1.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
2. Формировать межличностные взаимодействия в процессе
продуктивной деятельности.
Тип урока: усвоение нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички со словами: «берёза», «сосна», «лось», «паук», «экология», «муравей», карточки с заданиями для работы в парах и группах.
УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» 1 класс (2 часть) Москва «Просвещение» 2015г. под редакцией А.А. Плешакова.
Ход урока:
I Организационный этап.
–Здравствуйте. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Улыбнитесь друг-другу. А теперь поделитесь хорошим настроением с нашими гостями.
IIЭтап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.
– Прочитайте слова и разбейте их на группы.
БЕРЁЗА
ЗАЯЦ
МУРАВЕЙ
СОСНА
ЛОСЬ
ЭКОЛОГИЯ
ПАУК
– А как вы считаете, почему слово экология лишнее?
– Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке?
– Правильно, это и будет тема нашего урока.
– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
– Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».
– А как вы думаете, что же мы должны узнать на уроке, чтобы прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что она изучает.)
IIIЭтап усвоения новых знаний.
– Как можно выяснить значение этого слова?
(Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
– Давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова. Где его можно найти? (в словаре, в учебнике)
– Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме. А о каком доме идёт речь?
– От слова «экология» произошло слово «эколог». А кто может объяснить значение этого слова?
(Звучат сигналы SOS)
– Что это за сигналы мы слышим? (сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS)
– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес.Послушайте его историю.
– Жил был лес.
– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.
– Жили в лесу и звери.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
«Помогите вернуть былую красоту!»
– А кто на уроках окружающего мира нас всегда сопровождает? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик)
–Вот и сегодня Мудрая Черепаха предлагает вам побыть экологами. Ведь лес нуждается в скорой экологической помощи. Придём на помощь лесу и исправим ошибки человека.
– Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту, ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья)
– Мудрая Черепаха для вас приготовила задания.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших лесах.
1.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3.Зимой и летом – одним цветом. (Ёль)
4.Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
– Если вы отгадаете загадки и доскажите словечко, то сможете узнать, что ещё можно посадить в лесу.
1.Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется... (Подснежник).
2.Золотой и молодой,
За неделю стал седой
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (Одуванчик).
3.Возле леса на опушке,
Ты под листик загляни-
Там краснеет...!(Земляника)
4.Есть цветок с названьем нежным.
Не забывай ни на минутку,
Тебе дарю я…(Незабудку)
– Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей)
–Правильно. Следующее задание от Мудрой Черепахи для
работы в парах.На столе у вас лежат конверты. Достаньте
и соберите картинки (на пазлах фотографии: медведь, лиса,
сова, енот, дятел, бабочка, стрекоза)
– Какие же животные поселились в нашем лесу?
Физминутка
–У некоторых ребят было домашнее задание. Они нарисовали животных леса и подготовили рассказ о них.
(выступления детей)
Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделываетклювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.
Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если каждая мышь съедает в год 1кг зерна, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.
Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количествонасекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.
Волк- санитар леса. Он поддерживает равновесие в природе, не давая травоядным и больным животным размножаться.
Трясогузка- одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров, мух и других насекомых –вредителей.
– Посмотрите, как наш лес преобразился. Снова запели птицы, звери начали резвиться на полянках.
–Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Светофор» (круги зелёного и красного цвета)
Если я приду в лесоки сорву ромашку (Нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку (НЕТ) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (ДА) Если ветку подвяжу, колышек поставлю (ДА) Если разведу костер, а тушить не буду (НЕТ) Если сильно насорю, а убрать забуду (НЕТ) Если мусор уберу, банку закопаю (ДА) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА)
IVЭтап закрепления новых знаний.
–А как вы думаете, у нас в Аткарском районе есть объекты природы, которые нуждаются в особой защите? Какие?
действительно, на территории нашего района были взяты под охрану 4 памятника природы:
1.Аткарский питомник. Он является старейшим в Саратовской области. Только здесь можно найти единственную в области коллекцию сирени.
2.Особо охраняемые леса и луга у с. Озёрное.
3.Участки ковыльной степи у с.Лопуховка.
4. Приусадебный парк у с.Лисичкино. Его особо охраняемые объекты: ель европейская, сосна обыкновенная, дубрава с вековыми дубами.
Хочется сказать еще о нескольких объектах природы, которые тоже взяты под защиту. Марфинский парк один из красивейших уголков природы в нашем районе. Он был создан более 100 лет назад. Парк представляет собой хвойный лес редкой красоты. Долгое время парк был заброшен. На его территории произошёл пожар, часть деревьев погибла. Но к счастью два года назад начались работы по восстановлению памятника природы. Жители Аткарска трудились на субботниках по расчистке парка.
Водой из родника в Дегтярном овраге жители Аткарска пользовались более двухсот лет. В 2003 году, аткарчане приступили к возрождению родника. Сотни жителей города приняли участие в его обустройстве.
Физминутка
–А теперь юные экологи вы поработаете в группах. Каждой группе я вручу конверт с природоохранными знаками. Вы должны будите обсудить и решить какие знаки понадобятся для охраны «Воды», «Воздуха», «Леса». Нужные знаки наклеите на Большой знак и выберите того, кто будет выступать от вашей группы. (делимся на группы «Вода», «Лес», «Воздух». Представитель от группы выходит со знаком и рассказывает, что на них изображено, чему они учат)
V Рефлексия.
–Ребята, как вы думаете, а можно ли наш сегодняшний
разговор считать важным? Почему?
–Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
–А какие меры принимаются по охране природы? (Создание Красной книги, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
– Так какая же наука занимается охраной природы?
– А как называются люди, которые охраняют природу?
–А сейчас я прошу вас подойти к лестнице успеха и оставить свой магнитик на ступеньке знаний.