III. Знакомство с новым материалом. У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки? ( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.) Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой расту под горой. (Береза.) С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.) Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.) Летом с него снег – Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (Тополь.) Зимой и летом одним цветом. (Ель.) У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.) Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница.) В сенокос – горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина.) У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий? - Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Д. - Кустарники. У. Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал. Используя ключи отгадайте названия растений. 1 КА | 2 СК | 3 НА | 4 ШИ | 5 Т | 6 ЛЕ | 7 РЕ | 8 БЕ | 9 ЛИ | 10 К | 11 ЩИ | 12 РУ | Ключи: 6-11-3; (Лещина.) 1-9-3; (Калина.) 8-7-2-6-5; (Бересклет.) 10-12-4-3; (Крушина.) У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Д. Травы. У. К этому ярусу относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной. Цветок душистый, нежный, Из кисти белоснежной. (Ландыш.) Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. (Колокольчик.) На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. (Земляника.) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я ….(подосиновик). У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности? Д. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав. У. Почему так назвали гриб? Д. Чаще всего он растет рядом с осинами. У. Название какого гриба образовано похожим способом? Д. Подберезовик. У. Какие еще грибы вы знаете? Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов. У. Как вы думаете, лесу грибы нужны? - Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. (Слайд ) У. Все мы ярусы рассмотрели? Д. Остался еще один. У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Посмотрите на иллюстрации. Сфагнум, кукушкин лен, ягель. (Слайд ) – Где растут мхи и лишайники? Д. На земле, на корнях деревьев. У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами? Д. Листья, сухие веточки, хвоинки. У.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд ) – Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Д. О животных. (Слайд ) У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165. У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща. |