Конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС
Конспект урока окружающего мира "Наша Родина-Россия" в 1 классе формирует у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.
основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока: будут знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе и карте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Учитель: Н.А.Рогожникова
Дата проведения:
Тема урока: «Наша Родина - Россия»
Цель урока:
формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.
Планируемые результаты данного урока:
основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока: будут знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе и карте.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.
Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
Оборудование урока: ноутбук и проекционная система; электронная презентация; глобус, карта России, таблицы с пословицами и поговорками о Родине («Человек без родины, что соловей без песни», «Всякому мила своя сторона», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где кто родился, там и пригодился»); использование приемов ТРИЗ – технологий; индивидуальные карточки-тесты; выставка книг о Тольятти.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Учебно – методическое пособие: программа «Перспективная начальная школа», учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Путешественник гном Добряк оказался в нашем городе и совершенно случайно попал к нам, 1 «Б» класс. Ему очень интересно, где же он, о чем могут рассказать те мальчишки и девчонки, которых он увидел. Ребята, вы согласны помочь гному Добряку? Итак, мы начинаем путешествие- исследование.
II. Основная часть.
1. Обобщение ранее полученных знаний.
- О чем же мы можем рассказать? Ответить на этот вопрос нам поможет игра «Лифт». Прокатим в лифте то место, где живет каждый из вас, она может быть двухкомнатной, трехкомнатной и т.д. Это… (квартира).
- Лифт едет вверх. Квартира – это часть чего? (подъезда)
- Подъезд – это часть чего? (дома)
- Дом – это часть чего? (улицы)
- Улица – это часть чего? (города)
- Наш город – это часть чего? (Самарской области)
- Самарская область – это часть чего? (страны)
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Россия – это часть чего? (планеты Земля)
- Быстро ли мы поднялись на лифте? Вот и Добряк даже глазом моргнуть не успел, а ему так хочется подробнее ознакомиться с местом, где вы живете. Придется возвратиться назад, но с остановками на некоторых этажах.
2. Работа по изучению нового материала.
- Итак, мы на вершине лифта. Где же мы? Доскажите словечко.
Ни начала, ни конца,
На затылка, ни лица,
Знают все и млад, и стар,
Что наш дом – большущий… (шар).
Показ 1-го слайда.
- Планета Земля имеет форму шара. Земля – планета Солнечной системы.
Показ 2-го слайда.
- Лифт едет вниз. И перед нами самая большая территория, занимаемая каким-либо государством: от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Какое это государство? (Россия)
- Наша страна находится на материке Евразия.
- Какие еще имена есть у нашей страны? (Отечество, Родина. Матушка)
- Кем является каждый из нас для своей страны? (гражданин, россиянин)
- Мы – россияне. Мы – это русские, татары… Какие еще народы проживают в России? Да, в нашей стране проживает 128 народов.
- Какой самый главный город в нашей стране? (Москва)
Показ 3-го слайда.
- Москва – столица России, главный город государства. Поднимите руки те, кто бывал там. Какой это город?
- У каждого государства есть не только главный город – столица, но и свои символы: герб, флаг и гимн.
Показ 4-го слайда.
- Что такое герб? (эмблема государства) Где вы видели изображение герба? --- Что собой представляет герб? Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Двуглавый орел – символ солнца, небесной силы и бессмертия.
- Что такое флаг? Это символ государства, прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. Как наш флаг раньше называли на флоте? (белсик) Что означало это название? (Белый, синий, красный).
- Где можно увидеть флаги?
- Но есть еще у каждой страны торжественная песня. Как она называется? (гимн) Когда можно услышать гимн своей страны? (Прослушивание первого куплета гимна стоя).
А знаете ли вы пословицы о Родине? Какие? ( Пословицы о Родине на таблице).
- Многое узнал Добряк, а хочется ему узнать еще больше. Закрываем глаза. Лифт едет вниз.
Показ 5-го слайда.
- Итак, Самарская область. Частью чего она является?
- Наш край – Самарская область – расположен в среднем течении какой реки? (Исследуем на карте местоположение, пробуем найти на глобусе).
По площади Самарская область занимает 54 тысячи квадратных километров.
- Есть ли главный город в нашей области?
- Как он называется?
Показ 6-го слайда.
- Самара – наш областной центр. Ее население более одного миллиона человек. В Самаре есть такой транспорт, которого нет у нас в городе. Это метро и трамваи.
- Но в Самарской области 10 крупных городов и 25 сельских районов. Какие города нашей области вы знаете? (Тольятти, Сергиевск, Сызрань, Октябрьск, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Отрадный, Междуреченск – исследуем на карте).
Показ 7-го слайда.
- А еще в Самарской области расположен самый живописный уголок – Самарская Лука. Это охраняемый заповедник, который раскинул свои владения на правом берегу Волги. Горы Жигули – самое красивое место Самарской Луки.
Показ 8-го слайда.
- Река Волга – самая длинная река Европы. Издавна Волгу называли кормилицей, матушкой. Почему? (Ловили рыбу, перевозили грузы, переплавлялись на другой берег, путешествовали и т.д.)
* Физкультурная минутка (К речке быстрой мы спустились…)
Показ 9-го слайда.
- Итак, лифт едет вниз. Мы оказались в нашем родном городе Тольятти. Наш город расположен на левом берегу реки Волги. Он имеет три административных района. Какие это районы? (Автозаводский, Центральный, Комсомольский).
- В нашем городе зарегистрированы жители 90 различных национальностей.
Показ 10-го слайда.
1 группа – «Исследователи» рассказывают о своем городе.
- Но не всегда наш город так назывался. Начинали строить его как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников в 1737 году. С тех пор прошло 271 год.
Показ11-го слайда.
2 группа – «Следопыты».
- Основатель Ставрополя-на-Волге – Василий Никитич Татищев. Благодарные жители воздвигли ему памятник в портпоселке в 1998 году. Его видно издалека с реки Волги и, говорят, даже с Жигулевских гор. В 1964 году наш город получил новое название – Тольятти.
Показ 12-го слайда.
3 группа – «Художники – оформители».
- У каждого города, как и у государства, есть свои символы. Есть они и у Тольятти.
- Герб Тольятти – это золотисто-желтая композиция из трех равноценных эмблем на синем геральдическом щите. Центральная эмблема отображает планировочную структуру города и изображает крест – символ Ставрополя-на-Волге. Симметричные ладьи – символ волжской вольницы. Завершение композиции – знак, изображающий горный массив Жигулей
Показ 13-го слайда.
4 группа - «Современники».
- Наш город стал известен всему миру благодаря крупнейшему заводу России ВАЗу. Автомобильный завод – производитель легковых автомобилей «Жигули», «Калина». Он находится в Автозаводском районе города Тольятти. Но главное богатство нашего города – это люди, их трудовая доблесть. (Чтение четверостиший наизусть).
Где нивы, леса и луга на просторе
И дивные горы в объятьях реки,
Чудесный Тольятти поднялся у моря
На землях былинных Самарской Луки.
Бурлящие воды вращали турбины,
Как в сказке дома и заводы росли.
Напор молодой город взял у стремнины,
Упорство и мощь дали нам Жигули.
Талантами город расцвел золотыми,
Известен Тольятти народам Земли,
По праву гордится людьми трудовыми,
Что добрую славу ему принесли.
Показ 14-го слайда.
5 группа «Экскурсоводы».
- Если бы вы были экскурсоводами, о каких памятных местах нашего города вы бы рассказали гному Добряку? Какие места показаны на слайде? (Площадь Свободы, памятник Святителю Николаю-чудотворцу)
Показ 15-го слайда.
- Кроме памятных мест в нашем городе есть и культурные центры. Проведем игру-аукцион и выясним, какая группа больше знает культурных и спортивных центров нашего города. (Каждая группа по очереди называет объект, а эксперты считают количество).
Показ 16-го слайда.
- Наконец, наш лифт остановился на первом этаже. Мы оказались в гимназии. - Каков адрес нашей гимназии?
- Улица, на которой расположена наша гимназия, названа в честь Василия Васильевича Баныкина. Он был фельдшером больницы. Его имя также носит городская больница, расположенная на той же улице.
- Мы любим нашу гимназию. Чем она нравится нам?
- Любимой школе можем многое сказать и можем стихотворение прочитать.
(Чтение наизусть).
Наша школа – это храм науки,
Дом уюта, светлый огонек.
Ты для нас всегда как дом родной.
Выполняем с радостью задания,
Утром ждем свидания с тобой!
3. Закрепление изученного материала.
- Гному Добряку очень хотелось бы познакомиться поближе с каждым из вас. Он доволен вашими познаниями о своем городе, считает вас хорошими исследователями, и ему приятно было оказаться именно в Тольятти.
Поэтому он решил попросить вас заполнить анкеты, которые прочитает вечером, и, может быть, ему захочется еще раз побывать у нас в гостях (заполнение анкеты, см. приложение).
III. Подведение итогов урока.
- Спасибо вам, ребята, за активное участие в путешествии - исследовании. Вы действительно многое узнали о своем городе и о своей стране – это наша Родина!
- Родина просто любит нас с рождения и ничего не просит взамен, кроме уважения. И выпускники начальной школы выразили это уважение в стихотворении, которое написала бывшая моя ученица Ксения Прудий.
В нашем классе кто не знал,
Тем учитель рассказал,
Город Ставрополь-на-Волге
Граф Татищев основал.
Бывший город рыбаков
Поднялся до облаков,
И ему уж скоро будет
Двести семьдесят шесть годков.
Есть промышленность у нас,
Все заводы – высший класс:
Пищекомбинат, Азот Тольятти
И, конечно, АвтоВАЗ.
Чтобы этим управлять,
Нужно очень много знать.
И поэтому ребятам
Надо с интересом все исследовать.
- До свидания, гном! Приходи к нам еще, если хочешь узнать много нового и интересного.
Наше исследование о Родине – России будет продолжено.