Учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 класс.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал (Притча о добром самарянине).
Этапы урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД и предметные действия
Мотивационно - целевой этап
- Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
- Организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели.
Формирование информационного запроса.
Фронтальная, индивидуальная.
- Сегодняшний урок я хочу начать с прочтения притчи о добром самарянине. Послушайте, пожалуйста, ребята. (Приложение 1)
- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы стать другом незнакомому человеку?
- Делается ли жизнь лучше, когда вы помогаете другим?
- А как можно, одним словом назвать помощь другому человеку?
- Теперь должны с вами узнать, правы ли мы. Давайте попробуем сформулировать те вопросы, на которые мы бы хотели узнать ответы.
Формулируют свои ответы.
Формулирование своих предположений.
- Что такое милосердие? А что значит быть милосердным? Чем милосердие отличается от дружбы?
Личностные УУД:
Проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
Познавательные УУД:
Формулировать информационный запрос.
Регулятивные УУД:
Определить цели учебной деятельности.
Ориентировочный этап
- Организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.
Беседа
Групповая, фронтальная.
- А где мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Называют известные им источники и методы поиска информации.
- Информацию мы можем найти в учебнике, справочнике.
Регулятивные УУД:
Планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
Поисково – исследовательский этап
- Организовать осмысленное восприятие новой информации.
Беседа, рассказ
Фронтальная, групповая.
- Молодцы. Тогда разделимся на 3 группы. Первая группа будет искать информацию в словаре на вопрос «Что такое милосердие?»; вторая группа ищет ответ в учебнике на вопрос «Что значит быть милосердным?», а третья группа, так же в учебнике находит ответ на вопрос «Чем милосердие отличается от дружбы?».
- Давайте, послушаем, какие ответы у вас получились.
- Молодцы, вы хорошо поработали.
- Одно из дел милосердия – это милостыня. А что такое милостыня?
- Сейчас послушайте текст, и скажите, правильны ли были ваши предположения?
(Приложение 2)
- Послушав этот текст, теперь мы можем ответить, были ли мы правы. И какие можно сделать выводы. (Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделает его более человечным).
Работа в группах. Поиск информации в различных источниках. Формулирование ответов на вопросы.
Ответы детей.
Формулируют свои ответы.
Слушают текст.
Формулируют ответы.
Познавательные УУД:
Извлекать необходимую информацию из текстов; структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
Давать определения новым понятиям темы.
Практический этап
- Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Практическая работа
Индивидуальная, фронтальная.
- Подумайте и приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.
Ребята готовят свой рассказ о милосердии и сострадании из их жизни.
Коммуникативные УУД:
Адекватно отображать свои чувства, мысли.
Рефлексивно – оценочный этап
- Осмысление процесса и результата деятельности.
Беседа
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
- И так ребята, на все ли вопросы, мы сегодня с вами смогли найти ответ?
- Можно ли за милосердную помощь брать плату?
- Вспомните и напишите, в каких литературных произведениях у нас встречается милосердие и сострадание.
Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.
Работают индивидуально в своих тетрадях.
Регулятивные УУД:
Констатировать необходимость продолжения действий.
Коммуникативные УУД:
Отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.
Приложение №1
Притча о добром самарянине.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего как самого себя». И тогда ему задали не простой вопрос6 «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью моих друзей. Это и есть мои, ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?... А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненного в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Приложение №2
Милостыня.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Великий русский историк В.Ключевский описывал милостыню, как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подает во имя Христово. Историк говорит: «Непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получив милостыню, знал, за кого молиться». «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.
В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Руси. И Ульяна, которая прежде питалась очень умерено, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «Раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулияния тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала печь его из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.
Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей, прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке «Искру Божью».