Тема: Три склонения имён существительных.
Цели: 1) Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных;
2)учить определять склонение у существительных; развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
3) воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Методы и приёмы:
1.выращивание «нового» понятия.
2.самопроверка
3. взаимопроверка
4.коллективная работа
5. работа в парах
6.индивидуальная/самостоятельная работа
7. дифференцированный подход.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Подготовка к работе по теме урока.
1) –Откройте тетради и запишите дату.
2) -Ребята, когда я шла сегодня в школу, то увидела такую картину. На холодном асфальте лежала маленькая веточка с одним единственным листочком. И я принесла её в класс. Очень бы хотелось, чтобы вы подумали и сказали: о чём мог думать этот последний осенний листок?
(Жаль, что осень кончается. Как жаль, что я остался один…)
-Осталось несколько дней, и мы попрощаемся с осенью и последним листом осени.
3) Каллиграфическая минутка.
-Прочитайте слова. Можно ли считать это предложением? Почему?
-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Др_ж_т, Осе_ий, от, л_сток, х_л_да.
(Осенний листок дрожит от холода. )
-Объясните орфограммы.
- Определите из этого предложения букву для каллиграфической минутки. Эта буква встречается во всех словах этого предложения.(буква О) Сколько раз она встретилась? (6)
-Пропишите до конца строки.
-Спишите предложение, обозначив орфограммы.
- Обозначьте часть речи, над которой мы работаем сейчас. О какой части речи идёт речь?
4) Постановка цели и задач урока.
- Что такое существительное?
-Что вы знаете о существительном?
(по ходу составляется домик-таблица)
-Все ли признаки мы знаем у существительного?
- Сегодня на уроке мы совершим «открытие» ещё одного признака существительного.
-Каким будет этот признак? Что это значит?
III. Работа над новым материалом.
1. Наблюдение над словами.
(пропустив строчку, запись слов в столбик)
Лужа лист осень
земля облако грусть
воробьишка солнце
-Составьте предложения об осени, используя данные слова.
- Что объединяет эти слова? (сущ., нариц., ед.ч., И.п.)
- Чем отличаются слова?
-Почему эти слова распределены в 3 группы? Попробуем ответить на этот вопрос.
А) выделяем окончания
Б) определяем род.
-Какие существительные объединяют 1-ю группу?
- Какое дадим им название?
- В русском языке говорят, что эти существительные 1 склонения. (аналогично 2 скл. 3 скл.).Записать над столбиками на свободной строке название склонений.
Вывод: - какой признак существительного открыли? (склонение)
-Какой это признак и почему? (постоянный)
- Попробуем составить правила о склонении.
2) Составление правил.
-Какие существительные относятся к 1 скл.? 2скл.? 3скл?
(на центр доски вывешиваются таблицы)
-Можно ли по окончанию определить склонение? В каком случае окончания не достаточно?
3) Работа в парах.
-Почему существительные делятся на 3 склонения, а не на 2, 4, 5? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
- Что такое склонение?
( в парах - белые листы на парте)
-Понаблюдайте по таблице над склонением этих существительных
- Что заметили у существительных 1 скл? 2 скл? 3скл?
(имеют одинаковые окончания)
IV. Закрепление изученного материала.
1) Работа с оранжевыми карточками.
Урожай, листопад, ливень, листва, позолота, облачность, туча, иней, ненастье.
- Значение каких слов вам непонятно?
-Определите склонение этих существительных
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
2) Слуховой диктант – игра «Третий лишний»
(учитель один раз диктует слова, дети должны записать по памяти)
Сентябрь, небо, тишина (самопроверка)
Слякоть, синь, холод (взаимопроверка)
Пол, ноябрь, лазурь. (самопроверка)
-Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.
V. Рефлексия.
-Какое «открытие» сегодня сделали на уроке?
- Что вы можете рассказать по этой теме?
-Какие затруднения были у вас в работе? Над чем надо ещё поработать на следующем уроке?
-Прощаясь с осенью, возьмите листочки со своими именами и оцените свою работу на доске.
У меня всё получилось.
Я старался, но не всё получилось.
Я хорошо работал.
(дети приклеивают листочки)
-как вы себя оценили и почему?
Дом. задание.