kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: "Зима в мире растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Зима в мире растений"»

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс

Тема: «Зима в мире растений».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

Планируемые результаты:

1) Предметные

  • формирование представлений об изменении условий жизни растений зимой

  • упражнять в назывании важнейших отличительных признаков изучаемых растений и различении пород деревьев зимой по отдельным признакам.

  • развитие кругозора при сообщении дополнительных сведений о зависимости изменений в жизни растений от погодных условий

2) Метапредметные

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности

- контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

Познавательные:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений

  • развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков

  • развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

  • ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

  • развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)

  • развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала

  • подводить итоги урока по вопросам

Коммуникативные:

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам)

3) Личностные

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

- развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., кроссворд, фонограмма, отрывок мультфильма «Мороз Иванович», мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, конверты с карточками-заданиями 6 штук, полоски жёлтого и красного цвета, жёлтый круг.

1. Орг. момент.

- Начиная урок, я предлагаю вам послушать музыку.

Учитель включает аудиозапись и читает стихотворение. В это время на экране показываются слайды зимнего леса.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Зиме, лесу, зимнему лесу)

- Сейчас вы видели много картин зимнего леса. А какие слова использует поэт Ф.И. Тютчев рисуя лес? (Околдован, заколдован, волшебный сон, окован, очарован, …).

2. Актуализация знаний

- Что имел ввиду поэт говоря:

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован, …?

(Деревья в лесу как будто спят).

- Действительно, может показаться, что деревья в лесу как не живые. Но на самом деле это не так. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон).

- Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам?

а) (Осенью они сбросили листья).

- Правильно, для листьев необходимо много тепла. Зимой это тепло будет очень необходимо дереву, поэтому они избавляются от листьев.

- Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.

б) - А чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)

- Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальным защитным слоем, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.

- Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.

- Как вы думаете, там, под снегом, жизнь растений останавливается? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Мороз Иванович».

Смотрят мультфильм.

- Вы правы, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.

- А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему? (Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

3. Постановка проблемы и выход на цель урока.

- Ребята, ученикам 2 класса дали задание запечатлеть красоту зимней природы сфотографировав разные деревья и определить, что это за дерево. Все справились с заданием. Маша тоже сфотографировала дерево, но не смогла определить, что это за дерево.

На экране учитель показывает фотографию дерева.

- Предлагаю вам помочь Маше сделать это. (Ответы детей).

- Мы не можем. Почему?

- И так, перед нами тоже возникла проблема? Какая, как вы думаете? (У нас не получилось распознать дерево).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБЛЕМА, и после ответов детей карточку НЕ МОЖЕМ РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ЗИМОЙ

- Зная проблему, какую цель мы можем поставить? (Научиться распознавать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ЦЕЛЬ, и после ответов детей карточку НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДЕРЕВЬЯ

- Для этого нам нужно обозначить пути решения. (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ПУТИ РЕШЕНИЯ, и после ответов детей карточку ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕРЕВА

- И конечно, необходимо выполнить пробное действие. (Попробовать распознать дерево по этим признакам).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ, и после ответов детей карточку РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ПО ЭТИМ ПРИЗНАКАМ

- Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

4. Открытие нового.

- Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Почему? (Летом на деревьях есть листья).

- Да, но листьев не стало. Но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево, т.е. решить проблему.

Если дети называют признаки, учитель спрашивает: «Да, но знаем ли мы какие признаки характерны для Машиного дерева? (Нет). Значит у нас не хватает информации».

- Давайте обратимся к учебнику.

- Откройте учебники на стр. 20. Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова обозначающие какой либо признак дерева.

Дети читают самостоятельно текст учебника.

- Какие внешние признаки вы нашли? (Кора).

Учитель вывешивает карточку КОРА

- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

- Ещё какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

Учитель вывешивает карточку ЛИСТЬЯ

- На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).

- По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).

- Ещё? (Плоды)

Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ

- Под словом плоды мы подразумеваем и семена и шишки.

- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

- А если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? ( По силуэту).

Учитель вывешивает карточку СИЛУЭТ

- Правильно, но это трудно сделать.

- Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья. Давайте попробуем это сделать.

- Мы определили с вами признаки, по которым можем узнать дерево. Давайте вернёмся к нашему плану. И следующее наше действие? (Пробное действие). Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.

На тарелочках разложены: кора деревьев, семена и шишки, сухие листья.

- Посмотрите, что я принесла.

Дети встают, подходят, ощупывают.

- Попробуйте назвать деревья.

- Получилось ли у вас назвать все деревья? (Нет. Мы не знаем у какого дерева какие семена).

- Где и откуда получить нам эти знания? (Из энциклопедии. Спросить у взрослых. Из интернета).

Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветках сидят.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся

И домой к себе вернемся.

5. Применение нового знания. Работа в парах.

А) - Я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах. Пользуясь иллюстрациями из «Атласа – определителя» распознать растение. Познакомьтесь с информации о деревьях. А работая с таблицами, нарисуйте признаки вашего дерева. Подумайте, как вы сможете рассказать о нём другим ребятам, чтобы и они смогли бы узнать его.

- Давайте вспомним правила работы в паре. (Ответы детей).

Учитель выставляет карточку с правилами на доску.

У каждой пары листок с таблицей, иллюстрации деревьев, листы из «Атласа – определителя». Дети работают в парах. Записывают признаки на листочки. Учитель ходит и помогает им.

Название дерева


Силуэт


Кора


Листья


Плоды


1 ряд: 1 парта: сосна; 2 парта: ель.

2 ряд: 1 парта: липа; 2 парта: ясень.

3 ряд: 1 парта: ива; 2 парта: клён.

- Работа закончена. Договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать, а кто помогать.

Дети в паре выходят и рассказывают.

Б) - Давайте снова посмотрим на то, что лежит на тарелочках. Попробуйте назвать деревья. (Дети называют и объясняют).

Дети называют, а учитель показывает правильную картинку на экране (кора: берёза, осина, сосна; листья: ясеня, рябины, тополя, осины, сосна, ель; семена: клёна, ясеня, дуба).

Если успеваем по времени, то отгадываем кроссворд на уроке. Если нет, то даем задание на дом.

В) – Хотите проверить себя ещё раз? Попробуем разгадать кроссворд?

- Попробуйте определить дерево по его виду в зимнее время года.

Кроссворд. Работа с вебкамерой. На доске вывешиваются растения:

1. БЕРЁЗА

2. ОСИНА

3. СОСНА

4. ТОПОЛЬ

5. ЕЛЬ

6. КЛЁН

7. ИВА

8. РЯБИНА

6. Подведение итогов урока.

- Молодцы! Вернёмся к проблеме возникшей вначале урока. Мы должны были распознать дерево и помочь Маше. (Мы не могли распознать дерево зимой).

- Теперь мы знаем, почему она не смогла определить и назвать дерево? (Ей не хватало информации, содержащей сведения о признаках этого дерева).

Учитель добавляет признаки. Это клён.

- Мы справились с задачей поставленной нами на уроке? (Да).

- Что мы для этого должны знать? (Какая кора, листья, плоды у каждого дерева).

- Вам задание: По дороге домой, попробовать распознать и назвать деревья, которые вам встретятся. И разгадать кроссворд.

7. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Попробуйте рассказать о том, что вы узнали на уроке по схеме:

Узнал

Я Запомнил

Смог

- На моём столе лежат жёлтые и красные полоски. Если вам понравился урок, и вы многое узнали, прикрепите к нашему солнышку жёлтую полоску, а если ничего нового не узнали – красную. Мне очень понравился наш урок, и я прикреплю свою жёлтую полоску. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. - Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока: "Зима в мире растений"

Автор: Чернышева Ирина Николаевна

Дата: 23.07.2016

Номер свидетельства: 337944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему: "Растения в домашней аптечке""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_na_tiemu_rastieniia_v_domashniei_aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "464575"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522595932"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока окружающего мира "Зима в природе" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "141216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418064106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока познания мира "Растения" 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-rastieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408965431"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока  на тему  "Растения" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "123183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414427844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства