План урока: Ход урока. 1.Оргмомент. (1мин) Учитель: Ребята, послушайте стихотворение Л.Куклина и сформулируйте тему нашего урока. Очень люблю, когда все Собираются. Белою скатертью стол Накрывается. Бабушка с мамой, папа и я Мы называемся вместе семья. 2. Самоопределение деятельности.(3мин) Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье) Тема нашего урока: Семья ( слайд 1) Мы с вами обсудим, как строится семья, на какие ценности она ориентируется. Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей) Работа со словарем Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Семья-это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами). ( Слайд 2) 3.Беседа по теме Кто входит в состав семьи? (папа, мама, дедушка, бабушка, твои братья и сестры). Попытаемся выяснить значение каждого члена семьи. (Слайд 3) * папа – это покой, защита всей семьи. * мама – это забота о семье. * дедушка – это связь времен, связь отцов и детей. * бабушка – самое теплое, доброе слово. Баба – бабушка самая уважительная женщина среди людей. * брат и сестра - очень близкие родственники. Брат всегда защищал сестру, заботился о ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью. Учитель: Семья – это дом, в котором ты живешь, это твои мама и папа, братья и сестры . Они играют особую роль в нашей жизни. Именно в семье люди узнают о традициях и своего народа, своей страны, об основах веры. Слово «семья» близко к числу «семь» и местоимению «я» - в семье должно быть семь маленьких человечков, таких же, как « я». Ведь на Руси семьи были большие, детей в них было человек семь, а то и больше. 4. Открытие новых знаний. (18мин) Учитель. Как вы понимаете понятие «родословие» или родословная» ? Родословие Каждая семья имеет свою родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – древний родственник по роду. (слайд 4) Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. (Слайд 5) Учитель. А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки? - Знаете, откуда она родом? Расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений. Реликвии В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче. Учитель. Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье. Чтение стихотворения Р.Миннулина «Семейная реликвия» в учебнике с.126 . Что напоминает автору «семейная реликвия»? 5.Физкультминутка(1мин) Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы - счастливая семья, Мама, папа, брат и я. 6. Работа с учебником « Основы светской этики» М.Т. Студеникин с.127-129 Как зовут вас и членов вашей семьи? Знаете ли вы, что означают эти имена? Расскажите. Давайте прочитаем в учебнике о происхождении имен с.127-128 Какие фамилии носят ваши семьи? Задумывали вы над тем, что такое фамилия? Фамилия – это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям. Когда появились фамилии? Как они произошли?» Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.128-129. Учитель. Как вы понимаете выражение «счастливая семья»? Какие общие черты счастливой семьи? - любовь да совет. - уважение и забота друг о друге. - бескорыстная помощь. Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. Чтобы сохранить и упрочить семью надо стараться соблюдать следующие правила: ( слайд ) Прочитайте притчу на с.132-133 и ответьте на вопрос «Что является основой жизни хорошей семьи?» 7.Закрепление пройденного материала(10мин) Закончи предложение 1 Семья – это 2. Брак – это 3.Отметь, какие понятия характеризуют семью? Добавь свои понятия: -взаимоуважение; - забота; -эгоизм; -любовь; -ответственность; - первенство ; ------------------------------; -----------------------------; 3. Работа в парах - Составь пословицы:
В семье любовь да совет | Так и душа на месте. | Вся семья вместе, | Так и нужды нет. | Где любовь, | Прибавит разума-ума. | Добрая семья | Там горя нет. | В родной семье | И мышь храбра. | В своей норке | И каша гуще. |
В семье любовь да совет, так и нужды нет. Где любовь, там горя нет. Вся семья вместе, так и душа на месте. Добрая семья прибавит разума-ума. В родной семье и каша гуще. В своей норке и мышь храбра. 4. Составь синквейн: Правила составления синквейна. 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).(1.Семья;2.счастливая, крепкая; 3.оберегает, поддерживает, ценит; 4.окружает материнской любовью; 5.семейство).^ Подведение итогов урока(4мин) Ребята, какие качества необходимо воспитать в человеке, чтобы он создал счастливую семью? Итак, семья - это великое благо, но и огромный труд. Основой семьи является - любовь, когда каждый член семьи готов пожертвовать ради другого. Семья, в которой царит уважение и любовь друг к другу, всегда будет прочной. Домашнее задание (1мин) Слайд11 Задание по выбору Составить генеалогическое древо своей семьи; Нарисовать герб семьи, объяснить, что он обозначает. |