Окружающий мир
Тема: «Животные- живые существа»
1 класс (1-4)
Учитель: Назайкина Е.В.
МОУСОШ № 13
Цели урока:
- помочь учащимся в восприятии, осмыслении и систематизации знаний о животных как части окружающего нас мира;
- подвести к пониманию того, что животные- живые существа, показать основные условия, необходимые для их жизни.
- воспитывать чувства доброты и сопереживания, сопричастности ко всему живому, что окружает нас;
- подвести к осознанию необходимости бережного отношения к природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Молодцы, к уроку готовы все, значит сумеете отгадать загадки, которые помогут определить тему сегодняшнего урока.
Ты откуда, ты откуда?
Прилетел к нам, красногрудый?
Облетел я всю Сибирь,
А зовут меня (снегирь).
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыба).
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть
В путь за медом и малиной
Отправляется (медведь).
Без работы, хоть убей,
Жить не может (муравей).
Посреди двора стоит копна:
Спереди вилы, а сзади метла.
Чтобы были мы здоровы,
Молоко дает (корова).
На доску вывешиваются картинки – отгадки.
- кого мы видим на этих картинках?
- это животные и мы будем на уроке говорить о животных, о том, что необходимо им для жизни и докажем, что животные- живые существа.
- но сначала скажите, какие группы животных вы уже знаете?
На доске:
ЖИВОТНЫЕ
насекомые рыбы птицы звери
- По какому признаку отличают всех насекомых? (6 ног)
- Назовите насекомых.
- Чем похожи все рыбы? (тело в чешуе, живут в воде)
3.Физ.минутка
Рыбки
Рыбки плавали, плескались в чистой тепленькой воде. То сомкнутся, разомкнутся, то зароются в песке.
4.Продолжение работы над проблемой урока.
- Как отличить птиц от других животных? (тело покрыто перьями).
- Чем похожи представители группы зверей? (тело покрыто шерстью, кормят детенышей(молоком).
- Посмотрите на схему, нет ли ошибки? Почему корова и медведь оказались в одной группе? (это звери).
- А чем они отличаются? (домашние и дикие животные).
- Проверим хорошо ли вы знаете, где живут животные.
Задание № 1
Проверяем, как выполнено задание, я читаю стихотворение, а вы проверяете свои работы.
Лисий след ведет к норе,
А орел живет в гнезде,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин- к дырочке в полу.
Утка в камыши спешит,
Бобер хатку сторожит.
Скворец в скворечнике живет,
А у нас урок идет.
- Скажите, что же нужно всем животным? (дом, жилье)
- А зачем? ( в нем тепло, животные выводят там детенышей )
- А знаете ли вы, как правильно называют детенышей у разных животных?
Выполните задание № 2 (пары)
Проверка: (подгот.дети)
а) Помогите малышам
Потеряли дети мам,
Без родителей одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам
Поскорей найдите мам!
б) Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший,
Не догонит мама- (лошадь)
в) Шею вытянул гусенок
Озирается с просонок
Еле- еле соню сына
Под крылом нашла (гусыня)
г) Что стряслось у индюшат?
Почему они спешат?
У сарая за кадушкой
Червяка нашла (индюшка)
д) Верблюжонок у ворот
Маму жалобно зовет.
Не бойся, не заблудишься,
Придет домой (верблюдица)
е) Эй, утята, вы куда?
Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда
Ваша мама (утка)
ж)
Малыши у мамы рады
Снова вместе, снова рядом,
И за помощь всех ребят
От души благодарят!
- Вот мы и получили еще одно важное условие жизни животных на земле- животные размножаются и растут.
5.Физ.минутка « Ежик»
6.Продолжение урока.
-Чтобы детеныши выросли, им надо есть и пить. Знаете ли вы, чем питаются разные животные?
Выполните задание № 3
- Кто- то стучится в дверь, давайте его впустим.
Зайчик забегает в класс.
- Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
- Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжек поискать.
- Нашел?
- Как - бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, кочерыжек не нашел, пойду осинку глодать, с голоду и она сладкой покажется.
Вот белке сейчас хорошо. Она спряталась в дупло, в нем и сухо и тепло, запасла грибов и ягод, столько, что не съесть и за год.
Ребята, кто- то еще стучится. (Забегает белка, плачет).
- Что случилось, белочка?
- Пришли в лес мальчишки, нашли мое дупло, все орешки унесли, а грибки и ягоды по снегу разбросали, мне теперь есть нечего.
Ребята, давайте поможем белке и зайчику, угостим их чем- нибудь из нашей корзинки.
Белка: Я хочу, чтоб
На одной планете
Дружно жили звери, дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Все старательно с умом
Берегли наш общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты и я.
Ребята, сейчас мы помогли белке и зайцу. А кому мы еще можем помочь? (птицам)
Мы получили еще одно условие жизни животных на– им нужна наша помощь и забота. Вы, ребята знаете как заботиться о животных?
Сделайте задание № 4 .
Посмотрите на доску: Какие условия жизни животных мы с вами выделили сегодня? (жилье, размножение и рост, пища, вода, тепло, воздух, забота людей )
7.Итог урока.
- Что же вы узнали на уроке? Чем урок понравился?
- Животные живые существа. Они неотъемлемая часть природы, которую нужно любить, беречь, охранять.
- Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.