Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Н.И.Бореева»
Конспект урока по ОРКСЭ
в 4 классе
модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло» ( первый урок)
Учитель
начальных классов
Нечаева С.В.
2012 год
Пояснительная записка
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло».
Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.
Класс: 4 класс, I четверть, 5 урок по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики».
Тема: Добро и зло (первый урок).
Цель: создание условий для формирования у обучающихся мотива совершать добрые поступки.
Задачи:
Образовательная - познакомить с основными понятиями: добро и зло.
Воспитательная – воспитывать стремление делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.
Развивающая – развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: изучение нового материала.
Наглядность: бланки с кроссвордом, весы с чашами, фишки (светлые и тёмные для каждого ученика), учебник «Основы светской этики», видеоматериалы с диска
Ожидаемые учебные результаты:
- иметь четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
- уметь давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способность дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- уметь работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Этапы урока
1.Организационный момент
2. Вступительная часть (определение темы и цели урока)
3. Основная часть
1)Изучение нового материала
2) Работа в группах.
4. Физкультминутка
5. Работа над притчей.
6. Тестирование.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда прошу сейчас. Скрестите шпаги ваших мнений – И мы начнём урочный час!
2. Вступительная часть
(определение темы и цели урока)
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. ( У детей бланки кроссворда с пустыми полями)
Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
Пожелание добра.
Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
Близкие отношения, основанные на доверии.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)
- Почему это слово цветное?
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце (Дети продолжают улыбка, мама, учитель... и т.д.)
- Ребята, что является противоположностью добра? (зло)
- Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Тема нашего урока “Добро и зло” и мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете значения этих слов? (ответы детей)
- Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра. (Дети зачитывают определение)
- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
(Дети зачитывают определение в учебнике). - Мы живем с вами на планете Земля. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей.)
3. Основная часть.
Изучение нового материала
- Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Добро и зло».
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?
Ученик: - в русских народных сказках
- в литературных произведениях
2) Работа в группах
Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )
1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался сестры? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу - стаю крикливых ворон, позор и унижение? («Морозко»)
3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим? («Гуси – лебеди»)
4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет? («Спящая царевна»)
7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)
8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание) молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)
-Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден.
4.Физкультминутка.
5.Работа над притчей
- Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?
Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.
«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: …..
-Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей)
«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло.»
-Кто из героев не понравился и почему?
-Как бы вы поступили на месте героев?
-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?
(команды называют пословицы и поговорки о добре и зле )
1.Во зле жить – по миру ходить.
2. Кто добро творит, того Бог благословит.
3. Бедного обижать – себе добра не желать.
4. Добрый человек – в добре проживет век.
5. Добро творить – себя веселить.
6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.
Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь.
-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?
Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Слово учителя: (если перевесит чаша «зла»)
- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
6.Тест
1.________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
2. Что считается добрым поступком?
* Забыть о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
* Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
3. Укажите поступки, которые одобряет общество
* обман
* насилие
* взаимопомощь
* унижение
4.Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
* мирное сосуществование
5.Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу о близких
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".
— Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать:
Есть люди необычной доброты, Её всю без остатка отдавая, Горят, как маленькие, яркие костры, Своим теплом нас согревая. Когда по склонам вечной суеты, Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты, И радость помоги найти кому-то.
- Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла.
Спешите делать добро!
Домашнее задание:
Вам надо будет дома нарисовать добро и зло, как вы его себе представляете.
- Спасибо всем за урок.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.