Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Лексическое значение слова"»
Тема урока «Слово и его лексическое значение»
Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение подпонятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I.Организационный момент
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.
Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.
Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)
Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)
Русский учёный В.И. Даль сказал:
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
Как вы понимаете эти слова?
Почему слово обладает этим даром?
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 42).
Прочитайте высказывания.
Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?
Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?
Упр. 58 (с. 41).
Рассмотрите рисунки.
Объясните лексическое значение слов - названий предметов.
(При возникновении затруднений учащиеся обращаются
к толковому словарю.)
Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь — прибор для управления курсором на компьютере.)
В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)
Выполните письменное задание к упражнению.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, С. И. Ожегова.)
Физкультминутка
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 59 (с. 43).
(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
Упр. 60 (с. 43).
Прочитайте выразительно четверостишие.
Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.
Составьте предложение с этим словом.
Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.
Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)
Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.
Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)
Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.
Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.
Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)
Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
Выполните письменное задание к упражнению.
(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)
VIII. Рефлексия
Тестовая работа
Лексика изучает:
словосочетания и предложения
звуки речи
словарный состав языка
части речи
В толковых словарях разъясняется:
значение фразеологизмов
лексическое значение слов
правописание слов
образование слов
Слово, имеющее одно значение, называется:
сложным
однозначным
многозначным
простым
Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
гребень, варить, сахар
ключ, звезда, шляпка
сыр, речь, глагол
ромашка, хвост, каша
Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».
часть руки
украшение из пучка нитей
пучок щетинок для нанесения краски
форма расположения плодов у растений
Запишите названия предметов.
Речная костистая рыба с колючими плавниками.
Щётка для мытья посуды.
Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)
Составление высказываний.
-Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть.
- Молодцы, ребята! Каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.