| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Размышляя о теме, которую мы сегодня с вами затронем, я вспомнила об одном интересном видео – фрагменте. -Скажите, что вы почувствовали при просмотре данного видео? - Вы назвали много разных чувств, они как - то связаны друг с другом? -А мы знаем, как называется и что означает то чувство или черта характера человека, о которой вы пытаетесь сказать? | Просмотр видеоролика детьми. - Жалость, сочувствие,сопереживание,печаль и т.д. -Да, эти чувства связаны друг с другом, они похожи друг на друга. - Пока еще не знаем. | Личностные УУД (выделение личностно-значимого содержания текста) Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Коммуникативные УУД (умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий) |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | - Какую же учебную задачу мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? -Мы должна попробовать вместе выяснить, что же такое милосердие? Что оно в себя включает? Какие понятия в него входят? А вносить свои результаты мы будем в схему. -Попробуем начать свой поиск ответов с анализа самого слова «милосердие». - Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. -Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд». -Что значит милосердный? Работа со словарями. - Где еще мы можем взять достоверную информацию о значении того слова? -Попробуем поработать со словарями. Как нам будет проще это сделать? -Ну конечно , в группах. Сколько времени нам понадобится? 1)милосердие 2) милый ( работа по группам) (используются разные словари) | - Мы должны узнать и сформулировать, что же такое милосердие. Милосердие Дети отвечают, что в слове два корня - В слове два корня. - Это слово означает «милый сердцу». -Проще будет поработать в группах. -3 минуты Ответы детей: 1 группа милосердие и милый (словарь этимологический) 2 группа милосердие и милый (Толковый словарь Даля) 3 группа Милосердие и милый ( Толковый словарь Ожегова) 4 группа Милосердие и милый (словарь синонимов) | Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Коммуникативные (умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.) Регулятивные УУД (умение ставить перед собой учебную задачу) |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Мы узнали еще несколько новых слов- понятий(чувств),которые входят в определение милосердия. Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласковой) Беседа. Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? - Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» Что думаете о значении этого слова? Назовите синонимы. | (дети отвечают) Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. -Милость - Помощь. Забота. Жалость | Регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности) Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Притча о добром самарянине. (С притчей детей знакомит настоятель храма ) (Детям предоставляется возможность почувствовать и понять, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.) -Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. -«Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминают об отношении к пожилым людям и детям) -Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? - Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». | Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо. Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными. Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба. Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи. Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет. Рассказав это Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же» (Библия, Евангелие отЛуки 10:36-37). Таким образом, Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, как желали бы, чтобы поступали с нами. | Регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные УУД (адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач) |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся МИЛОСТЫНЯ. ( Ученики делают вывод из прочитанного) Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину. -Ребята, уже много понятий мы с вами открыли, которые входят в определение милосердия. Скажите, но для того, чтобы помогать другим людям, делать добрые дела, нужно уметь быть каким человеком? | Ответы детей: Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
- Понимающим человеком, нужно уметь понимать других, уметь встать на место другого человека. | Познавательные УУД (поиск и выделение информации) Коммуникативные УУД (сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные УУД (осуществление личностного ценностного выбора) Регулятивные УУД (умение работать с моделью, её преобразовывать) |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа с пословицами у доски: - Ребята, соедините начало и конец пословиц: Добро помни ….. два века живёт. Доброе дело …... а зло забывай. - «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость. – Почему же сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем добра? | -Добро помни, а зло забывай. - Доброе дело два века живет. Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное. | Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром» - А сейчас послушайте одну притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром» Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты. - Какие чувства вы испытали, когда слушали? - Каким качеством обладал мальчик? - Как назвал продавец мальчика? | - Жалость, сочувствие, сопереживание. - Милосердием. | Познавательные УУД (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Регулятивные УУД (умение соотносить поставленную учебную задачу с полученным результатом) |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | -Кого называют милосердным? - Что значит сострадание? Стихотворение «Бумажный петушок» К. Лукашевич (читает заранее подготовленный ребенок) Из бумаги петушка Люба смастерила, Разукрасила бока, Гребень прикрепила, И, любуясь петушком, Песенку запела: «Знаешь ли, мой петушок, Есть такие дети, У которых близких нет Никого на свете. Мама ласковой рукой Их не приголубит, И игрушки никакой Им никто не купит. Ты лети, мой петушок, Сядь к ним на окошко: Пусть с тобою веселей. Будет им немножко…» - Какие образы и картины вы представили, слушая это стихотворение? - Как вы охарактеризуете девочку, смастерившую петушка? - Великие русские Святые О милостыни и благотворении «У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним» «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас» Св. Григорий Богослов «Оказывай милости дарами, служением ближнему, утешением, терпением гнева ближнего, прощением обид» Свв. Авва Дорофей и Иоанн Лествичник. | - Милосердным называют того, чье доброе и милое сердце способно любить, понимать, жалеть и сопереживать. - Сострадание – это …. - Представили историю о девочке, которая пыталась порадовать других детей, которые обделены материнской любовью и в какой – то мере счастьем. | Регулятивные УУД (умение осуществлять рефлексию собственной деятельности) Коммуникативные УУД (адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач) |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | -Игра на внимание. - Выбери из перечисленных добрые дела. (Используется раздаточный материал) 13. Рефлексия. «Дерево Добра». Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди. -Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время. - Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра! - Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть. - А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви». Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо! | | Регулятивные УУД (умение осуществлять рефлексию собственной деятельности; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации) Личностные УУД (осуществление личностного ценностного выбора) Коммуникативные УУД (умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий) |