Конспект урока «Семья. Члены семьи и их обязанности»
Конспект урока «Семья. Члены семьи и их обязанности»
Урок познание мира был проведён во 2 классе. Цель урока: обогащение понятий и представлений учащихся о «семье» и о «доме» как о ценностях; о взаимоотношениях между близкими людьми: Задачи урока: формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье. - раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»; - развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях: - воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.На уроке была использована групповая работа. В процессе урока учащиеся разбирали ситуации из жизни, отгадывали загадки,просматривали мультфильм, рассказывали о своей семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Семья. Члены семьи и их обязанности»»
Раимбекова Светлана Зейнургалиевна
Учитель начальных классов
КГУ «Карабулакская средняя школа с ДМЦ»
Урок: Познание мира
Класс: 2
Тема урока: «Семья. Члены семьи и их обязанности»
Цель урока:
обогащение понятий и представлений учащихся о «семье» и о «доме» как о ценностях; о взаимоотношениях между близкими людьми:
Задачи урока:
- формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье.
- раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
- развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях:
- воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.
Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, анализ работы, схемы, практическая работа); проблемно-сообщающие (объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин различия в фактах).
Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они? (тёплые, мягкие, нежные, крепкие). Не отпускайте друг друга, держите за ладошки и послушайте замечательную песню. (покачиваемся, показываем деревья…) ( 1,2 куплет и припев) (звучит песня «Родимый дом»)
- А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не случайно. Мы с вами сейчас об этом поговорим, но для этого я приглашаю вас занять свои места и сесть удобно.
ІІІ.Введение в тему урока.
-Подумайте, какие ассоциации у вас возникли со словом «ДОМ»
С кем бы вы нибыли, но самое главное в семье – ЭТО ... ПОНИМАНИЕ!
А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Кого не хватает в этом доме?
(дети говорят)
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это?
Семья. Члены семьи и их обязанности.
-Тема урока – «Семья. Члены семьи и их обязанности». Мы будем говорить об отношениях, которые складываются между родными и близкими людьми.
ІV.Работа по теме урока.
1.Отгадывание загадок о членах семьи.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
-А кто же такие эти люди- близкие и родные для нас?
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
(Картинки с изображением всех членов семьи появляются на экране по мере прочитывания загадок.)
2.-Какие чувства испытывают друг к другу близкие люди? (появляются картинки членов семьи с их обязанностями).
У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей.
-Расскажите, чем дома занимается ваша мама? (рассказ детей)
-А какую работу по дому выполняет папа? (высказывания детей)
-А что делают ваши бабушки и дедушки? ( рассказ детей, которые живут вместе с бабушкой и дедушкой)
-А что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? ( помогаем родителям, учимся в школе).
И очень хочется верить, что вы в своей семье очень счастливы. Народная мудрость гласит:«Где любовь да совет, там горя нет».
3. -Но, к сожалению, не всегда во всех семьях царит любовь и понимание. Очень жаль, но иногда случаются ссоры между членами семьи? Как вы думаете, почему близкие друг другу люди могут поссориться, что может стать причиной этому? (дети рассуждают)
Работа в группе
Я предлагаю вам сейчас выполнить следующее задание в группе.
Внимательно рассмотрите эту картинку, обсудите её и вместе подумайте над ответом на вопрос, который напечатан ниже.
Дети обсуждают ситуации, изображённые на картинках. ах
1 группа учащихся ищет ответ на вопрос: Как вы думаете, что стало причиной ссоры между родителями?
2 группа детей даёт ответ на вопрос: Подумайте и опишите чувства, которые испытывает ребёнок в данный момент?
-Скажите, а в ваших семьях бывали подобные ситуации? (ответы детей)
-Чтобы вы предложили родителям для примирения?
-Теперь вы знаете, что можно предпринять для того, чтобы завершить ссору и помирить родителей.
ФИЗМИНУТКА.
4.Подготовка к восприятию содержания мультфильма.
-А сейчас подумайте над таким вопросом. Всегда ли ссоры в семье происходят из-за каких-то взрослых проблем? Может ли ваше поведение стать причиной разногласия между вашими родителями? Какие ваши проступки могут привести к негодованию родителей, расстроят их? (ответы детей)
-Давайте просмотрим отрывок из очень интересного мультфильма, который называется «Игрушка».
Просмотр видеоролика.
Анализ просмотренного отрывка.
-Сколько у зайчихи было зайчат?
-Что она им показывала на прогулке?
-Как вели себя зайчата?
-Что вы можете сказать о третьем зайчонке?
-К чему привело непослушание зайчонка?
-Эта ситуация произошла в заячьей семье. А вы, ребята, какой урок для себя можете взять из этого мультфильма? Ведь наверняка, среди вас, человеческих детей, тоже есть такие ребята, которые иногда не слушают своих родителей. (ответы детей)
Вывод: дети всегда должны слушаться своих родителей, ведь они никогда не посоветуют и не пожелают своим детям плохого, а непослушание может привести к очень плохим последствиям.
-Что же должно быть самым главным в родном доме, чтобы семья, жившая в нём была счастлива?
(Ответы учащихся)
Вывод:В родном доме самое важное – это любовь, взаимопонимание, мир и согласие.
V. Итог урока.
-Ну и в завершении нашего урока я предлагаю вам творческую работу.
Творческая работа « Моя семья»(звучит песня «Радость моя, о семье)
(Дети рассказывают о своей семьи)
Слова учителя:
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень ваша семья!!!
VІ.Обобщение. Рефлексия.(учитель –ученики)
СЕМЬЯ!!!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей,
первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
(Звучит песня «Родимый дом»)
Слова учителя:
- Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните ее! Берегите!
VІІ. Оценка за урок.
VІІІ. Домашнеезадание:
1.Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
2.Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
3.Написать небольшой рассказ о своей семье ( по желанию)