|  III. Знакомство с новым материалом.  У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.   У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки?  ( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.)  Клейкие почки, зеленые листочки.С белой корой расту под горой. (Береза.)
  С моего цветка беретПчелка самый вкусный мед. (Липа.)
  Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
  Летом с него снег – Просто смех!
 Снег по городу летает,
 Почему же он не тает? (Тополь.)
  Зимой и летом одним цветом. (Ель.)  У меня длинней иголки, чем у елки.Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)
  Есть у родственницы елкиНеколючие иголки,
 Но в отличие от елки,
 Опадают те иголки. (Лиственница.)
  В сенокос – горька,А в мороз – сладка.
 Что за ягодка? (Рябина.)
  
  У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий?  - Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?  
  Д. - Кустарники.  У.  Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал.   Используя ключи отгадайте названия растений.   
      |  1 КА | 2 СК | 3 НА |   | 4 ШИ | 5 Т | 6 ЛЕ |   | 7 РЕ | 8 БЕ | 9 ЛИ |   | 10 К | 11 ЩИ | 12 РУ |   Ключи:   6-11-3; (Лещина.) 1-9-3; (Калина.) 8-7-2-6-5; (Бересклет.) 10-12-4-3; (Крушина.)   У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?  Д. Травы.  У.  К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка.  Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной.
 Цветок душистый, нежный,
 Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
  Синенький звонок висит,Никогда он не звенит. (Колокольчик.)
  На припеке у пеньковМного тонких стебельков.
 Каждый тонкий стебелек
 Держит алый огонек. (Земляника.)
  Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.
 Меня увидишь за версту,
 Зовусь я ….(подосиновик).
  У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности?  Д. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав.  У. Почему так назвали гриб?  Д. Чаще всего он растет рядом с осинами.  У. Название какого гриба образовано похожим способом?  Д. Подберезовик.  У. Какие еще грибы вы знаете?  Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов.   У. Как вы думаете, лесу грибы нужны? - Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164.  Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.  (Слайд )  У. Все мы ярусы рассмотрели?  Д. Остался еще один.  У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Посмотрите на иллюстрации. Сфагнум, кукушкин лен, ягель.  (Слайд )  – Где растут мхи и лишайники?  Д. На земле, на корнях деревьев.  У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами?  Д. Листья, сухие веточки, хвоинки.  У.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд )  – Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе?  Д. О животных. (Слайд )  У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165.  У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща. |