Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по ФГОС "планета знаний". Данный конспект содержит многообразные формы работы на уроке: работа в парах, в группах, работа с микроскопом, проведение опытов над бактериями и грибами, самостоятельная работа.Урок очень полезен для ночинающего учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
-познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
-расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
-выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
-убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Оборудование:
Кросворд о грибах Ульяновской области, раздаточный материал –муляжи “Съедобные и несъедобные грибы”, сообщения детей о грибах и плесени, картинки грибов для игры, корзинки, кусочки хлеба с плесенью, микроскоп, алгоритм по проведению опыта, демонстрационный материал для опыта с дрожжами (хлебопекарные дрожжи, вода, сахар, стакан) , индивидуальная карта самоанализа, блины
Ход урока:
1.Организационный момент.
Давайте возьмемся за руки и подарим частичку тепла и доброты друг другу.
Мы дружные,
Мы смелые,
Ловкие, умелые.
В третьем классе учимся
И все у нас получится!
2.Определение темы урока детьми.
-Сегодня к нам на урок пришли гости.
(выходят дети и загадывают загадки о грибах и бактериях)
-Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока?
(дети формулируют тему урока)
-А какую поставим проблему?
(Узнать новое о грибах и что такое бактерии)
3.Что такое грибы.
– Первое царство - грибы. (Открываю табличку с названием.)
(выходит ученик и делает сообщение о грибах с показом грибов)
– Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, животным или… минералам? И после долгих размышление грибы были выделены в особое царство. Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений. Грибы размножаются спорами. Грибы – это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путем всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм. Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы или другого организма, например дерева, на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными. Грибы бывают полезные и ядовитые(показывает картинки полезных и ядовитых грибов)
Таблица « Как не отравиться грибами и первая помощь при отравлении»
(беседа по таблице)
4. Стадия “Осмысление”.
– Рассмотрим строение гриба. Оно вам знакомо.
(рассмотрение муляжей грибов)
– Запишите части гриба на схеме в тетради.
Проверка:
– Заполним схему на доске. Запишите основные части шляпочного гриба.
– Прочитайте второй абзац учебника на стр. 126. Что нового о строении шляпочного гриба вы узнали?
(Дополняем схему на доске, добавляем слово “споры” )
5.Физкультминутка.
6.Игра «Тихая охота»
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзину собирать.
Раз грибок, два грибок –
Будет полный кузовок.
– Отправляясь в лес за грибами, нужно помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку. Сейчас проверим, какие вы опытные грибники (дети собирают в корзинки съедобные грибы.)
Проверка задания: назовите ядовитые грибы.
– В чью корзинку попали эти грибы?
7.Работа в парах . Разгадайте кросворд. Какие грибы растут в Ульяновской области (раздаточный материал)
-посмотрите как выглядит плесень под микроскопом. Из этой плесени получают полезный препарат-антибиотик пеницелин (показывается).
10.Знакомство с дрожжами
-Дрожжи- это одноклеточные грибы.(показываются)
– Оказывается, грибной мир очень разнообразен.
11.Работа в группах. Опыт с дрожжами.
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. Всего дрожжей около 500 видов. Одним из них являются хлебопекарные дрожжи. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Дрожжи быстро растут. В этом мы сегодня убедимся: добавим в теплую воду сахар и дрожжи и поставим в теплое место. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.
-Закладывается опыт о размножении дрожжей. (После заслушиваются выводы )результаты опыта проверяются.
Результат опыта с дрожжами. Вывод: одноклеточные грибы-дрожжи быстро размножаются. (Дрожжи должны увеличиться в объёме.)
12. Сообщение о грибах, которые разрушают деревья. (Сопровождается фотографиями грибов.)
13.Царство “Бактерии”.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним царством природы – бактериями.
– Что бы вы хотели о них узнать?
Прием “Корзина идей”: записываю на доске все вопросы детей.
Обобщаю: на некоторые из этих вопросов мы найдем ответ сегодня, на другие вы сможете найти ответ в справочной литературе.
Прием “Чтение с пометами”.
Чтение статьи “Бактерии” в учебнике на стр.129 с пометами на полях. (+знаю, –новое для меня, ? есть вопрос)
На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы?
– Что узнали нового?
– Какие вопросы возникли
14.Что можно получить из грибов и бактерий.
(выносятся блины под песню «Мы давно блинов не ели»)
Блины , испечённые на дрожжах и кефире
15. Рефлексия.
– Подведем итоги урока. Если “микес” в переводе с греческого – гриб, а “логос” – учение, то как называется наука о грибах?
+микология. (Табличка на доске “ микология-наука о грибах.”)
–Послушайте мои утверждения по теме урока. Кто согласится с каждым из них, пусть встанет:
– Грибы – это ни растение, ни животное, но то и другое.
– Плесень и дрожжи – тоже грибы.
– Не каждый гриб можно положить в корзину.
– Деревьям можно наносить раны, они от этого не страдают.
– Бактерии окружают нас всюду.
– Бактерии приносят только вред.
- А сейчас заполните индивидуальные карты самоанализа работы на уроке и посчитайте общее количество набранных вами баллов.
16.Оценивание детей за работу на уроке.
17. Домашнее задание.
1. В тетради задание 150-написать правила сбора грибов;