Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Вычисление площади фигуры с помощью палетки"»
Математика
Дата:24.11.15
Тема: Вычисление площади фигуры с помощью палетки
Цель: познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.
Задачи:
- найти и использовать способ сравнения и вычисления площади фигуры с помощью палетки; уметь использовать в речи термины «палетка»; закрепить нахождение площади прямоугольника и квадрата; совершенствовать решение задач, уравнений, закрепить умения заменять крупные единицы мелкими, а мелкие крупными.
- развивать навыки устного счёта; способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации); развитие логического мышления; развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
- воспитывать активность и толерантность, интерес к предмету
Ожидаемый результат: учащиеся научатся находить площади фигур с различной формой с помощью палетки.
Структура урока:
Организационный момент – 2 минута
Сообщение темы урока – 2 минуты
Распределение групп – 2 минуты
Каллиграфическая строка – 2 минуты
Устный счет – 10 минут
Работа над новым материалом – 12 минут
Физминутка – 2 минуты
Закрепление нового материала – 2 минуты
Закрепление – 7 минут
Итог – 1 минута
Рефлексия – 1 минуты
Оценивание – 1 минута
Домашнее задание – 1 минута
Ход урока:
1. Организационный момент
- Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Сәлеметсізбе, оқушылар!
- Hello, children! Sit down, please!
2. Сообщение темы урока
- Как вы думаете, почему мы с вами поздоровались на трех языках? (дружба народов, 3 ведущих языка в Казахстане)
- Что обозначает число 20 на данном изображении? (20 лет Конституции, 20 лет Ассамблеи РК)
- Когда празднуется Конституция РК? (30 августа)
- Что такое Ассамблея РК? (дружественные отношения между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в столицу нашей страны и заглянем в самые прекрасные уголки этого города.
3. Работа в группах
- Сегодня мы с вами будем работать в группах. Прежде чем начать нашу работу давайте с вами вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе:
1. Думай, слушай, высказывайся. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки
7. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
- На столе в коробочке у вас фишки, за каждый правильный ответ вы будете брать по фишке, после заданий подсчитаете их количество и запишите в свой оценочный лист.
- Назовите любимую оценку ученика?
- Сегодня мы с вами будем с каждым выполненным заданием приветствовать эту оценку, но только на английском языке.
- Как на английском языке звучит: «Здравствуй, пять!» (Hello, five!)
- По окончанию задания, каждая группа берется за руки, поднимает их вверх и говорит: Hello, five!
- Давайте, попробуем!
4. Каллиграфическая строка.
- Сегодня вы будете работать на маршрутных листах.
- Возвращаемся к нашей эмблеме и числу 20.
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Увеличьте число в 5 раз? Какое число получится? Почему получилось 100, а не 25?
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Наша тетрадь сегодня превратится в журнал путешественника, запишите в него число, классная работа
- Пропишите два этих числа.
5. Устный счет.
- Отправляемся в путь–город Астана.
- Кто знает как переводится с казахского языка – Астана? (столица)
- (слайд с фотографиями детей, которые были в Астане) - Что вы знаете об Астане? (Астана – столица республики Казахстан.)
- Каждая страна славится своей столицей. Мы с гордостью можем заявить всему миру, что столица Казахстана – Астана. Она вошла в мировой список столиц. Математический диктант. Запишите числа, которые я буду называть, рассказывая об истории образования Астаны.
Она была основана 18 десятков лет назад, сначала на реке Нуре. Место оказалось неудобным потому, что реки Нура и Есиль весной затопляли огромный район. Поэтому строительство перенесли в урочище Караоткель. город назывался Акмолинском14дес.8ед. лет, 4дес.8ед. лет Целиноградом, 18 ед. лет Акмолой, и уже будет 13 лет, как город получил новое имя – Астана.
Ответы: 180 148 48 18 13
(фишки)
-Назовите, какие числа вы записали. - Внимательно рассмотрите данные числа. - Что вы можете о них сказать? (Все эти числа натуральные. Их можно разделить на две группы трехзначные и двузначные.)
- Сравните трехзначные числа. На сколько больше и меньше? (180148; 180-148=32)
- Разложите двузначные числа на сумму разрядных слагаемых. (по числу на каждую группу)
- Скажите, можем ли мы отправиться в поездку? (нет). Почему? (нет поезда)
- Значит нам надо его построить. Тогда за работу!
Индивидуальная работа
Одаренные – работа по тренажеру на кластмейстере
Слабоуспевающие – по карточке (раскраска «таблица умножения»)
- Все остальные возьмите в руки конверт № 1 (набор геометрических фигур)
- Постройте поезд из геометрических фигур.
- Из каких геометрических фигур состоит наш поезд? (фишки)
- Площадь, каких геометрических фигур вы уже можете находить?
- Как найти площадь квадрата, прямоугольника?
- А что делать с остальными фигурами?
- (запись количества фишек в оценочный лист)
- Нам на этот вопрос предстоит ответить. Будем учиться находить площадь тех фигур, которые мы не можем вычесть известными нам способами.
6. Работа над новым материалом.
(Фотография Ак-Орда)
- Головным мозгом нашей столицы можно назвать Ак-Орду – резиденцию Президента РК. В этом здании принимаются делегации из разных уголков нашей планеты и решаются важные вопросы. Вот и нам предстоит справиться с заданием, открыть для себя новые знания.
- На столах у вас лежит изображение Ақ – Орды. (конверт № 2). На какие геометрические фигуры похоже это здание?
- Сможем ли мы узнать площадь здания, изображенного на рисунке?
- Сегодня нам в этом поможет – палетка. Она у вас есть. (конверт № 3)
- Возьмите, посмотрите внимательно.
- Из чего она сделана? (из пленки)
- Что мы видим на пленке? (разделена на квадраты)
- Измерьте, чему равна сторона одного квадрата? (1 см)
- Значит, на какие квадратные единицы разделена ваша палетка? (на квадратные сантиметры)
- Как вы думаете, как нужно работать с ней? Может у вас есть какие-то мысли? (ответы детей)
- Чтобы найти, например, площадь треугольника палетку кладем на фигуру и считаем, сколько полных квадратов, полностью помещённых в фигуру. Считаем вместе. (образец у детей и на доске, запись числа на доске)
- Теперь считаем квадраты, пересекающие контур фигуры. (запись на доске)
- А что же делать с неполными квадратами? Как считать? (ответы детей)
- Принято считать два неполных квадрата за один полный, то есть мы с вами должны количество неполных квадратов разделить на 2, а затем получившееся число прибавляем к числу полных квадратов. (ответ детей)
- Вот мы и нашли приблизительную площадь треугольника.
- Составление алгоритма.
- Откройте конверт № 4. (полоски салгоритмом нахождения площади с помощью палетки.)
- Составьте алгоритмом нахождения площади с помощью палетки.
Проверка: Если вы правильно составили алгоритм у вас должна получится вот такая пирамидка (на слайде)
- Как вы думаете правильно ли мы с вами получили знания и умения по работе с палеткой? Где можно проверить? (в учебнике)
- Откройте стр. 115-116 и сделайте вывод, если мы были правы – то поднимите зеленый светофор, если нет – то красный.
7. Физминутка (под музыку «Астана»)
8. Закрепление полученных знаний
- Вернемся к нашему рисунку. В группе самостоятельно найдите приблизительную площадь изображенного здания. (у каждой группы разный размер здания)
- Что у вас получилось? (ответы групп)
- Настоящая площадь здания составляет 36.720 м2.
- Числа, которые у вас получились они не случайны.
1 группа – 10–высота первого этажа составляет 10 метров
2 группа – 40
Облицовка фасада выполнена из итальянского мрамора толщиной от 20 до 40 см.
3 группа – 20 (фишки+запись)
9. Закрепление
Фото « Стройка» Астану помогали строить специалисты из городов разных стран. С каждым годом столица становилась красивее.
В новый дом за два дня заселилось несколько семей. В первый день заселилось 17 семей, а во второй день в 3 раза больше семей, чем в первый.
Ребята прочитайте текст. Это задача? Почему? - Преобразуйте текст так, чтобы получилась задача. Дети: предполагают следующие вопросы: 1. Сколько семей заселилось во второй день? 2. Сколько всего семей заселилось за 2 дня?
(В ходе формулировки вопросов шло решение каждой задачи устно.)
- Выберите тот, вопрос задачи, на который вы можете ответить без затруднений.
- Также перед вами две краткие записи, выберите ту запись, которая подходит вашему вопросу.
Запись решения задачи.
Проверка: в группе поменяйтесь маршрутными листами и проверьте решение по слайду, рядом карандашом поставьте оценку.
(фишки)
Фото « Думан» Мы гуляем по столице Всюду радостные лица Чтоб увидеть океан Отправляемся в « Думан» В развлекательном комплексе « Думан» расположен океанариум с настоящей морской водой. В нем водятся 2000видов рыб, акулы. Океанариум занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый удалённый от океана уголок подводного мира. Воду для его 13 аквариумов изготавливают на специальном заводе. - Выразите: (вписывают на маршрутном листе) Белуга 6 м=…..см=…..мм Судак 70 см=…..дм Осетр 4 м=…..дм=…..см Акула 150 дм=…..м
Проверка: Обменяйтесь заданиями с другой группой (1 группа со второй, 2 с 3, 3 с 1)
- (Если допущены ошибки: задать вопрос: Кто кого переубедит?)
Фото «Байтерек» Посмотрите на это сооружение. Это Байтерек – символ города. В переводе с казахского языка Бай – большой, терек – тополь. Байтерек символизирует дерево жизни. Он очень высокий. Здесь находится слепок ладони Президента нашей страны. Решив уравнение, вы узнаете высоту Байтерека, и на какой высоте находится обсерватория. - Выберите уравнение, с которым вы можете справиться! Кто может решить два уравнения, решают два.
- Цифра 97 не была выбрана наугад. В 1997 году Астана стала столицей. Каждый желающий может подняться на лифте и вложить свою руку в ладонь Президента.
Наше путешествие подходит к завершению.
- Возвращаемся в наш родной город – Балхаш.
- Какое уникальное место есть у нас в городе? (озеро Балхаш)
- Почему его считают уникальным?
- Сейчас на нашем озере лед совсем еще тонкий. Не заходите на лед, берегите свою жизнь!
- Какие рыбы водятся в нашем озере?
- Я вам предлагаю в группах найти площадь рыб с помощью палетки. Площадь запишите с обратной строны.
10. Итог урока
- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
- Как найти площадь с помощью палетки?
Рефлексия.
- «Гора успеха»
- Перед вами лежит изображение барса. Барс является гордым символом Казахстана. Прикрепите своего барса:
- в верху горы – если вам было интересно на уроке, вы поняли новую тему, выполняли задания без затруднения, работали активно
- по середине – вам было все понятно, но вы считаете, что вам еще необходимо поработать с палеткой
- внизу – вы не поняли, как нужно работать с палеткой и вам сложно было на сегодняшнем уроке.
Оценивание
- Подсчитайте свои баллы.
Домашнее задание: стр. 117 №5, 7 (1)
- Рақмет, оқушылар! Сау бол!
- Сауболыңыз!
Полученные навыки: познакомились со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки; научились использовать в речи термины «палетка»; закрепили нахождение площади прямоугольника и квадрата; совершенствовали решение задач, уравнений