kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Обстоятельство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС, Цель: введение понятия «обстоятельство» Задачи: - формирование А) понятие «обстоятельство» путём наблюдения (практической работы – разбора предложения по членам) Б) формирование умения находить в предложении обстоятельство. - развитие умения А) выделять обстоятельство в предложении Б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения. - воспитательная А) прививать любовь к слову, к литературе (200-ление со дня рождения М.Ю. Лермонтова). Раздаточный материал: Диагностические карты, демонстрационный материал (эталоны для самопроверки, алгоритм нахождения обстоятельства в предложении)? d в ходе урока у учащихся формируются УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Обстоятельство" »

Урок русского языка в 5 классе разработан в соответствии ФГОС

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» п. Плюсса Плюсского района псковской области Рогозина Ирина Владимировна

Тема урока: Обстоятельство

Цель: введение понятия «обстоятельство»

Задачи:

- формирование

А) понятие «обстоятельство» путём наблюдения (практической работы – разбора предложения по членам)

Б) формирование умения находить в предложении обстоятельство.

- развитие умения

А) выделять обстоятельство в предложении

Б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

- воспитательная

А) прививать любовь к слову, к литературе (200-ление со дня рождения М.Ю. Лермонтова).


Раздаточный материал:

Диагностические карты, демонстрационный материал (эталоны для самопроверки, алгоритм нахождения обстоятельства в предложении)


Ход урока:


  1. Орг. момент

  1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок – у нас гости, поприветствуем их радостно, улыбками.


  1. Мотивация к учебной деятельности


* Читаем вместе установку на урок (Слайд №2)

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.


Хочу вам рассказать одну притчу. (Слайд №3)

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжелую дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»


Ребята, как вы думаете, что мог сказать мудрец?

(Ответы детей.)


А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не бойтесь ошибиться».


? С каким советом мудреца вы бы не согласились?

? А хотите узнать моё мнение?


! Я предлагаю принять во внимание все советы мудреца, потому что они помогут нам решить проблемные вопросы урока.






II. Повторение.

1. Фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.



* Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд №4)


Задание выполнено точно

+ (плюс)

Задание выполнено частично, есть вопросы

? (знак вопроса)

Задание не выполнено

- (минус)


- Ребята, продолжите фразу «Прежде чем изучить новое, надо … (повторить изученное, старое)»


* С какого способа надо начать повторение? /теоретического/

// Как, не повторив теории, выполнять практические задания?//

1. - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Дома вы подготовили вопросы. Сейчас вы по цепочке (один ряд другому) зададите их друг другу.

//Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, называя имя одноклассника, кому хотят задать вопрос (1-й ряд 2-му, 2-й ряд – 3-му, а 3-1 ряд – 1-му)

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что называется подлежащим?

- Что такое сказуемое?

- Какие второстепенные члены мы изучили?

-Что такое дополнение?

-Что такое определение?

( Это дать на отдельном листе (перевёрнутом)


* Кто не уверен в правильной формулировке вопроса, может проверить себя или найти подсказку в раздаточном материале. Но кто уверен, покажите это.)


Каждый себе даёт ответ и заносит результат в Оценочный лист.


* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (1)


2. А теперь практический способ. Выполняем задание 2. (Слайд№5-6)

* Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение).

У каждого ряда своё предложение. По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.


Стоят последние дни поздней осени.

1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

* Проверьте себя по эталону (Слайд №7-9)


1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.


3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

- - - - - - - - -

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (2)


2. Выявление места и причины затруднения

* Что вызвало трудность при выполнении задания?

// Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются.//

? – Нельзя ли к словам в этих предложениях задать другой вопрос?



3. Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)



Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Спланируем нашу дальнейшую работу. (Слайд №10) Распечатать



// 1. Узнать, что это за второстепенный член предложения?

2. Как он называется?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как подчеркивается?

5. Какими частями речи может быть выражен?

6. Для чего служит в нашей речи?

7. Отработать умение находить этот член предложения в тексте (обстоятельство), правильно обозначать.



6. Реализация построенного плана. Создание проблемной ситуации.



Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, найти ответы на вопросы нашего плана.

Задание 3 (Слайд № 11)



Работаем с раздаточным материалом в парах. По ходу чтения заполните таблицу в нашем справочнике.

Карточка «Прочитай и запомни»



Обстоятельство – второстепенный член предложения.

Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием.

Выделяются несколько видов обстоятельств:

- обстоятельство времени отвечают на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? ДО КАКИХ ПОР?

- обстоятельство места отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

- обстоятельства образа действия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

- обстоятельства причины отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

- обстоятельства цели отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?



Часть таблицы

Название члена предложения

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

От какого члена предложения чаще всего зависит?

Какими частями речи чаще всего выражается?

Обстоятельство

Время, место, цель, причину, образ действия

Когда? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

сказуемого

Наречие, существительное с предлогом



* Пользуясь таблицей, сформулируйте тему нашего урока. (Слайд №12)

* Пользуясь таблицей, дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что такое обстоятельство»?

* Проверьте себя по учебнику стр. 88.



* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (3)



7. Первичное закрепление.



? Каков следующий шаг нашей работы?

//Необходимо закрепить полученные знания//



Задание 4



Чтобы с новыми силами приступить к этому этапу урока, предлагаю провести физкультминутку.



1) Физкультминутка (Слайд №13)

Мы немножко отдохнем. (Раздаточный материал) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. (наречие, существительное)

* Выпишите обстоятельства, использованные в стихотворении для физкультминутки, определите, какой частью речи они выражены.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (4)



2) Учебник, стр. 89, упр. 194 Выразительное чтение. (Слайд №14)

Задание 5

* Работая в парах, подготовьте выразительное чтение текста упражнения.

? Для чего в данном тексте используются обстоятельства?

? Вы прочитали текст о М.Ю. Лермонтове. Что вам известно о нём? Какие произведения вы читали, учили наизусть? (Слайд №15)

(В этом году в нашей стране отмечается 200-летие со дня рождения великого поэта.)

Задание 6

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону

Перед вами лежат листы с текстом. Спишите текст, вставив пропущенные слова-обстоятельства.



* Прочитайте, что у вас получилось. (спросить 2-3 учеников)

Михаил Лермонтов Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

* Послушайте, как у Лермонтова звучат эти строки.

Михаил Лермонтов Осень

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (5)



8. Рефлексия учебной деятельности.

* Подведём итог. (Слайд №16)



? Чему был посвящён урок?

? На все ли пункты плана мы нашли ответ на нашем уроке?

? Какие затруднения вы испытали?

* Оцените свою работу на уроке

9. Домашнее задание (дифференцированный подход): (Слайд №17)

  1. Всем - параграф 39.

Задания на выбор учащихся

  1. Упр. 193

  2. Подобрать 5 примеров из литературных произведений, обозначить обстоятельства, надписать их вопросы.



Спасибо за хорошую работу на уроке. (Слайд №18)

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогозина Ирина Владимировна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "208262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430757959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства