–создать условия для расширения знаний учащихся о хвойных и цветковых растениях, для умения различать группы растений по их характерным признакам.
–практическим путём научить соотносить рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
–развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы, прививать интерес к предмету.
– различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.
–проявлять интерес к объектам окружающего мира.
–участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
– выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
–отличать верно выполненное задание от неверного.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организаци-онный момент. | Настрой на урок. (слайд 1) | Повторяют девиз урока: Мы умеем думать, Мы умеем рассуждать. Всё, что нужно для работы, То и будем выполнять. | Личностные: создание ситуации успеха, доверия, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Приём « Верно, неверно» | Учитель задаёт вопросы по домашнему заданию. ( слайд 2-3) 1.Мох растёт во влажных местах (верно) 2.У водорослей есть корень (нет) 3.Папоротник цветёт (нет) 4.Встречается в природе водоросль длиной 30 метров (верно) 5.Лишайник - это гриб и водоросль (верно) 6.Морская капуста - это водоросль (верно) | Ученики показывают «светофорчиками», если правильное высказывание - зелёного цвета, неправильное - красного цвета. Самооценка на «лесенке успеха» Верхняя ступенька - без ошибок Средняя ступенька- 1-2 ошибки Нижняя ступенька- 3 и более ошибок | Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности. |
3.Определение темы урока. Составление плана работы. Приём «Знаю, хочу узнать, узнал». Практическая часть | Учитель предлагает распределить картинки в две группы. ( слайд4) - Кто думает иначе? -Мы умеем распределять такие растения по группам? - Как можно назвать растения первой группы, второй? Почему? - Почему я вам дала такое задание? Тема урока «Хвойные и лиственные растения» (слайд 5) | Ученик на магнитной доске делит картинки на две группы. - Не умеем. -Хвойные и цветковые растения. Ученики определяют тему урока: «Хвойные и лиственные растения». | Познавательные: выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку. Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения |
| - Что вы знаете про хвойные и цветковые растения? -Что желаете узнать? - Желаете научиться различать хвойные и цветковые растения? -Почему ель зимой и летом одним цветом? -Верно ли, что лиственница – особое дерево? | Заполняют таблицу: « Знаю- Хочу узнать-Узнал» Составляют план работы на уроке. 1.Различия растений. 2.Сходства растений. 3.Ель - вечнозелёное растение. 4.Лиственница – особое дерево. 5.Размножение растений. | Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока |
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Приём «Корзина идей», приём « Инсерт» | - По каким признакам можно различить хвойные и цветковые растения? -Что нам в этом поможет? - Рассмотрите гербарии и заполните таблицу в тетради на стр.32 - Чем отличаются хвойные и цветковые растения? (слайд6-8) Работа с учебником. - Рассмотрите картинки, какие растения относятся к хвойным и какие относятся к цветковым растениям? (слайд 9-10) - Какие изменения происходят с этими растениями в течение года? Приём « Корзина идей» (слайд11-12) -Почему ель зимой и летом одним цветом? - Напишите ваши предположения. Работа в группах. | - По листьям, стеблю, корню, цветку. -Гербарии. Ученики заполняют таблицу в тетради. (Корень, стебель, листья, цветки) Работа в парах. Самопроверка. Приходят к выводу, что хвоинки - это листья, у цветковых есть плоды, а у хвойных растений плодов нет. Называют, какие из этих растений хвойные и какие лиственные растения. (Ель, сосна, можжевельник – хвойные растения. Липа, земляника, орешник – лиственные цветковые растения) Находят ответ на стр. 53 в учебнике. Вывод: хвоинки живут 3-5 лет и опадают постепенно, а не все сразу. Вместо опавшей хвои появляются на дереве новые хвоинки. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) |
5.Первичное закрепление. | Приём «Инсерт» (слайд 13-14) - Прочитайте текст и поставьте значки на полях (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы - Кроме лиственницы пихта тоже отличается от других хвойных растений? Найдите отличие на слайде (слайд15) -А чем отличается можжевельник? (слайд16) – Теперь мы сможем правильно распределить растения? (слайд17-18) Учитель предлагает выполнить задание в тетрадях №83стр.34 Практическая часть (слайд19-20) - Как размножаются хвойные растения? - Рассмотрите закрытую шишку и открытую шишку ели. | Лиственница Особенное хвойное дерево. Лиственница сбрасывает на зиму хвою, поэтому и получило такое название. Дело в том, что там, где растет лиственница, морозы бывают -60 градусов, а при таких морозах мягкая хвоя не выживет. Это дерево называют «добрым», так как у неё мягкие иголки. Из лиственницы делают искусственный шёлк, сахар, серу и спирт. Древесина лиственницы во времена Петра1 шла на строительство кораблей. Постройки из лиственницы стоят более 500 лет. -У всех хвойных растений шишки растут вниз, а у пихты растут вверх. Можжевельник - кустарник. Шишки - шишкоягоды, у которых чешуйки соединены очень близко и похожи на ягоды. -Да | Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое
Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
6.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. | - Как размножаются цветковые растения? (слайд21-22) - В какой из шишек есть семена и где они находятся? - Как семена могут выбраться из шишки? | Работа в тетрадях. Распределяют наклейки с растениями на две группы. Ученики распределяют картинки, которые не смогли правильно распределить в начале урока. - Размножаются семенами. - На месте цветка появляется плод. Из плодов распространяются семена. - В закрытой шишке есть семена. - Шишки созревают, раскрываются, и семена вылетают из шишки. -Помогают птицы. Ученики выполняют задание в учебнике, соединив плод с цветком. Взаимопроверка. Проверяют правильность выполнения задания у соседа и оценивают на « Лесенке успеха» | Познавательные: Ориентироваться в тексте.
Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Учитель даёт задания по группам (Слайды 23-31) | Ученики делятся на группы и выполняют задание. Биологи работают с лупой. Рассматривают листок и отвечают на вопрос: Из чего состоит листок? (Из листовой пластинки, жилок - сосудиков и черешка) Зоологи отвечают на вопрос: - Как насекомые помогают распространению цветковых растений? (Яркая окраска, запах и сладкий нектар внутри цветка привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.) Экологи: Почему деревья не доживают до старости? Медики: Все ли плоды съедобные? Ядовитые плоды у волчьего лыка. Они очень ядовиты и несут смерть тому, кто их проглотит. Ягода вороньего глаза черная, с синеватым налетом тоже ядовита. Ядовиты плоды белодонны. Очень ядовиты плоды ландыша. Географы: Что называется тайгой? Тайга - Это хвойный трудно проходимый лес, в котором растут в основном хвойные деревья. Слово тайга обозначает « дремучий лес». Площадь тайги занимает больше половины лесов в нашей стране. Филологи: Составьте синквей к слову « лиственница». СИНКВЕЙН: 1. Имя существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Предложение 5. Вывод: имя существительное. Отчёт групп. Взаимооценка. Командир группы оценивает работу всех членов своей группы. Если был активный при выполнении задания, ставится плюсик на верхнюю ступеньку. Если был не очень активен, ставится плюсик на средней ступеньке. Если мало помогал группе, был не активен - на нижней ступеньке. | |
Физкультминут-ка «В лесу» | | Ученики выполняют движения под музыку. | |
| Учитель предлагает заполнить таблицу « Что узнали» | Узнали признаки хвойных и цветковых растений, почему ель – вечнозелёное дерево, размножение растений и почему лиственница- особенное дерево. Заполняют последнюю графу таблицы « Что узнали». | Познавательные: Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
8. Рефлексия деятельности Итог урока. . | Оценивание. ( слайд 32) - Наступила весна. Скоро растает снег, появятся первые цветы. Мы тоже украсим нашу полянку цветами. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. -Если большинство плюсиков на верхней ступеньке «лесенки успеха», прикрепите красный цветок на нашу полянку, вы получаете оценку «5», если на средней ступеньке - жёлтый цветок, оценка « 4» на нижней ступеньке - синий цветок, оценка «3». Оцените свою работу на уроке. Был активен на уроке - верхняя ступенька на « лесенке успеха». Не всегда был активен - средняя ступенька. Не активен - нижняя ступенька. | Самооценка. Учащиеся прикрепляют цветочки на полянку. | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
|
Домашнее задание | стр. 56 в учебнике, прочитать, ответить на вопросы | Учащиеся записывают домашнее задание | |