Дата:14.03.2016 г. Урок русского языка в 3 классе.
Учитель Айтжанова Г.Л.
Тема: Обстоятельство.
Цели: 1.Учащиеся смогут находить обстоятельство в предложении; ставить к нему вопросы (где? куда? откуда? когда?); графически обозначать обстоятельство; употреблять его в речи.
2.Развивать воображение, речь.
3.Корректировать память, внимание, воображение.
4.Содействовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Оргмомент.
Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас.
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь
В круг активно соберитесь. Тренинг «Правила по кругу» с.99.
-Назовите главные члены предложения. –На какие вопросы они отвечают?–Второстепенные члены предложения. -Что называется дополнением? –Определением? -Что называется грамматической основой предложения?
Деление на 3 группы по цвету стикеров, приклеенных на тетрадь. - И тихонечко садитесь.
Проверка домашнего задания.
- Кто затруднялся при выполнении домашнего задания с.95 упр.207?
- Что нужно было выполнить в упражнении? (Вставить слова в пословицы, определить, каким членом предложения они являются. Прочитайте пословицы.).-О чём заставляет нас задуматься последнее предложение? (О бережном отношении к природе). Просмотр слайдов о Кургальджинском заповеднике.
Всесторонняя проверка знаний.
1).Запись даты, слов Классная работа (диктуют дежурные). Каллиграфическая минутка заяц завтрак змея
Земля-тарелка: что положишь, то и возьмёшь. –Как вы понимаете смысл пословицы? Вывод: нужно беречь окружающий мир!
2).Словарный диктант: воробей, ворона, сорока, берёза, щавель ,коньки, пальто, дорога. Проверка по слайдам 4-12.
- Составьте нераспространённое предложение с одним из слов.
- Какие предложения называются нераспространёнными? (Состоящие из главных членов.)
- Измените своё предложение. Сделайте его распространённым.
- Что помогло вам распространить предложение? (Второстепенные члены.)
- Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Делают предложение более полным, точным, понятным.)
Подготовка к активному сознательному усвоению знаний.
- Второстепенные члены предложения делятся на три группы. С двумя группами мы познакомились.
Сообщение темы урока. На доске написаны слова: Сл…пой, к…ртина, д…р…га, п…м…дор, в…гон, с…рень, т…льняшка, б…лото, с…л…вей, р…кета, т…традь.- Спиши, вставьте пропущенные буквы. Проверка по «цепочке».
- Что общего у этих слов? (сущ., ед. ч., Им.п., и т.д.)
- Чем различаются эти слова? (род, склонение)
- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные? (подлежащим, т.е. главным членом предложения)
- Составьте устно предложения с любым словом, где бы они были главным членом. (Картина висит на стене. На тарелке лежит спелый помидор. В саду растёт душистая сирень. )- А если эти существительные поставить в другие падежи, то каким членом предложения станут эти существительные? (второстепенным членом предложения)
- Значит, над какими членами предложения мы будем сегодня работать? (Над второстепенными членами предложения)
В словах 1, 3, 5, 7 выпиши первые слоги и прочитай, какое слово получилось (следователь) -Что обозначает слово «Следователь»?
-Мы сегодня с вами будем следователями. Постановка проблемной задачи. --- -Послушайте диалог друзей.
-Знаешь, какие вопросы задают, когда ведут какое-нибудь расследование? – спросила Алла.
- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – ответил Миша, большой любитель детективов.
- Правильно, Михаил! – одобрила Алла. Следователю нужно знать ОБСТОЯТЕЛЬСТВА(на доске) дела: ГДЕ и КОГДА что-то случилось, КАК именно всё было…
- Вот и мы сегодня будем, как следователи: в предложениях находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записано на доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)
- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны ответить на вопросы:
На какие вопросы отвечают обстоятельства?
Какой частью речи выражено обстоятельство?
Как подчёркивается обстоятельство? Слайды 1-2.
Усвоение новых знаний.
1.Звуковая разминка с.97 упр.211. Произнеси чётко и правильно.
2.Работа в парах с.97.Чтение в парах, чтение вслух парами.
3.Работа в группах с.97 упр.212 (1 предложение каждой из 3 групп. Письменно ответить на вопросы, по 1 ученику от группы у доски). Проверка.
. (Смотрим на экран.) Слайды 13-18.
- Для чего нужны обстоятельства? (Делают предложение более полным.)
6.Закрепление новых знаний.
Задания на развитие функциональной грамотности.
1)- Прочитайте текст упр.213на с. 98. 4 ученика у доски записывают предложения 2-5, разбирают по членам предложения.
2).9 учащихся выполняют упр.214 дифференцированно*, вставляют пропущенные второстепенные члены предложения, подчёркивают их.
Вывод:Обстоятельства обозначают, где, как, когда, почему, зачем, как долго происходит действие, значит, описывают действие более точно, конкретно.
Значения обстоятельств:
Цель действия (Зачем?) – за молоком
Место действия (Где? Куда? Откуда?) – из кинотеатра, в Москве, на Луну
Время действия (Когда?) – летом, к вечеру, после зимы
Причина действия (Почему?) – из-за дождя, от грозы
Каким образом совершалось действие? (Как?) – быстро, весело
Физминутка, слайд 19.
Фразеологизмы, слайд 20.
- Что такое фразеологизмы? (Устойчивые, неделимые выражения, которые можно заменить одним словом.)
- Попробуйте заменить обстоятельство подходящим фразеологизмом.
Гости приедут скоро.
Гости приедут с минуты на минуту.
Река оказалась далеко от деревни.
Река оказалась за тридевять земель от деревни.
Дедушка проснулся рано и отправился за грибами.
Дедушка проснулся ни свет ни заря и отправился за грибами.
Фразеологизм является одним членом предложения. В предложении заменяли обстоятельство фразеологизмом, значит, подчёркиваем фразеологизм как обстоятельство.3).Тестирование по вариантам.
Вариант 1.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Я часто купался на песчаной отмели».
1. купался
2. часто
3. на отмели
4. на песчаной
2. Найди дополнение в предложение: «Ребята интересно рассказывали о птицах».
1. интересно
2. ребята
3. о птицах
4. рассказывали
3. Найди предложение, которое соответствует схеме: - - - - ____ ~ ~~~~~ _____.
1. В широких лугах зацвели одуванчики.
2. У дороги растут душистые ромашки.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. Ночью одуванчики крепко спят.
2. Душистые ягоды облепили тонкие ветки.
Вариант 2.
1. Найди все обстоятельства в предложении: «Вечером мы весело играли с ребятами».
1. играли
2. вечером
3. с ребятами
4. весело
2. Найди дополнение в предложении: «Дети рисовали лесных зверей».
1. рисовали
2. дети
3. зверей
4.лесных
3. Найди предложение, которое соответствует схеме:_____ ____ ~ ~~~~~ - - - - .
1. На лесных лужайках цветут ромашки.
2. Мы вышли на большую поляну.
4. Разбери предложение по членам предложения.
1. На лугу пышно цветёт клевер.
2. У лесных птиц появились птенцы.
Критерий оценки теста и ответы.
Вариант 1. | Вариант 2. | Критерий оценки |
1. 2-часто, 3-на отмели | 1. 2-вечером, 4-весело | 1 балл |
2. 3-о птицах | 2. 3-зверей | 1 балл |
3. 2-У дороги растут душистые ромашки. | 3. 2-Мы вышли на большую поляну. | 1 балл |
4. 1.Ночью одуванчики крепко спят. 2.Душистые ягоды облепили тонкие ветви. | 4. 1.На лугу пышно цветёт клевер. 2.У лесных птиц появились птенцы. | 2 балла |
5 баллов
Подведение итогов.. Самопроверка.
4). Самостоятельная работа: прочитать текст, найти обстоятельства.Слайд 21.
В полночь грянул гром. Огненные смерчи закружились в воздухе. Это начался фейерверк. Вот стремительно взвился в небо серебряный дракон. Через минуту распустилась клумба пионов. Рядом жужжит огненная пчела.
5) Самопроверка.
- Посмотрите на экран. На нём изображён текст, с которым вы работали. - Как вы думаете, что обозначено красным цветом? (Грамматическая основа.) - Что обозначено синим цветом? (Обстоятельства.) - А почему некоторые слова чёрного цвета?
7.Информирование о домашнем задании.Упр.218 с.100, упр.216(устно). Рефлексия.
- Чему учились на уроке?- Что нового узнали?- Кому было трудно на уроке?-Отразите своё участие на уроке стикером (красный-было трудно, желтый-я справился, зелёный-я не испытываю трудностей).