- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания;
- исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью)
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- вычислять площадь прямоугольника по формуле;
- использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
Получат возможность научиться:
- вычислять площадь с помощью палетки.
Оборудование. Для учащихся: геометрические фигуры, линейка, папки с заданиями, палетка, карточки настроений
Для учителя: мультимедийный проектор, презентация к уроку;
формулы нахождения прямоугольника, квадрата;
геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник);
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
У. Сегодня на уроке математики мы закрепим ваши знания о геометрических фигурах Выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнивать площадь фигуры. Но урок у нас необычный. Мы совершим полет в космос. Во время полета будьте дружны, поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы единый коллектив.
Запись в тетради числа и слов "Классная работа".
Подготовительная беседа.
На доске открывается карта-схема полета.
У. Начинаем подготовку к полету. Как звали первого космонавта нашей страны? В каком году совершил полет Ю. А. Гагарин? Посмотрите, на доску есть эта дата среди чисел.
Устный счет.
8, 46, 729, 52, 6, 10, 2, 1961, 18, 7, 9, 16, 5, 4, 1958, 452. Какие числа вы видите? На сколько групп можно разделить эти числа? Запишите все однозначные числа в порядке возрастания, обратите внимания на правильность написания и красивое письмо. ( Минутка красивого письма) На сколько групп можно разделить все однозначные числа? Докажите. Запишите I вариант четные числа. II вариант нечетные числа. Увеличьте эти числа в 3 раза.
При подготовке к полету Ю. Гагарин долго тренировался на различных тренажерах.Задача: На летальным аппарате Ю. Гагарин занимался 56 часов, а на колесе 43 часа. На сколько больше занимался космонавт на летальным аппарате, чем на колесе?
На доске примеры:
78-40 9 +4 23 -3 36+4 52 + 3 и ответы 38-л, 55- т, 20
-з, 13- в, 40- ё.
Какое слово получилось? (взлёт) Сможем мы начать наш полёт?
( нет, у нас нет космического корабля.)
Работа по теме урока.
Работа с геометрическим материалом
Открываем конструкторское бюро. Будем работать в парах. Из набора геометрических фигур строим космическую ракету.
- Из каких геометрических фигур состоит наша ракета? Сколько треугольников? Почему вы решили, что это треугольники? Посмотрите на центральную часть ракеты. Какие это фигуры? Какие фигуры называются прямоугольником и квадратом? Какими свойствами обладают?
Работа по вариантам I вариант - измеряют прямоугольник и находят периметр. II вариант - измеряют квадрат и находят периметр. Начинаем дружно отсчет 5,4,3,2,1 пуск.
Если делаешь зарядку.
Физкультминутка.
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли.
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Приближаемся к планетам Марс и Юпитер. Посмотрите, на какую планету нам удобнее совершить посадку. Почему? Как вы сравнили?
Площадь планеты Марс меньше площади планеты Юпитер. Какое слово новое вы услышали? На доску вывешивается табличка: Площадь. Назовите орфограммы в слове площадь. (слайд)
4. На планете Юпитер расположены площадки для ракет. Вот эти площадки в уменьшенным виде.
а) Возьмите красный и синий квадраты. Покажите квадрат, который больше.
Как сравнивали? Визуально.
Про такие фигуры говорят, что площадь красного квадрата больше площади синего квадрата.
Как ещё можно сравнить площади этих фигур?
Можно наложить одну на другую.
Наложите и сравните площади квадратов.(слайд)
Синий квадрат полностью вместился в красном, значит площадь красного квадрата больше площади синего квадрата.
б) Возьмите красный и зелёный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.
Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.
Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете? Если правильного ответа не будет, учитель сообщает: Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости. Как мы сравнивали площади фигур? Зрительно и наложением друг на друга.
в) Возьмите жёлтый прямоугольник и синий квадрат.
Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата визуально или наложением? Дети пытаются сравнить площади фигур визуально и наложением.
Визуально или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.
Как же правильно сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.
а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата. Чем отличаются?
б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради. Измерьте сторону квадрата. 4 см
Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата. Измерьте длину и ширину прямоугольника. 7 см, 3 см Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.
Как же сравнить площади этих фигур? Ответы детей.
1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера - клетки тетради.
Можно посчитать клетки.(сумму клеток)
Посчитайте клетки, I вариант - квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
64 84
Сравните площади квадрата и прямоугольника.
Площадь квадрата меньше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.
3. У каждого из вас на столе лежит палетка. Как же с ней работать? (Дети дают ответы, учитель обобщает.) Палетка служит для измерения площади фигур. Палетка разбита на одинаковые квадраты - квадратные сантиметры.
(учебник стр.38)
Как же измерить площадь фигур с помощью палетки? (Дети дают ответы) (На доске начерчена фигура, имеется большая палетка).
Покажите, как это делать? Измеряют площадь фигур.
21см 16см
4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?
3 ряда по 7 квадратов, 7 • 3 = 21 7 столбцов по 3 квадрата, 3 •7= 21
Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.
Физкультминутка.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
5. Подведём итог наших наблюдений. Что же такое площадь фигуры? Как вычислить площадь прямоугольника? С помощью чего?
Как можно сравнить площади фигур? VI. Закрепление.
№ 2 стр. 38. Как можно сравнить площади фигур?
Представьте, что мы с космического корабля перешли на космическую станцию. Это космический дом для космонавтов. Высчитайте площадь отсека, где космонавты принимают пищу?
Посмотрите, как много нового мы узнали на планете Марс. Можем дальше продолжать наш путь. Приближаемся к Луне. Мы с вами совершили посадку на Луну. Первые люди спустились на поверхность Луны еще в 1969 году. Здесь нам предстоит выполнить математическое задание –
решить примеры из задания № 3 стр. 38. Будем работать по вариантам. 1 вариант выполняет первый столбик, 2 вариант второй . 2 ученика решают у доски. Проверяют 2 ученика.
5. Много интересных математических заданий выполнили мы, путешествуя по планетам Солнечной системы. Пора возвращаться на Землю, где нас любят и ждут. Чтобы вернуться, надо решить задачу № 4. Разбор задачи. (Один ученик решает у доски). Взаимопроверка.
Итог урока.
Из полета возвратились. И на Землю приземлились. Подведем итог наших наблюдений?
- Что такое площадь фигуры? Как можно сравнить площадь фигур?
О чем вы расскажите дома? Начните свой ответ с любого из таких предложений.
Я знаю, что...
Я научился...
Я должен знать, что...
Выслушиваются ответы детей. Спасибо за работу!
Рефлексия. Добились ли вы поставленной цели? Ответы учащихся с помощью карточек настроения.
Домашнее задания. № 5, стр.39 .
Дополнительное задание. На листочках дана фигура. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Тема урока: "Вычисляем площадь". При подготовке и проведении урока я ставил перед собой следующие задачи:
- создать условия для формирования умений находить площадь прямоугольника и квадрата;
- дать возможность расширить представление о фигурах;
- показать возможности использования палетки при вычислении площади;
- создать условия для развития навыка устного и письменного счёта; развития математической речи учащихся, умения логически мыслить и рассуждать. .
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы. Для достижения поставленных целей я использовал следующие приёмы и методы: • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи, беседа о космосе); • наглядные (папки с индивидуальными заданиями); • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме; • методы устного и письменного контроля и самоконтроля. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: - коллективная; - индивидуальная, с учётом дифференциации. На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют читать, записывать числа, решать задачи, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.