Данную разработку можно использовать на уроках светской этике, во внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях. Полезна будет учителям ОРКСЭ, учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по светской этике»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1» г. Топки
Курс: Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Светская этика»
Проект учебного занятия.
Тема: "Дружба" 4 класс.
Осадчая Елена Тимофеевна
Учитель ОРКСЭ
Тема: Дружба
Цель: создать условия дляформирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Ожидаемые учебные результаты:
-Правильно строить разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
-Уважительно относиться к окружающим. Ценить в людях положительные качества. Дорожить дружбой.
-Появление интереса к изучаемому предмету.
-Приобретение навыков совместной продуктивной деятельности сотрудничества, взаимопомощи.
-Формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я рада видеть вас. Давайте проверим, готовы, работать на уроке. Я буду вам задавать вопрос, а вы мне будете отвечать, только не хором, а вот так помашите рукой.
-Кто сегодня завтракал?
-Кто с утра поцеловал маму?
-Кто уже получил хорошую оценку?
Прекрасно, я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Итак, скажите о чём мы с вами рассуждаем на уроках светской этики. (О поступках людей, об отношениях между людьми, о положительных и отрицательных чертах характера). Прежде чем, мы узнаем тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать кроссворд.
II.Актуализация знаний
(Слайд 1.) 1. Как называют человека отзывчивого, благожелательного, стремящегося помогать людям. (Добрый)
2.Этим словом называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого.(Благородный)
3.Человек,умеющий разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрый)
4.Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)
5.Так называют экономного человека. (Бережливый)
6.Этим словом называют человека исполнительного, соблюдавшего во всём порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный)
III. Сообщение темы урока
- Определите тему урока. Какое слово получилось по вертикали.
Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». Для кого важна это тема, поднимите руку?
На какой главный вопрос мы должны ответить? -Что такое дружба.
– Как вы думаете, на какие ещё вопросы мы с вами должны будем отвечать?
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Слайд 3
Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает? Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Работа с толковым словарем.
-Скажите, а где мы можем посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)
Слайд 4
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.) Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
-Найдите определение понятия дружбы в учебнике на стр.32. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе?
Слайд 5
Дружба имеет отличительные черты. Я предлагаю ребятам , 1ряда найти ответ в учебнике. Первая отличительная черта дружбы- избирательность?
-Подумать и привести пример.
2ряда. Что такое бескорыстность? (ответы ребят)
3ряд. Что такое взаимная симпатия и общность интересов? (ответы ребят)
Игра «Ассоциация»
Если бы дружба было что-то осязаемое. Мы могли её потрогать, то какая она была на ощупь?(Мягкая, пушистая, тёплая)
-Если бы мы сравнили дружбу с животным, то с каким бы животным вы сравнили её? (Собакой т. к. она предана хозяину и т.д.)
-Если сравнивать дружбу с погодой, то какая это погода?
У многих ребят слово дружба воспринимается с солнечной, ясной погодой. Давайте отдохнём. Будем наблюдать за солнышком глазами.
Слайд 6-7 .физ.минутка. Ребята газами наблюдают за солнышком и звучит музыка .
Слайд 8. Работа в парах.
А сейчас я предлагаю поработать в парах. У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните в каждой строчке,те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Слова на карточках:
-Скромный, злой,
- Завистливый, доброжелательный,
-Общительный равнодушный,
-Хвастливый, отзывчивый,
-Добрый,жадный ,
- Итак, какие слова в1 строке даны и какое слово вы вычеркнули?
-Какие слова остались?
-Почему друг должен обладать такими качествами?
-Какие ещё качества характера вы хотели бы добавить?
Слайд 9 . Работа в группах. У каждой группы есть текст, вы должны прочитать, обсудить правильно ли поступил герой этого произведения. Придумайте правило дружбы к данной ситуации.
– 1 группа:
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт
-Подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
Учащиеся выходят к доске, зачитывают правила дружбы, которые они придумали к данной ситуации.
-Прочная дружба – это забота о друге, готовность прийти на помощь, ничего не требуя взамен.
-Помогай другу бескорыстно.
2 группа:
«До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
Учащиеся выходят к доске, зачитывают правила дружбы, которые они придумали к данной ситуации.
-Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Помогай другу в беде.
3группа.
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Что случилось с Мишей?
Правило дружбы 3ей группы.
-Умей с другом разделить радость.
-.Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Сравните свои правила с правилами на слайде. О каких правилах мы не говорили.
- Кто такой друг?
–Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
VI. Подведение итогов.
На столах у вас конвертики в них ладошки. ( Зелёный – Мне было интересно на уроке, я активно работал.)( Жёлтые означают, мне было интересно, но я не активно работал на уроке.) (Красные- мне было неинтересно, и я не работал на уроке).
Выберите ладошку определённого цвета, напишите пожелания своему другу и прикрепите к доске, сейчас мы с вами создадим « Дерево Дружбы».
Слайд 10.Звучит музыка «Дружба это не работа»
Дети выходят к доске и прикрепляют свои ладошки.
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Что такое дружба?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса.
В конце урока я хочу подарить вам подарок. НО он не обычный. Игра «Подарки жестами» Я хочу подарить вам подарок, но только с помощью жестов. Показываю на себя, потом на детей и с помощью рук рисую сердечко (Я вас люблю.) Подарите такой подарок друг другу.
VII. Домашнее задание.
Написать рассказ о своём друге.
Литература.
1. Журнал «Пед. Совет» №4, 1997 2. Печерина Г. М. Методические разработки уроков этики в начальной школе. – Краснодар,1992
3. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.: Новая школа, 1993 4. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников.- М.: Первое сентября, 2001 5. Интернет-ресурсы: http://www.proshkolu.ru/user/reg/