Цели урока:
Образовательная:
познакомить с приемом сложения однозначных чисел с переходом через разряд по частям;
составить и разучить таблицу сложения для случаев + 4 с переходом через
десяток;
развивающая:
Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике, усидчивость в работе
продолжить работу по формированию у учащихся умений решать задачи;
воспитательная:
Воспитывать интерес к математике, умение работать в парах,
дружеское отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, диск с презентацией, ученические ноутбуки, учебник Рудницкая, В.Н. Математика, 1 класс /Вентана - Граф, М., 2011 г.
Формы работы: коллективная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Вид урока- нестандартный, урок-путешествие,урок- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать!» Слайд 3.
Учитель: Отгадайте загадку:
«Паровозик без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел! (кораблик) Слайд 4.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далекое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные приключения.
Какие качества пригодятся нам для успешной работы? (смекалка, воображение, собранность, творчество).
1.Устный счет.
Учитель:
Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться. А наш отважный капитан проследит, как мы будем выполнять необходимые задания.
1) Выполнить вычисления: «Цепочка» Слайд 5.
2 + 8- 7 +4 +10 = 17
Игра «Заселяем домик»- состав числа 10 Слайд 5.
2) Восстанови ряд. Слайд 6.
13,14,15,16,17,18,19.
3) Назови соседей чисел 4, 7, 10 Слайд 7.
4) Логическое упражнение. Слайд 8.
Учитель:
Какого флажка не хватает в нижнем ряду? (красного)
Недостающую фигуру дети рисуют, объясняя, как рассуждали.
- Сигнальщик взмахнул флажком. Можно отправляться!
Давайте произнесем вместе:
«Плыви, плыви, кораблик,
По голубым волнам.
Плыви, кораблик, в море,
А дальше - в океан».
Учитель:
Впереди виден остров Попугаев. Слайд 9.
Сколько попугаев на острове?
Вспомним состав числа 4.
А зачем нам нужно знать состав чисел?
III. Постановка проблемы.
Учитель:
Рыбка принесла листочек с заданием. (Вывешивается таблица) Слайд 10.
- Расскажите, чем же будем заниматься на уроке? (прибавлять числа, составлять таблицу на сложение)
- Второе слагаемое будет разным или одним и тем же числом? (одним и тем же)
- Кто догадался, какое число будем прибавлять? (4)
- В результате сложения какие числа получим? (двузначные)
- А эти числа большие? (сумма этих чисел больше 10)
- Что мы будем делать? ( искать способ, как легче сложить числа, когда в ответе больше 10)
- Так какая же тема урока? (прибавление числа 4)
Учитель: Можно я помогу сформулировать нашу задачу?
(Мы будем учиться прибавлять число 4 с переходом через десяток)
- Сколько примеров надо составить? (3)
- С какого числа начинать? (с 7)
- Как же будем прибавлять? (по частям)
IV. Этап изучения нового материала. Слайд 11
1)Таблица сложения 7+ 4
Изображаю пример 7+4 на наборном полотне.
-Сколько карманов в верхнем ряду? ( 10)
-Сколько карманов в нижнем ряду? (10)
-Назовите первое слагаемое (7)
-Изобразим его синими кружками
-Назовите второе слагаемое?(4)
-Изобразим его красными кружками
-Как к 7 синим кружкам прибавить 4 красных? (прибавляем по частям)
Сначала дополним 7 до 10, вставим 3 кружка в верхний ряд.
Сколько еще осталось прибавить?(1)
Почему 1? ( состав числа 4- это 3 и 1)
Записать это можно так:
7+ 4 = 11 7+ 3 = 10 10+ 1 =11
3 1
2) Таблица сложения 8+ 4
Изображаю пример 8+4 на наборном полотне. Слайд 12
-Назовите первое слагаемое (8)
-Изобразим его синими кружками
-Назовите второе слагаемое?(4)
-Изобразим его красными кружками
-Как к 8 синим кружкам прибавить 4 красных? (прибавляем по частям)
Сначала дополним 8 до 10, вставим 2 кружка в верхний ряд.
Сколько еще осталось прибавить?(2)
Почему 2? ( состав числа 4- это 2 и 2)
Записать это можно так:
8+ 4 = 12 8+ 2 = 10 10+ 2 =12
2 2
3) Таблица сложения 9+ 4 Слайд 13
Изображаю пример 9+4 на наборном полотне.
-Назовите первое слагаемое (9)
-Изобразим его синими кружками
-Назовите второе слагаемое?(4)
-Изобразим его красными кружками
-Как к 9 синим кружкам прибавить 4 красных? (прибавляем по частям)
Сначала дополним 9 до 10, вставим 1 кружок в верхний ряд.
Сколько еще осталось прибавить?(3)
Почему 3? ( состав числа 4- это 3 и 1)
Записать это можно так:
9+ 4 = 13 9+ 1 = 10 10+ 3 =13
3 1
V Физкультминутка Слайд 14
«Рыбки»
VI Первичное закрепление знаний
1) Работа учащихся у доски с составлением примеров и комментированием:
7 + 4 =11 8 + 4 = 12 9 + 4 =13
1 3 2 2 1 3
- Вывод: Как легче прибавить число 4? (по частям)
3) Учитель:
Нами зафиксированы сигналы со дна моря: морские обитатели просят очистить дно от мусора. Слайд 15
- Что говорят герои? (запомни)
- Почему нужно запомнить таблицу? (чтобы быстрее считать) Слайд 16
- Рассмотрим таблицу. Какую закономерность заметили? (второе слагаемое не изменяется, а первое увеличивается на 1 и сумма увеличивается на 1)
4) Игра "Глаз-фотограф".1 минуту фотографируем таблицу глазками, запоминаем.
VII Решение задач Слайд 17
Задача №1 Слайд 18
Учитель:
Перед нами Пиратский залив. Можно причалить и отдохнуть, но кого же мы видим на берегу? (пиратов)
- У пиратов в заложниках 2 капитана. Выручить их сможем, если быстро найдем пять отличий (работа в парах).
Задача №2
Чтение задачи по рисунку под руководством учителя. Слайд 19
«Семеро лягушат в воду броситься спешат. Четыре - испугались и на берегу остались. Сколько храбрых лягушат?
- Сколько всего лягушат? (7)
- Сколько лягушат испугались? (4)
- Прочитаем вопрос.
- решение запишем в тетради. (7 – 4 = 3)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
стреча с дельфинами. Слайд 20
Учитель:
1) Решите примеры самостоятельно.
7 – 0 = 7
7 + 3 = 10
0 + 9 = 9
9 + 4 = 13
11 – 3 = 8
10 – 5 = 5
7 + 4 = 11
2)Самооценка.
Учитель:
После выполнения задания оцените свою работу - нарисуйте кружок и закрасьте так:
красный кружок - абсолютно уверен в правильности,
зеленый - сомневаюсь в правильности,
желтый - не справился.
3) Проверка решенных примеров. Слайд21.Нам послание.
IX Итог урока. Рефлексия. Слайд 22.
-Что учились делать на уроке?
- Как прибавить число по частям?
! Чтобы прибавить число по частям нужно прибавить столько, сколько не хватает до 10, а потом прибавить то, что осталось.
- Кто считает, что сегодня хорошо потрудился?
Учитель:
Ребята, морские обитатели прислали нам послание: Слайд 23.
«Давайте, люди, дружить друг с другом как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями, как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету. Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна, что будет делать без нас она?»
-Что вы поняли из этого послания? (нужно беречь природу)
«Окончен урок и вас ждет перемена,
И шум в коридорах опять.
Но хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать!:
Спасибо за работу!»