Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства"
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства"
Задачи:
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Планируемый результат: сформировать представление о целостности мира.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, чернозём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Почва. Её состав и свойства" »
Задачи:
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Планируемый результат: сформировать представление о целостности мира.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, чернозём.
I. Орг. момент. II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.
-Нам на электронную почту пришло письмо с рецептом. Послушайте.
«Смешайте мелкие камешки и опавшие листья с водой. Добавьте кусочек высохшей гусеницы, измельченные птичьи перья и воздух».
- Это, наверно, состав какого-то волшебного снадобья? Как вы думаете, что получится, если все это смешать?
- Давайте в процессе урока постараемся узнать, что же это за рецепт.
Слайд 1
Есть просто храм, Есть храм науки.
Слайд 2
А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым. – Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
- Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, …. нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:
Слайд 3
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
- Подумайте, как написать слово «земля» в каждом предложении:
У планеты _____________ есть спутник – это Луна.
Приятно утром пройтись босыми ногами по ______________ и ощутить прохладу росы.
Плодородный слой ________ называется почвой.
- Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ
“Чудесная кладовая” (М. Ильин, Е Сегал)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок.
–Сказка это или не сказка? Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Почва)
II Сообщение темы и цели урока.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Тема урока: Почва. Её свойства и состав. Д!
Я предлагаю вам сегодня быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами.
–предлагаю составить план работы на уроке.
– Согласны? С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
План работы
1. "Что такое почва?"
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– И чего состоит почва?
2. “Состав почвы”
3. “Свойства почвы”
- Поскольку это одна из главных святынь, то нам нужно её беречь?
4. Охрана почвы
– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.
III. Изучение новой темы.
Я предлагаю вам поработать в группах.
Слайд 4
1 группа «Теоретики»
-Ваша задача изучить статью в учебнике на стр. 88 и выяснить, что же такое почва, как она образуется. Изобразите это на бумаге.
2 группа «Исследователи»
- Вам необходимо выполнить опыты, чтобы узнать какие вещества есть в почве. На столе у вас есть лист исследователя. По мере проведения опытов, вы будете записывать в него свои выводы.
3 группа «Практики»
- Вам следует выяснить, какими свойствами обладает почва. Откройте презентацию «Свойства почвы» (конверт) и выполните задания. Запишите выводы в таблицу.
4 группа «Экологи»
- Прочитайте статью в учебнике на стр. 94-95 «Что может разрушать почву» и предложите, какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю.
IV. Ответы групп.
1 группа.
Изучив статью, мы сделали вывод: Много в природе создателей почвы. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы,превращая их в рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. Но в нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Образование почвы очень долгий процесс
Слайд 6
Видео «Образование почвы»
2. Исследование почвы.
Составляют схему на доске
1-й опыт.
– Бросив в воду комочек почвы и понаблюдав за ней, мы заметили пузырьки.
Значит, в почве есть воздух.
2. Рассмотрев в лупу почву, мы увидели песок, глину, остатки листьев, корешки, части насекомых.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. А что такое перегной?
Вывод: перегной –это….
Он накапливается … (в верхнем слое) почвы и придает ей темный цвет.
Чем больше в почве перегноя, тем она … (темнее и плодороднее)
На обширных пространствах земли образуется огромное кол-во почв. Все они разного цвета.
Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы? (от состава почвы).
(Обратить внимание на виды почв)
3-й опыт. Нагревание почвы. Опыт проводит учитель.
1. Нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло.
Что происходит? (стекло стало влажным). Что доказывает этот опыт? Вывод: в почве есть вода.
Опыт № 4
Продолжаем нагревать почву.
Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах)
Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (В почве есть перегной (гумус), состоящий из перегнивших остатков растений и животных)
Опыт 5.
Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина. Значит, в почве содержатся песок и глина.
Опыт 6.
Если профильтровать воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместить на стекло, то когда вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли, которые могут растворяться в воде.
Обобщение:
Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
Кроме того, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие), корни растений.
- Самая богатая перегноем почва – чернозём.
Владимир Федоров написал стихотворение, которое называется «Чернозем»
Видно много трав лежалых растопил теплом
Ты, лоснящийся, как сало, мощный чернозем.
Острый плуг идет красиво, пласт на пласт кладет.
Да в тебе такая сила: прут воткни – растет!
Обрастай зеленой плотью, золотым добром,
Брызни буйным плодородьем, русский чернозем!
-Везде ли есть почвенный слой на Земле? (Его нет в Антарктиде и Арктике, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах)
- Как определить, есть ли почвенный слой? (На нем растут растения)
V. Физминутка. (называю слова, если входит в состав почвы – ходьба на месте, если нет – стоим: 1. Песок, 2. Глина, 3. Вода, 4. Камни, 5. Воздух, 6. Перегной, 7. Мусор, 8. Соли, 9. Стекло
VI. Работа над темой урока.
3 группа.
Почву можно размять, пересыпать. Значит, она сыпучая
Взяли стакан с воронкой, в котором лежит фильтр. Насыпали туда немного почвы и налили воды.
Сделали вывод:почва пропускает воду. (Это называется – водопроницаемость)
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – (Теплопроводность).
Прочитайте текст. Вспомните начало урока, рассказ “Чудесная кладовая”.
– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
Слайд 5
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием.
- Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
- Сегодня на уроке мы открыли ещё одну великую тайну, дар природы человеку - почву. «Почва для нас дороже нефти, угля, золота». Без золота проживёшь, а без почвы – нет. Так говорил замечательный русский ученый основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Но она может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.
4 группа.
Слайд 6
- Вы изучили статью «Что может разрушить почву». Я предлагаю вам, применить полученные знания и выполнить задание.
- Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю? Уберите лишнее.
* посадка лесных полос;
* вырубка лесов;
* правильно распахивать почву на склона;,
* выпас скота;
* зимой проводить снегозадержание;
* строительство различных объектов;
* применять удобрения и ядохимикаты в меру;
* умеренно орошение почвы.
Слайд 7
Это интересно!
- Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до 1000 лет.
VII. Закрепление полученных знаний.
1. Школьники на экскурсии рассмотрели слои почвы на склоне оврага. В отчёте они изобразили слои разным цветом. Предложи вариант рисунка-схемы.
- Перегной
- Песок
- Глина
- Горные породы
где расположен плодородный слой?
далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
Слайд 8
IX. Рефлексия
«Посадить» цветок в почву:
Роза – доволен собой, все понял, могу помочь другому.
Ромашка – я на пути к получению знаний
Вьюнок – испытываю затруднения
Слайд 9
X. Д/З
Роза – Выяснить, какие виды почв в нашей области. Как они охраняются.
Ромашка – Изготовить книжку-малышку с пословицами о земле
Вьюнок - стр. 87-90, читать, отвечать на вопросы.
VIII. Итог урока.
- Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Помните всегда: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».