kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор глагола (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков русского языка в 4 классе общеобразовательной школы. Цель данного урока: формирование у учащихся знаний о морфологическом разборе глагола. Конспект данного урока будет полезен и интересен учителям, начинающих свою педагогическую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор глагола (4 класс)»

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Тема: Морфологический разбор глагола

Цель: Закрепление знаний у учащихся о глаголе, как части речи.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола.

Развивающие: Развивать орфографическую зоркость и формировать навык грамотного письма, развитие каллиграфического навыка.

Развивать речь, внимание, память, умение анализировать.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Минутка чистописания

Я предлагаю начать урок русского языка с высказывания знаменитой поэтессы А.А. Ахматовой.
И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово.
А. А. Ахматова

- Как вы понимаете смысл этих строк?

(ответы детей)

- Почему мы должны сохранить русскую речь?

Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».

- Запишем эту фразу. 

- О чём необходимо помнить при написании?

 (Осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.)





II. Всесторонняя проверка учащихся

Ребята, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

Предлагаю вам повторить то, что вы знаете о глаголе, как части речи.

Какая часть речи называется глаголом?

Что такое неопределённая форма глагола?

Назовите постоянные признаки глагола.

Назовите непостоянные признаки глагола.

Что называется спряжением глагола?

Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Как определить спряжение глагола?

Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что сделать? Что делать? Большинство глаголов образуют неопределённую форму при помощи суффиксов –ть, - ти, -чь.

Например читать, нести, беречь.

Изменение глаголов по временам и числам.

Глаголы изменяются по временам и числам. Они могут иметь прошедшее (Что делал? читал), настоящее (что делает? читает), будущее время (что сделает? Прочитает, что будет делать? будет читать) и формы единственного (читает) и множественного числа (читают).

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие и отвечают на вопросы: Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделаю?



СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Глаголы 1 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: -у(ю), -ешь(-ёшь), - ет(-ёт), -ем(-ём), - ете(-ёте), -ут (-ют).

Глаголы 2 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: -у(-ю), ишь, - ит, -им, -ите, - ат(-ят).

Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме.

2 –е спряжение

Все глаголы на –ить(кроме 3 исключений)

7 глаголов на –еть:

Смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

1 – е спряжение

Глаголы брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на –еть (кроме 7 исключений)

Вставьте безударные окончания глаголов.

Кол…т, жела…те, ве…шь, стел…т, види…шь, дыш…т, ненавид…т, участву…шь, бре…шь.

Колет – 1 спряжение, желаете – 1 спряжение, веешь – 1 с, стелет – 1 с, видишь – 2 с, дышит – 2 с, ненавидит – 2 с, участвуешь – 1 с, бреешь – 1 с.

III.Объяснение нового материала

Что такое морфологический  разбор слова?  С какой целью проводим  его?

 Морфологический разбор слова - это разбор слова, как  части речи. Характеристика слова, как части речи.

  Что  значит  охарактеризовать глагол как часть речи?

  Это  значит   указать все признаки  этого слова как части речи и доказать, что слово  относится  именно к этой части речи.


Вспомните порядок морфологического разбора слова.

1.Назови часть речи.

2. Образуй начальную форму.

3. Укажи постоянные признаки.

4. Укажи непостоянные признаки.

5. Определи, каким членом предложения  является.

Давайте  вместе составим алгоритм разбора  глагола (по ходу рассуждений на доску вывешивается схема разбора.)

 

Морфологический разбор глагола

1. Укажи часть речи.

2. Образуй начальную форму глагола.

3. Укажи постоянные признаки: вид и спряжение глагола.

4. Укажи непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род.

5. Определи, каким членом предложения является глагол.

 

IV.Закрепление полученных знаний

  Докажите, что слово избавит   является  глаголом.

1. Избавит - глагол.

2. Начальная форма - избавить.

3. Постоянные признаки - совершенный вид, 2 спряжение.

4. Непостоянные признаки - изъявительное наклонение, будущее  время,

3 лицо, единственное число.

5. (Оно) избавит - сказуемое.

 

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о том, какое важное значение имеет каждое сказанное вами слово. 


Слово о словах

Когда ты хоч..ш(?) молвить слово,
Мой друг, подумай – (не) спеши. 
Оно быва..т то сурово, 
То рождено теплом души. 
Оно то жаворонком вьет(?)ся, 
То медью траурной поет. 
Покуда слово сам не взвес..ш(?), 
(Не) выпускай его в полет. 
Им можно радости пр..бавить 
И радость людям отр..вить. 
Им можно лед зимой ра..плавить 
И камень в крошку раздр..бить. 
Оно одар..т иль ограб..т, 
Пусть ненароком, пусть шутя. 
Подумай, как бы им не ранить 
Того, кто слуша..т тебя.                   (В.Солоухин)


- Вот, как важно бережно относиться к словам. Выпишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.

Выполните морфологический разбор глаголов: прибавить, отравить, расплавить.


V.Подведение итогов урока.

Ребята, сегодня на уроке, мы с вами повторили глагол, как часть речи. Выполняли морфологический разбор глагола.

VI. Инструктаж домашнего задания.

Урок окончен, спасибо за внимание.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор глагола (4 класс)

Автор: Байбусинова Алтынай Тасбулатовна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по теме "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413308708"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока русского языка для 7 класса по теме: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423416401"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства