kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
  • Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
  • Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Планируемый результат:  сформировать представление о целостности мира.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, чернозём.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства" »

Задачи:

  • Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

  • Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

  • Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Планируемый результат: сформировать представление о целостности мира.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, чернозём.

I. Орг. момент. 
II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

- Нам на электронную почту пришло письмо с рецептом. Послушайте.

«Смешайте мелкие камешки и опавшие листья с водой. Добавьте кусочек высохшей гусеницы, измельченные птичьи перья и воздух».

- Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать?

- Давайте в процессе урока постараемся узнать, что же это за рецепт.

Слайд 1

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 


Слайд 2

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам. 

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)

- Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

Слайд 3

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

- Подумайте, как написать слово «земля» в каждом предложении:

У планеты _____________ есть спутник – это Луна.

Приятно утром пройтись босыми ногами по ______________ и ощутить прохладу росы.

Плодородный слой ________ называется почвой.


- Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ

Чудесная кладовая” (М. Ильин, Е Сегал)

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок.

Сказка это или не сказка? 
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Почва)

II Сообщение темы и цели урока.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока: Почва. Её свойства и состав. Д!

Я предлагаю вам сегодня быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами.


–предлагаю составить план работы на уроке.

– Согласны? С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы

1. "Что такое почва?"

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

2. “Состав почвы”

3. “Свойства почвы”

- Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?

4. Охрана почвы


– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.


III. Изучение новой темы.

Я предлагаю вам поработать в группах.

Слайд 4

1 группа «Теоретики»

-Ваша задача изучить статью в учебнике на стр. 88 и выяснить, что же такое почва, как она образуется. Изобразите это на бумаге.

2 группа «Исследователи»

- Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои выводы.

3 группа «Практики»

- Вам следует выяснить, какими свойствами обладает почва. Откройте презентацию «Свойства почвы» (конверт) и выполните задания. Запишите выводы в таблицу.

4 группа «Экологи»

- Прочитайте статью в учебнике на стр. 94-95 «Что может разрушать почву» и предложите, какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю.

IV. Ответы групп.

1 группа.

Изучив статью, мы сделали вывод: Много в природе создателей почвы. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. Но в нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Образование почвы очень долгий процесс

Слайд 6

Видео «Образование почвы»

2. Исследование почвы.

Составляют схему на доске

1-й опыт.

– Бросив в воду комочек почвы и понаблюдав за ней, мы заметили пузырьки.

Значит, в почве есть воздух.



2. Рассмотрев в лупу почву, мы увидели песок, глину, остатки листьев, корешки, части насекомых.



– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?

– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. А что такое перегной?

Вывод: перегной –это….



Он накапливается … (в верхнем слое) почвы и придает ей темный цвет.

Чем больше в почве перегноя, тем она … (темнее и плодороднее)

На обширных пространствах земли образуется огромное кол-во почв. Все они разного цвета.

Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы? (от состава почвы).

(Обратить внимание на виды почв)

3-й опыт. Нагревание почвы. Опыт проводит учитель.

1. Нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло.

Что происходит? (стекло стало  влажным). Что доказывает этот опыт? Вывод: в  почве есть вода.      

Опыт № 4

Продолжаем  нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился   дым, в классе неприятный запах)

 Из-за чего это происходит? Сделайте вывод.  (В  почве есть перегной (гумус), состоящий из перегнивших остатков растений и животных)

Опыт 5.

Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в ста­кан с водой, размешаем. Через некоторое вре­мя на дно стакана осядет песок, а поверх пес­ка — глина. Значит, в почве содержатся песок и глина.

Опыт 6.

Если профильтровать воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместить на стекло, то когда вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли, которые могут растворяться в воде.

Обобщение:

Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, пе­регной, песок, глина, соли.

Кроме того, в почве есть живые существа: мик­робы, различные животные (черви, насекомые и другие), корни растений.

- Самая богатая перегноем почва – чернозём.

Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»

Видно много трав лежалых растопил теплом

Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.

Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.

Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!

Обрастай зеленой плотью, золотым добром,

Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!

-Везде ли есть почвенный слой на Земле? (Его нет в Антарктиде и Арктике, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах)

- Как определить, есть ли почвенный слой? (На нем растут растения)



V. Физминутка. (называю слова, если входит в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло



VI. Работа над темой урока.

3 группа.

  1.  Почву можно размять, пересыпать. Значит, она сыпучая

  2. Взяли стакан с воронкой, в котором лежит фильтр. Насыпали туда немного почвы и налили воды.

Сделали вывод: почва пропускает воду. (Это называется – водопроницаемость)

  1. – Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – (Теплопроводность).

  1. Прочитайте текст. Вспомните начало урока, рассказ “Чудесная кладовая”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?

– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

Слайд 5

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. 

- Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

Вывод: Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть, плодородие.

- Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку  - почву.  «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды,  деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

4 группа.

Слайд 6

- Вы изучили статью «Что может разрушить почву». Я предлагаю вам, применить полученные знания и выполнить задание.

- Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? Уберите лишнее.

   *   посадка лесных полос;

  *  вырубка лесов;

 *  правильно распахивать почву на склона;,

 * выпас скота;

  *  зимой проводить снегозадержание;

   *  строительство различных объектов;

*  применять удобрения и ядохимикаты в меру;

   *  умеренно орошение почвы.

Слайд 7

Это интересно!

- Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.





VII. Закрепление полученных знаний.

1. Школьники на экскурсии рассмотрели слои почвы на склоне оврага. В отчёте они изобразили слои разным цветом. Предложи вариант рисунка-схемы.

- Перегной

- Песок

- Глина

- Горные породы

  • где расположен плодородный слой?

  • далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

Слайд 8

IX. Рефлексия

«Посадить» цветок в почву:

Роза – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Ромашка – я на пути к получению знаний

Вьюнок – испытываю затруднения

Слайд 9

X. Д/З

Роза – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются.

Ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле

Вьюнок - стр. 87-90, читать, отвечать на вопросы.

VIII. Итог урока. 

- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства"

Автор: Заздравных Ирина Николаевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока окружающего мира на тему "Почва, ее состав и свойства""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemupochvaieiesostavisvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "267393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450367299"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-pochva"
    ["file_id"] => string(6) "137493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417359558"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Почва России""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pochva_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "364382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480525823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства