Окружающий мир 
 Тема: «Животные- живые существа» 
 1 класс (1-4) 
   
 Учитель: Назайкина Е.В. 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 МОУСОШ № 13 
 Цели урока: 
 - помочь учащимся в восприятии, осмыслении и систематизации знаний о животных как части окружающего нас мира;
 - подвести к пониманию того, что животные- живые существа, показать основные условия, необходимые для их жизни.
 - воспитывать чувства доброты и сопереживания, сопричастности ко всему живому, что окружает нас;
 - подвести к осознанию необходимости бережного отношения к природе.
 Ход урока 
 1.Организационный момент. 
  Поскорей проверь, дружок,
  Ты готов начать урок?
  Все в порядке?
  Ручка, книжка и тетрадка?
 2.Актуализация знаний. Постановка проблемы. 
  - Молодцы, к уроку готовы все, значит сумеете отгадать загадки, которые помогут определить тему сегодняшнего урока.
 Ты откуда, ты откуда? 
 Прилетел к нам, красногрудый? 
 Облетел я всю Сибирь, 
 А зовут меня (снегирь). 
 У родителей и деток 
 Вся одежда из монеток (рыба). 
 В яме спит зимою длинной, 
 Но чуть солнце станет греть 
 В путь за медом и малиной 
 Отправляется (медведь). 
 Без работы, хоть убей, 
 Жить не может (муравей). 
 Посреди двора стоит копна: 
 Спереди вилы, а сзади метла. 
 Чтобы были мы здоровы, 
 Молоко дает (корова). 
 На доску вывешиваются картинки – отгадки. 
 - кого мы видим на этих картинках?
 - это животные и мы будем на уроке говорить о животных, о том, что необходимо им для жизни и докажем, что животные- живые существа.
 - но сначала скажите, какие группы животных вы уже знаете?
 На доске: 
 ЖИВОТНЫЕ
 насекомые рыбы птицы звери
 - По какому признаку отличают всех насекомых? (6 ног) 
 - Назовите насекомых.  
 - Чем похожи все рыбы? (тело в чешуе, живут в воде) 
 3.Физ.минутка 
 Рыбки
 Рыбки плавали, плескались в чистой тепленькой воде. То сомкнутся, разомкнутся, то зароются в песке.
 4.Продолжение работы над проблемой урока. 
 - Как отличить птиц от других животных? (тело покрыто перьями).
 - Чем похожи представители группы зверей? (тело покрыто шерстью, кормят детенышей(молоком).
 - Посмотрите на схему, нет ли ошибки? Почему корова и медведь оказались в одной группе? (это звери).
 - А чем они отличаются? (домашние и дикие животные).
 - Проверим хорошо ли вы знаете, где живут животные.
 Задание № 1   
 Проверяем, как выполнено задание, я читаю стихотворение, а вы проверяете свои работы. 
 Лисий след ведет к норе, 
 А орел живет в гнезде, 
 Белкин след ведет к дуплу, 
 Мышкин- к дырочке в полу. 
 Утка в камыши спешит, 
 Бобер хатку сторожит. 
 Скворец в скворечнике живет, 
 А у нас урок идет. 
  - Скажите, что же нужно всем животным? (дом, жилье)
  - А зачем? ( в нем тепло, животные выводят там детенышей )
  - А знаете ли вы, как правильно называют детенышей у разных животных?
  Выполните задание № 2 (пары) 
  Проверка: (подгот.дети)  
  а) Помогите малышам 
  Потеряли дети мам, 
  Без родителей одни 
  Попадут в беду они. 
  Помогите малышам 
  Поскорей найдите мам! 
    
  б) Жеребенок тонконогий 
  Бойко скачет по дороге. 
  Он такой скакун хороший, 
  Не догонит мама- (лошадь) 
  в) Шею вытянул гусенок 
  Озирается с просонок 
  Еле- еле соню сына 
  Под крылом нашла (гусыня) 
  г) Что стряслось у индюшат? 
  Почему они спешат? 
  У сарая за кадушкой 
  Червяка нашла (индюшка) 
  д) Верблюжонок у ворот   
  Маму жалобно зовет. 
  Не бойся, не заблудишься, 
  Придет домой (верблюдица) 
 е) Эй, утята, вы куда? 
 Здесь собачья будка! 
 Ждет вас около пруда 
 Ваша мама (утка) 
 ж)
 Малыши у мамы рады 
 Снова вместе, снова рядом, 
 И за помощь всех ребят 
 От души благодарят! 
 - Вот мы и получили еще одно важное условие жизни животных на земле- животные размножаются и растут.
 5.Физ.минутка « Ежик» 
 6.Продолжение урока. 
 -Чтобы детеныши выросли, им надо есть и пить. Знаете ли вы, чем питаются разные животные?
 Выполните задание № 3 
 - Кто- то стучится в дверь, давайте его впустим.
 Зайчик забегает в класс. 
 - Заяц белый, куда бегал?
 - На деревню.
 - Для чего?
 - Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжек поискать.
 - Нашел?  
 - Как - бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, кочерыжек не нашел, пойду осинку глодать, с голоду и она сладкой покажется.
 Вот белке сейчас хорошо. Она спряталась в дупло, в нем и сухо и тепло, запасла грибов и ягод, столько, что не съесть и за год.
 Ребята, кто- то еще стучится. (Забегает белка, плачет).   
 - Что случилось, белочка?
 - Пришли в лес мальчишки, нашли мое дупло, все орешки унесли, а грибки и ягоды по снегу разбросали, мне теперь есть нечего.
 Ребята, давайте поможем белке и зайчику, угостим их чем- нибудь из нашей корзинки. 
 Белка: Я хочу, чтоб 
 На одной планете 
 Дружно жили звери, дети. 
 Не разоряли гнезда птиц 
 Ради нескольких яиц. 
 Не ловили по дубравам 
 Рыжих белок для забавы. 
 Все старательно с умом 
 Берегли наш общий дом 
 Под названием Земля, 
 Где живем и ты и я. 
 Ребята, сейчас мы помогли белке и зайцу. А кому мы еще можем помочь? (птицам) 
 Мы получили еще одно условие жизни животных на– им нужна наша помощь и забота. Вы, ребята знаете как заботиться о животных? 
 Сделайте задание № 4 . 
 Посмотрите на доску: Какие условия жизни животных мы с вами выделили сегодня? (жилье, размножение и рост, пища, вода, тепло, воздух, забота людей ) 
 7.Итог урока. 
 - Что же вы узнали на уроке? Чем урок понравился?
 - Животные живые существа. Они неотъемлемая часть природы, которую нужно любить, беречь, охранять.
 - Дерево, цветок, трава и птица
 Не всегда умеют защититься
 Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
 Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.
 Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.