Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"
Цели: - ознакомить учащихся с изменением глаголов по лицам и числам – спряжением, путём сопоставления родовых окончаний прошедшего времени и личными – настоящего и будущего времени, предупредить попытки спряжения глаголов прошедшего времени, учить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"»
Урок русского языка
Класс:4 класс
Тема: Спряжение глагола.
Цели: - ознакомить учащихся с изменением глаголов по лицам и числам – спряжением, путём сопоставления родовых окончаний прошедшего времени и личными – настоящего и будущего времени, предупредить попытки спряжения глаголов прошедшего времени, учить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, речь, память;
- воспитывать коммуникативные качества, соблюдение правил письма;
Ход урока
I.Организационный момент.
Я рада видеть вас. У нас сегодня важная работа. Будем думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам успеха.
II.Актуализация знаний. (на доске)
БСВПЧРБЯУЖВЕБЧНВИБЕГЧЛБАВГОБЛЧАВ
- Вычеркните буквы БВЧ. Какие слова получились? (Спряжение глагола)
- Что вы знаете о глаголе? Обсудите в парах.
- Что знаете о глаголах начальной формы?
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?
- Что сегодня узнаем на уроке? ( Что такое спряжение)
- Это первая задача.
III. Словарно – орфографическая работа.
1.Записать одним словом:
- Стремиться к осуществлению чего – либо, хотеть чего – то.
(желать – хотеть) – Как называются эти слова?
- Сиять ярким, искристым светом.
(сверкать – К этому слову подобрать однокоренное с помощью суффикса «ну».( Cверкнуть) – Что обозначает этот глагол? ( Этот глагол обозначает действие, которое происходит в один момент, имеет значение однократности.)
- К слову «сверкать» - подобрать синонимы.
( блестеть, сиять, светить, гореть)
Гореть – запишите звуковую схему [г а р' э т ].
- Поставьте вопрос к данным глаголам? Что заметили? (глаголы неопределённой формы)
2. Спишите стихотворение. Укажите время глаголов.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А.Плещеев)
IV.Работа по теме урока.
1.- Изучая имена существительные, мы узнали, что имена склоняются.
А глаголы… ?
- Глаголы в русском языке дружат с местоимениями.
- Какого лица и числа бывают местоимения? Назовите парами.( по рядам)
- Будем изменять глаголы при помощи личных местоимений, вопросов, выделяя окончания глаголов.
- Это вторая задача урока.
2. С. 75 упр. 49 – прочитайте предложения. Обратите внимание, как и почему изменяется глагол идти. (Изменяется по лицам: меняется окончание глагола)
3. Всегда ли глаголы изменяются по лицам?
Упр. 50 с. 75 – обратите внимание на форму времени глагола.
Вывод: - В форме какого времени глагол изменяется по лицам?
(В форме настоящего и будущего времени.)
- Прочитайте сведения о языке на с. 76.
- Как вы поняли, что такое спряжение?
- Вам приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения.
- Теперь будете выполнять задание: проспрягать глаголы.
- Что станете делать, выполняя такое задание?
4. Упр. 51 с. 76
- В любом ли времени можно глаголы спрягать?
(В настоящем и будущем.)
- Почему окончания глаголов настоящего и будущего времени называются личными?
Физминутка (Проводит ученик).
- Я принц страны “глаголии”. И я хочу поиграть с вами. Вы согласны?
Коляда – 1) старинный крестьянский обряд во время (словарь Ожегова) праздника Рождества – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.
2) песня, исполняемая во время такого обряда
Помело – палка, с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоёй для обметания, метла. Ведьма верхом на помеле (сказочное).
- Найдите в тексте глаголы и определите их время.
- Выпишите сначала глаголы прошедшего времени, укажите их род, выделите родовые окончания; потом глаголы настоящего времени, укажите их число и лицо.
Пр. в. Н.в.
уснул - м.р. заметает – ед.ч., 3л.
забежала – ж.р. хочет – ед.ч., 3л.
взяла – ж.р.
- Почему окончания глаголов прошедшего времени называются родовыми?
(Изменяются по числам и родам, но «не умеют» изменяться по лицам.)
2. Тест. Выбрать правильный ответ. Работа в парах.
1) Глаголы: склоняются спрягаются
2) У глаголов при спряжении изменяется: окончание основа
3) Лицо глагола определяй: по местоимению окончанию по предлогу
4) Что называем спряжением: изменение глагола по падежам
изменение глагола по лицам и числам
изменение глагола по родам и числам
5) Глаголы настоящего и будущего времени: изменяются по лицам и числам
изменяются по родам и числам
6) Глаголы прошедшего времени: изменяются по лицам и числам
изменяются по родам и числам
VI. Самооценка.
- Оцените свою работу. Если считаете, что тему усвоили хорошо, покажите улыбающегося человечка. Если где – то неуверенны, то покажите задумчивого человечка.
Оценка учителя.
VII. Д/З – проспрягать глаголы упр. 54 с. 78;
творческое задание: составить рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.