Описание материала: Урок русского языка по теме "Большая буква в именах и фамилиях" разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русскому языку в 1 классе (УМК «Перспективная начальная школа». Н.А.Чуракова «Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы.» к «Русскому языку» Н.А. Чураковой).
Данный урок является первым по данной теме. Конспект предназначен для учителей работающих по программе ФГОС. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Для реализации системно – деятельностного подхода применяю в своей работе групповые формы работы, работу в парах. Считаю, что эти формы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по русскому языку»
Рахматуллина Гульнара Харисовна
Гиниятуллина Фирдания Фаритовна
(Республика Татарстан Балтасинский район МБОУ “Кушкетбашская начальная общеобразовательная школа”)
Урок по русскому языку для 1-го класса
Тема: Большая буква в именах и фамилиях
Цели: 1. Сформировать умение писать имена и фамилии с заглавной буквы;
2. Актуализировать способность к использованию изученного правила на письме.
3. Воспитывать чувство дружбы, ответственности, умение работать в группе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группах.
Планируемые результаты: учащиеся учатся распознавать имена собственные; писать их с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Материал: 1. Поурочные разработки по русскому языку. Н. А. Чуракова, Москва – 2011
2. Учебник Русского языка.Н. А. Чуракова, Москва – 2011
Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, дети!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Улыбнулись друг другу и тихо сели.
Учитель продолжает урок с песней: “Шёл по лесу Дед Мороз” (Слова: Зинаида Александрова, музыка: Ольга Полякова)
На пруду сверкает лёд
Наступает Новый год.
В гости Дед Мороз идёт,
Детям радость принесёт.
О ком говорится в этой песне?
К какому празднику приходит Дед Мороз?
Праздник прошёл, Дед Мороз ушёл от нас, но свой волшебный сундук оставил нам (Ребятам показывает готовый сундук).
II. Сообщение тему и задачи урока
Чтобы узнать тему нашего урока, откроем волшебный сундук Деда Мороза.
(На экране слова - слайд №1)
Лёд, ель, Андрей, Михайлов, снег, Клара
Поделите слова на 2 группы (устно)
Слайд №2
Андрей лёд
Михайлов ель
Клара снег
- По каким свойствам разделили слова?
- Почему слова первой группы пишутся с заглавной буквы?
-Значит, тема сегодняшнего урока ..........(ученики самостоятельно должны выяснить тему урока).
Слайд №3. Большая буква в именах и фамилиях
III. Актуализация знаний учащихся
Обобщая свои знания , находим волшебное слово, нужное для урока.
Слайд №4
Буква в алфавите, которая стоит перед буквой Ш
Слайд №5
Ч
Слайд №6
Буква в алфавите, которая стоит между буквами Д и Ё
Слайд №7
Е
Слайд №8
Буква в алфавите, которая стоит после буквы К
Слайд №9
Л
Слайд №10
Буква в алфавите, которая стоит между буквами Н и П
Слайд №11
О
Звонкая пара согласного звука [ ф ]
Слайд №12
[ в ]
Буква в алфавите, которая стоит после буквы Д
Слайд №13
Е
7) Глухая пара согласного звука [г ]
Слайд №14
[ к ]
Слайд №15
Человек - [ ч’элав’эк]
IV. Работа над новым материалом
Обсуждение
На какой вопрос отвечает слово “человек”?
У слова человек есть слова одинаковые по смыслу. Вы можете привести примеры?
Слайд №16
Люди, лицо, личность, персона, индивид, индивидуальность
Среди этих слов есть знакомые для вас?
Каждый из вас человек – девочка или мальчик. Чем отличается человек от других предметов?
Да, мы – люди в отличие от других умеем говорить, думать, работать, заботиться о своём здоровье.
Сейчас делаем физкультминутку для глаз.Закрыли глаза. Не открывая глаза, ответим на мои вопросы.
Девочка (мальчик), о чём мы разговариваем?
Открыли глаза. Почему никто не ответил на мой вопрос? ( не называли по имени)
Если в классе одинаковые имена, как их различать?
Назвать их по фамилий.
Делаем вывод: чтобы не перепутать людей друг с другом дали имя, которое относится только самому человеку или предмету.
У каждого человека, живущего на земле, есть своё имя. На какие вопросы отвечают наши имена?
- А вы знаете, с какой буквы пишутся имена и фамилии людей?
- Имя человека – это не простое слово , которое пишется с заглавной буквы. Имя даётся человеку , чтобы нести всю жизнь. Имя должно украшать человека. Дать ребёнку имя – это большая ответственность.
Физкультминутка
Дети встают. Учитель говорить слова, которые обозначают предметы. Если эти слова пишутся с заглавной , дети поднимают руки вверх , а если со строчной приседают. Последним произносится слово роза.
Почему некоторые дети подняли руки, а некоторые присели?
3. На экране появляются картинки (слайд №15, 16, 17, )
Упражнение 8. Записать текст правильно : ты – первую его часть, твой сосед – вторую.
- Почему ты эти слова пишешь с большой буквы?
2) Чтение правила на странице 29
3) Упражнение 9.
Сначала устно объясни написание каждого случая. Работа с соседом по парте. Первая пара пишет 1 и 2, вторая пара 3 и 4 предложения.
Физкультминутка
Дед Мороз в сундуке оставил интересную игру. Давайте, поиграем!
Когда ехали в Казань,
Потеряли одного.
Говори Екатерина,
Потеряли мы кого?
(Дети поют и ходят по кругу. Один остаётся в середине круга и руками закрывает глаза , а другой на некоторое время выходит из класса. Когда дети заканчивают песню, ученик, стоящий в середине, открывает глаза и говорит, кого нет в классе. Потом это имя пишется на доске ). Игра повторяется 2-3 раза.
-В этой игре вы услышали слова, относящий к нашей теме?
-Назовите их. С какой буквы они пишутся?
V. Закрепление полученных знаний
Работа в группах. Слайд №19
Ученики делятся на две группы.
Каждой группе предлагаются следующие задания:
. 1 группа – Исправь ошибки, вставь пропущенные буквы.
(Е,е)гор стоит у маш.ны.
(А,а)лёна увидела ж.рафа.
2 группа . Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.
(А, а)леша -
(Г, г) аля -
(И, и)ра-
(С,с)аша-
VI. Рефлексия
- Что вы нового узнали на уроке?
- Значит, с какой буквы пишутся имена и фамилии людей?
- Какое правило мы узнали?
Украшение ёлки
- Ребята, Дед Морз оставил нам ещё один подарок. Посмотрите, это не простая ель, а какая то особенная. А вы заметили это?
- Да, это ель, как и цветы, посажена на горшочек. Как вы думаете, почему так сделали?
-Да, сажая ель на горшок мы продливаем ей жизнь,
- Ребята , что с ней можно сделать весной?
- Правильно, ее можно пересадить на открытый грунт.
- Это было бы хорошим примером для всех. Давайте украсим нашу ёлку. Если вы думаете, что сегодняшний урок усвоили очень хорошо, берите красные шары , если хорошо - жёлтые , а если не очень хорошо – синие , и повести их на елку .
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке.
VII. Домашнее задание
Узнать какое значение имеет ваше имя, имена ваших родных.