конспект урока по познанию мира по теме "Земля космическое тело"
Конспект урока по познанию мира по теме "Земля космическое тело"
Конспект урока по познанию мира по теме "Земля космическое тело" урок обобщения для 4 класса. Тип урока путешествие. Знакомит учащихся с планетами, учащиеся повторяют и зикрепляют такие понятия как Вселенная, Солнечная система.Говорят и созвездиях и космических телах, об освоении космоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по познанию мира по теме "Земля космическое тело"»
Тема: Урок обобщение по разделу : « Земля космическое тело».
Цель: Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о единстве космических объектов.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания учащихся о Вселенной, Солнечной системе, её планетах, о созвездиях и космических телах, об освоении космоса и первых космических полётах ,о месте Земли в космическом пространстве;
- Развивать мыслительные операции, устную речь, воображение, любознательность, умение слышать друг друга, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать.
- Воспитывать бережное отношение к Земле, как к нашему общему дому. Прививать интерес к предмету.
Оборудование: Медиапроектор, экран, слайды, рабочая тетрадь, карточки с вопросами, карточки с названием планет.
Ход урока.
Организационный момент
На части не делится, солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
Тема урока. Слайд 1
Наш мир чрезвычайно разнообразен. Сегодня мы с вами проведем не просто урок познания мира, а урок-путешествие. Вселенная вызывает у человека тревогу и восхищение, для ученого — она тайна, а для поэта — вдохновение. Слово «космос» по-гречески означает «все на свете». Сегодня мы окунемся в удивительный мир космоса, в его удивительные загадки и парадоксы. Человека всегда поражал и изумлял беспредельный мир небесных светил, рассеянных повсюду вокруг нас. Он всегда стремился представить в своем сознании грандиозность Вселенной, почувствовать биение ее пульса, понять эволюцию и развитие миров, из которых она состоит.
(Слайды 2, 3, 4, 5)
- Сегодня мы действительно побываем в космосе. И постараемся разгадать некоторые загадки космоса. Начнем с самых простых.
II Разминка:
-Как называется наука, которая изучает космос? (астрономия)
Слайд 6
-Как называют человека, который наблюдает и изучает звезды? (астроном) Слайд 7
- С помощью какого прибора изучают звездное небо? (телескоп)
Слайд 11
- На чем отправляются в космос? Откуда? (космический корабль, космодром)
Слайды 12, 13
- Как называется космодром в нашей стране? (Байконур)
Слайд 14
III. Основная часть.
- Назовите имя первого космонавта который побывал в космосе. (Юрий Гагарин). Слайд 15
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поют об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель
- О чём вам говорит это имя? Слайд 16
(12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле "Восток", стартовавшем с космодрома Байконур. Время полета составило 108 минут.
- С тех пор было запущено множество спутников Земли, в космос летали космонавты разных стран, в том числе и нашей.
- Назовите имена казахстанских космонавтов. Что вы о них знаете?
Тохтар Аубакиров -первый казах, полетевший в космос 2 октября 1991г.
Награждён медалью "Золотая Звезда" Народного Героя Казахстана. Слайд 17
Талгат Мусабаев. Казахский космонавт Талгат Мусабаев занесен в Книгу рекордов Гиннесса: до него никто не находился в открытом космосе больше суток в течение одного полета. Слайд 18
– Сегодня мы с вами тоже вы отправимся в космос. Будьте очень внимательны и запомните все, что вы увидите. Но прежде чем нам это сделать мы разделимся на три команды. Каждая из команд выбирает название своего корабля. Слайд 19
Первая команда. Восток.
Вторая команда. Созвездие.
Третья команда. Вселенная.
Далёкие звёзды над нами горят, Зовут они в гости пытливых ребят. Собраться в дорогу нетрудно для нас, И вот мы к полёту готовы сейчас. Скомандует диктор: “Внимание, взлёт!” И наша ракета помчится вперёд. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой Земли.
Начинаем отсчёт (дети считают вместе с учителем): 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!
Слайд 20
( Звучит космическая музыка)
Учитель
Летим! Красота! кругом звёзды, планеты!
Вопросы: (дети отвечают)
- А что такое звёзды? (это раскалённые небесные тела, которые излучают свет)
- Назовите самую большую звезду? (солнце)
- А что такое планеты? ( это холодные небесные тела шарообразной формы . они не светятся сами по себе, а только отражают попавший свет)
-А какие планеты вращаются вокруг Солнца?( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Слайд 21
( Раздаю карточки с описание планет нужно отгадать какая это планета). Проверка .
Карточка 1. Ближайшая к Солнцу планета. Получила название в честь римского бога торговли. Самая быстрая планета, обращается вокруг Солнца за 88 дней. ( Меркурий) Слайд 22
Карточка 2. «Соседка» планеты Земля. Вторая планета от солнца. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренняя звезда». ( Венера) Слайд 23
Карточка 3. Планета названа в честь римского бога войны. Эту планету называют «красной». Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь даёт красный цвет. ( Марс) Слайд 24
Карточка 4. Пятая планета Солнечной системы. Это планета гигант. Она больше Земли в 11 раз. К ней опасно приближаться, там свирепствуют вулканы. В наши дни известно, что это постоянно бушующий циклон. ( Юпитер) Слайд 25
Карточка 5. Шестая планета солнечной системы. Это вторая по величине планета. Эту планету окружают кольца состоящие из ледяных комьев и мелких льдинок. (Сатурн) Слайд 26
Карточка 6. Эта планета находится на седьмом месте Солнечной системы. Это холодная планета. Она полностью состоит из замороженных газов. У неё есть кольца. (Уран) Слайд 27
Карточка 7. Это – восьмая планета Солнечной системы. Названа в честь римского бога моря. Эта планета покрыта облаками из газа метана. ( Нептун) Слайд 28
Карточка 8. Это девятая самая далёкая планета. Это самая маленькая планета Солнечной Системы. ( Плутон) Слайд 29
Карточка 9 .Есть одна планета- сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно… Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
- О какой планете идёт речь?
- ( о Земле) Слайд 30
(Проверка. Зачитывают по одному, называя название.)
- А как вы думаете почему? Сделайте вывод. ( Потому что только на нашей планете, есть жизнь. Это доказано учёными)
Давайте составим схему нашего полета. ( составление схемы)
Ребята, смотрите, звезда упала! Верно?
Дети отвечают, нет и почему.
А теперь давайте сравним планеты и звёзды
Слайд таблица 31
Дети смотрят и сравнивают
Проверка слайд 32
Учитель
- Летим дальше. Вы видите Луну
Слайд Луна
Сейчас мы выйдем, отдохнём, подышим свежим воздухом, позагораем.
Но что это? На борт наших корабля поступила телеграмма, она зашифрована.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
3,15,10,14,1,15,10,6!
16,20,5,16,23,15,21,20,30 15,6,13,30,9,33!
(ВНИМАНИЕ! ОТДОХНУТЬ НЕЛЬЗЯ!)
Вопросы: учащимся
Почему нельзя?
Что такое Луна?
Что вы о ней знаете? И т.п.
- Ребята, а как вы думаете, на Луне можно жить? ( нет) А почему?
( На Луне нет притяжения, там нет воздуха)
- Ребята, а вы знаете что вес на луне в 6 раз меньше.
Решите задачу. Чему будет равен вас вес на Луне? Например Человек весит 36 килограмм. А на Луне он будет весить всего 6 килограммов.
Дети отвечают.
Ну, тогда мы полетим а куда? Вы узнаете отгадав загадки Слайд 35
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
На тарелке колобок –
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края. (Солнце)
- Правильно, на Солнце, там отдохнём.
Слайд Солнце. 36
Дети отвечают нет и почему.
Что такое Солнце?
Как его называют?
Какова его величина по сравнению с Землёй?
Каково расстояние от Земли до Солнца?
А можно ли жить на Солнце? ( нет там очень большая температура. На поверхности 6000 градусов, а внутри 1
А знаете ли вы, что пройти такое расстояние можно за – 10 тысяч лет, проехать поездом – за 340 лет, пролететь самолётом – за 20 лет, пролететь на ракете – за 5 месяцев.
Учитель:
Тогда мы представим, что мы космические тела и подвигаемся.
Физминутка.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись
Три руками помахать
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть тихо сесть.
Вывод: Слайд 37
Звёзды, планеты, спутники планет – всё это космические тела.
Солнце – это …
одна из звёзд.
Земля – это …
одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.
Луна – это …
спутник Земли.
- Мы облетели всю Солнечную систему. Поворачиваем наши космические корабли к нашей уникальной планете Земля. Слайд 38
- А почему наша планета уникальна?
- Что вы можете сказать о Земле, как о планете Солнечной Системы.
(Земля третья планета Солнечной системы. Её диаметр равен 12740 километров. Полный оборот вокруг солнца совершает за 365 дней. Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/ с.)
- Ребята, если бы вам представилась такая возможность, что бы сказали всем людям Земли? Выразите это одним предложением.
Авторский ступ. Зачитать свои предложения.
- Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.
- Благодаря Этому происходит смена дня и ночи. Слайд 39
- Расскажите, как это происходит? ( Солнце всегда освещает землю. Земля вращаясь , подставляет Солнцу то одно полушарие , то другое . На освещённой стороне бывает день, а на другой стороне ночь).
- За какое время земля совершает один полный оборот вокруг своей оси? ( за 24 часа)
- Помимо того, что Земля вращается вокруг своей оси. Она ещё вращается и вокруг Солнца. Маршрут Земли вокруг Солнца называется орбитой.
- Что происходит за один полный оборот вокруг солнца? (смена времён года) Слайд 40
- За какое время Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца? ( за 365 суток и 6 часов).
- А сколько дней в году? ( 365)
- А какой год называют високосным? Сколько в этом году дней? (366)
- А почему так бывает?( За четыре года накапливается 24 часа(сутки) их добавляют к февралю. Тогда в феврале 29 дней)
- Ось Земли наклонена на 66,5 градусов. Если бы этого не было, то не было бы смены времён года. На экваторе было бы жарче. На полюсах холоднее , не было бы зимы и лета в умеренных широтах.
- А почему это происходит?
Мы с вами живём в северном полушарии.
- В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.
- Чем это можно объяснить?
Возвращаться нам пора По местам, мои друзья! Из полёта возвратились, Мы на Землю опустились!
- Вы посмотрели на Землю из космоса.
- Какую форму имеет Земля? (шара)
Земля большая, трудно представить себе её размеры, а значить и сложно изучить .Что придумал человек для удобства изучения земли?
(Глобус) Это уменьшенная модель Земли. Слайд 41
- Что такое экватор?(окружность проведённая на одинаковом расстоянии от полюсов.)
- Ребята, мы уже знаем с вами, что протяженность (длина) экватора составляет 40 тысяч км. Я предлагаю вам узнать, какое время потребуется человеку, если он решит пешком пройти весь экватор без отдыха и остановок. Вам интересно узнать это? Тогда решаем задачу.
Нам известна длина экватора – это расстояние 40 000 км. Скорость человека примерно 5 км/ч. Давайте найдем время.
S = V × t t = S / V
1) 40 000 : 5 = 8 000 (ч)
2) 8 000 : 24 ~ 333 (дн.)
Почти год понадобится человеку, чтобы пройти не останавливаясь всю длину экватора.
IV. Итог урока
- Береги свою планету,
- Ведь другой на свете нет!
Я надеюсь, что вы вырастите заботливыми, бережливыми жителями нашей планеты – Земли, сделаете ее еще красивей, совершите много полезных открытий.
- Наш урок подходит к концу, а теперь давай посчитаем ваши житоны
Все молодцы!
- Ну и давайте выберем самого находчивого космонавта (дети предлагают сами). Из каждой команды
- А теперь посмотрим, как вы подтвердите свои оценки:
Всем раздаю вопросы, и дети на них отвечают в форме игры “Да-нет”, сразу проводится взаимопроверка, выставляют друг другу оценки и сравнивают их с теми, которые поставили сами себе, делают выводы.
Слайд 42. Спасибо за урок.
А) Земля - планета Солнечной Системы. (да)
Б) Солнце – раскалённый газовый шар, звезда. (да)
В) Земля движется вокруг Солнца (да)
Г) К северу от экватора расположено Южное полушарие. ( нет)
Д) Параллели сходятся в точках Северного и Южного полюсов. (нет)
З) В завершении путешествия я бы хотела предложить вам еще одну загадку-тест.
Солнце – это: а) планета; б) звезда; в) тело.
Сколько всего известно планет: а) 3; б) 6; в) 9.
Планета Земля по своим размерам: а) больше солнца; б) меньше солнца; в) такая же, как солнце.
Самая маленькая планета: а) Сатурн; б) Уран; в) Плутон.
Самая большая планета: а) Марс; б) Сатурн; в) Юпитер.
У какой планеты нет спутника: а) Сатурн; б) Земля; в) Венера.
На какой планете существует жизнь: а) Марс; б) Земля; в) Венера.
Земля способна отражать: а) собственный свет; б) свет солнца; в) ничего.