конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор глагола (4 класс)
Конспект урока по русскому языку: Морфологический разбор глагола (4 класс)
Данный конспект урока предназначен для проведения уроков русского языка в 4 классе общеобразовательной школы. Цель данного урока: формирование у учащихся знаний о морфологическом разборе глагола. Конспект данного урока будет полезен и интересен учителям, начинающих свою педагогическую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Откройте тетради и запишите число, классная работа. Минутка чистописания
Я предлагаю начать урок русского языка с высказывания знаменитой поэтессы А.А. Ахматовой. И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово. А. А. Ахматова
- Как вы понимаете смысл этих строк?
(ответы детей)
- Почему мы должны сохранить русскую речь?
Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».
- Запишем эту фразу.
- О чём необходимо помнить при написании?
(Осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.)
II. Всесторонняя проверка учащихся
Ребята, какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
Предлагаю вам повторить то, что вы знаете о глаголе, как части речи.
Какая часть речи называется глаголом?
Что такое неопределённая форма глагола?
Назовите постоянные признаки глагола.
Назовите непостоянные признаки глагола.
Что называется спряжением глагола?
Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Как определить спряжение глагола?
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы Что сделать? Что делать? Большинство глаголов образуют неопределённую форму при помощи суффиксов –ть, - ти, -чь.
Например читать, нести, беречь.
Изменение глаголов по временам и числам.
Глаголы изменяются по временам и числам. Они могут иметь прошедшее (Что делал? читал), настоящее (что делает? читает), будущее время (что сделает? Прочитает, что будет делать? будет читать) и формы единственного (читает) и множественного числа (читают).
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие и отвечают на вопросы: Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?
Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы 1 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: -у(ю), -ешь(-ёшь), - ет(-ёт), -ем(-ём), - ете(-ёте), -ут (-ют).
Глаголы 2 – го спряжения в форме настоящего и будущего времени имеют окончания: -у(-ю), ишь, - ит, -им, -ите, - ат(-ят).
Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме.
4. Непостоянные признаки - изъявительное наклонение, будущее время,
3 лицо, единственное число.
5. (Оно) избавит - сказуемое.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение о том, какое важное значение имеет каждое сказанное вами слово.
Слово о словах
Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. (В.Солоухин)
- Вот, как важно бережно относиться к словам. Выпишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.