kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Лексическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в  4 классе "Лексическое значение слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Лексическое значение слова"»

Тема урока «Слово и его лексическое значение»


Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.


Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение подпонятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Ход урока


I.Организационный момент

 - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


II.Анализ контрольного диктанта


III. Актуализация знаний

(Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40). Проверка, самооценка.)


IV.Самоопределение к деятельности

Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

  • Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

  • Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.

  • Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Веж­ливый — учтивый.)

  • Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)


Русский учёный В.И. Даль сказал:

«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Почему слово обладает этим даром?

  • О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

  • Прочитайте высказывания.

  • Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

  • Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

Упр. 58 (с. 41).

  • Рассмотрите рисунки.

  • Объясните лексическое значение слов - названий предметов.

(При возникновении затруднений учащиеся обращаются

к толковому словарю.)

  • Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь — прибор для управления курсором на компьютере.)

  • В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

  • Выполните письменное задание к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

  • Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

  • Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)

  • Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обо­значает слово.)

Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)

  • Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, С. И. Ожегова.)


  1. Физкультминутка


Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! (Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)


  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 43).

(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).

  • Прочитайте выразительно четверостишие.

  • Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.

  • Составьте предложение с этим словом.

  • Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

  • Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Биб­лиотекарь, библиотечный.)

  • Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.

  • Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

  • Объясните по словарю значение слова картотека. (Система­тизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

  • Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

  • Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Состав­ленный в определённом порядке перечень книг.)

  • Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

  • Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)


VIII. Рефлексия

Тестовая работа

  1. Лексика изучает:

    1. словосочетания и предложения

    2. звуки речи

    3. словарный состав языка

    4. части речи

  2. В толковых словарях разъясняется:

    1. значение фразеологизмов

    2. лексическое значение слов

    3. правописание слов

    4. образование слов

  3. Слово, имеющее одно значение, называется:

    1. сложным

    2. однозначным

    3. многозначным

    4. простым

  4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

    1. гребень, варить, сахар

    2. ключ, звезда, шляпка

    3. сыр, речь, глагол

    4. ромашка, хвост, каша

  5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

    1. часть руки

    2. украшение из пучка нитей

    3. пучок щетинок для нанесения краски

    4. форма расположения плодов у растений

  6. Запишите названия предметов.

    1. Речная костистая рыба с колючими плавниками.

    2. Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)


Составление высказываний.

-Составьте со словом СЛОВО высказывание так, чтобы раскрылось его значение, суть.

- Молодцы, ребята! Каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.


-Оцените свою работу на уроке.


IX. Подведение итогов урока

  • Что называют слова в языке?

  • Что такое лексическое значение слова?

  • Где можно узнать лексическое значение слова?

  • Какие слова называются многозначными?



Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).















































Тестовая работа

  1. Лексика изучает:

    1. словосочетания и предложения

    2. звуки речи

    3. словарный состав языка

    4. части речи

  2. В толковых словарях разъясняется:

    1. значение фразеологизмов

    2. лексическое значение слов

    3. правописание слов

    4. образование слов

  3. Слово, имеющее одно значение, называется:

    1. сложным

    2. однозначным

    3. многозначным

    4. простым

  4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

    1. гребень, варить, сахар

    2. ключ, звезда, шляпка

    3. сыр, речь, глагол

    4. ромашка, хвост, каша

  5. Определите значение слова кисть в предложении

«Ярко го­рят на снегу кисти рябин».

    1. часть руки

    2. украшение из пучка нитей

    3. пучок щетинок для нанесения краски

    4. форма расположения плодов у растений

  1. Запишите названия предметов.

    1. Речная костистая рыба с колючими плавниками.

    2. Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Лексическое значение слова"

Автор: Черных Наталья Владимировна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства