развитие кругозора при сообщении дополнительных сведений о зависимости изменений в жизни растений от погодных условий
2) Метапредметные
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности
- контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану
Познавательные:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений
развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков
развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации
ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации
развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)
развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала
подводить итоги урока по вопросам
Коммуникативные:
– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой
– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам)
3) Личностные
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., кроссворд, фонограмма, отрывок мультфильма «Мороз Иванович», мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, конверты с карточками-заданиями 6 штук, полоски жёлтого и красного цвета, жёлтый круг.
1. Орг. момент.
- Начиная урок, я предлагаю вам послушать музыку.
Учитель включает аудиозапись и читает стихотворение. В это время на экране показываются слайды зимнего леса.
ЧародейкоюЗимою
Околдован, лесстоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Зиме, лесу, зимнему лесу)
- Сейчас вы видели много картин зимнего леса. А какие слова использует поэт Ф.И. Тютчев рисуя лес? (Околдован, заколдован, волшебный сон, окован, очарован, …).
2. Актуализация знаний
- Что имел ввиду поэт говоря:
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован, …?
(Деревья в лесу как будто спят).
- Действительно, может показаться, что деревья в лесу как не живые. Но на самом деле это не так. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон).
- Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам?
а) (Осенью они сбросили листья).
- Правильно, для листьев необходимо много тепла. Зимой это тепло будет очень необходимо дереву, поэтому они избавляются от листьев.
- Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.
б) - А чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)
- Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальным защитным слоем, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.
- Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.
- Как вы думаете, там, под снегом, жизнь растений останавливается? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Мороз Иванович».
Смотрят мультфильм.
- Вы правы, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.
- А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему? (Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)
3. Постановка проблемы и выход на цель урока.
- Ребята, ученикам 2 класса дали задание запечатлеть красоту зимней природы сфотографировав разные деревья и определить, что это за дерево. Все справились с заданием. Маша тоже сфотографировала дерево, но не смогла определить, что это за дерево.
На экране учитель показывает фотографию дерева.
- Предлагаю вам помочь Маше сделать это. (Ответы детей).
- Мы не можем. Почему?
- И так, перед нами тоже возникла проблема? Какая, как вы думаете? (У нас не получилось распознать дерево).
Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБЛЕМА, и после ответов детей карточку НЕ МОЖЕМ РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ЗИМОЙ
- Зная проблему, какую цель мы можем поставить? (Научиться распознавать деревья).
Учитель вывешивает на доску карточку ЦЕЛЬ, и после ответов детей карточку НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДЕРЕВЬЯ
- Для этого нам нужно обозначить пути решения. (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).
Учитель вывешивает на доску карточку ПУТИ РЕШЕНИЯ, и после ответов детей карточку ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕРЕВА
- И конечно, необходимо выполнить пробное действие. (Попробовать распознать дерево по этим признакам).
Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ, и после ответов детей карточку РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ПО ЭТИМ ПРИЗНАКАМ
- Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы детей).
4. Открытие нового.
- Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Почему? (Летом на деревьях есть листья).
- Да, но листьев не стало. Но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево, т.е. решить проблему.
Если дети называют признаки, учитель спрашивает: «Да, но знаем ли мы какие признаки характерны для Машиного дерева? (Нет). Значит у нас не хватает информации».
- Давайте обратимся к учебнику.
- Откройте учебники на стр. 20. Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова обозначающие какой либо признак дерева.
Дети читают самостоятельно текст учебника.
- Какие внешние признаки вы нашли? (Кора).
Учитель вывешивает карточку КОРА
- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).
- Ещё какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).
Учитель вывешивает карточку ЛИСТЬЯ
- На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).
- По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).
- Ещё? (Плоды)
Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ
- Под словом плоды мы подразумеваем и семена и шишки.
- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).
- А если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? ( По силуэту).
Учитель вывешивает карточку СИЛУЭТ
- Правильно, но это трудно сделать.
- Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья. Давайте попробуем это сделать.
- Мы определили с вами признаки, по которым можем узнать дерево. Давайте вернёмся к нашему плану. И следующее наше действие? (Пробное действие). Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.
На тарелочках разложены: кора деревьев, семена и шишки, сухие листья.
- Посмотрите, что я принесла.
Дети встают, подходят, ощупывают.
- Попробуйте назвать деревья.
- Получилось ли у вас назвать все деревья? (Нет. Мы не знаем у какого дерева какие семена).
- Где и откуда получить нам эти знания? (Из энциклопедии. Спросить у взрослых. Из интернета).
Физминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят.
Ветки в стороны торчат,
Белки на ветках сидят.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
И домой к себе вернемся.
5. Применение нового знания. Работа в парах.
А) - Я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах. Пользуясь иллюстрациями из «Атласа – определителя» распознать растение. Познакомьтесь с информации о деревьях. А работая с таблицами, нарисуйте признаки вашего дерева. Подумайте, как вы сможете рассказать о нём другим ребятам, чтобы и они смогли бы узнать его.
- Давайте вспомним правила работы в паре. (Ответы детей).
Учитель выставляет карточку с правилами на доску.
У каждой пары листок с таблицей, иллюстрации деревьев, листы из «Атласа – определителя». Дети работают в парах. Записывают признаки на листочки. Учитель ходит и помогает им.
Название дерева
Силуэт
Кора
Листья
Плоды
1 ряд: 1 парта: сосна; 2 парта: ель.
2 ряд: 1 парта: липа; 2 парта: ясень.
3 ряд: 1 парта: ива; 2 парта: клён.
- Работа закончена. Договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать, а кто помогать.
Дети в паре выходят и рассказывают.
Б) - Давайте снова посмотрим на то, что лежит на тарелочках. Попробуйте назвать деревья. (Дети называют и объясняют).
Дети называют, а учитель показывает правильную картинку на экране (кора: берёза, осина, сосна; листья: ясеня, рябины, тополя, осины, сосна, ель; семена: клёна, ясеня, дуба).
Если успеваем по времени, то отгадываем кроссворд на уроке. Если нет, то даем задание на дом.
В) – Хотите проверить себя ещё раз? Попробуем разгадать кроссворд?
- Попробуйте определить дерево по его виду в зимнее время года.
Кроссворд. Работа с вебкамерой. На доске вывешиваются растения:
1. БЕРЁЗА
2. ОСИНА
3. СОСНА
4. ТОПОЛЬ
5. ЕЛЬ
6. КЛЁН
7. ИВА
8. РЯБИНА
6. Подведение итогов урока.
- Молодцы! Вернёмся к проблеме возникшей вначале урока. Мы должны были распознать дерево и помочь Маше. (Мы не могли распознать дерево зимой).
- Теперь мы знаем, почему она не смогла определить и назвать дерево? (Ей не хватало информации, содержащей сведения о признаках этого дерева).
Учитель добавляет признаки. Это клён.
- Мы справились с задачей поставленной нами на уроке? (Да).
- Что мы для этого должны знать? (Какая кора, листья, плоды у каждого дерева).
- Вам задание: По дороге домой, попробовать распознать и назвать деревья, которые вам встретятся. И разгадать кроссворд.
7. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Попробуйте рассказать о том, что вы узнали на уроке по схеме:
Узнал
Я Запомнил
Смог
- На моём столе лежат жёлтые и красные полоски. Если вам понравился урок, и вы многое узнали, прикрепите к нашему солнышку жёлтую полоску, а если ничего нового не узнали – красную. Мне очень понравился наш урок, и я прикреплю свою жёлтую полоску. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. - Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.