А) Чтение до работы с текстом (Подготовка к восприятию) Прочитайте название произведения .Как вы думаете о чем, это произведение ? О каком подарке на ваш взгляд идет речь ? Обоснуйте свое предположение. Каково значение слова «подарок»?- эксперты зачитывают из словаря Ожегова - взять в библиотеке Б)Чтение во время работы с текстом- (по ходу чтения проводится словарно-лексическая работа) Сейчас мы прослушаем отрывок из первой части . Задание перед прослушиваем такое : О каком подарке будет идти речь в рассказе? Совпали ли наши предположения сделанные до чтения произведения? Дети прослушивают аудиозапись( до слов выкопанную с корнем березу) -Ребята , совпали ли наши предположения сделанные до чтения произведения? Что подарил Ваня Малявин? - вывод, итог подготовительной работы. Дети прослушивают аудиозапись ( до слов « в сердцах хлопал дверью.» Задание перед прослушиваем: Кому подарил Ваня березу и почему ? Что сделали с березой ? (слайд) Также запишите слова непонятны или сложны по смыслу ?(мох, рогожа , прошлогодняя гарь , кошелка, кадка)-объясняют дети , если не могут , спрашиваем у экспертов объяснение или правильность толкования Беседа по содержанию прочитанного: -О чем говорится в первой части? Чтение про себя первой части.- листы читателя у каждого. 1.Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопрос:Почему Ваня подарил Руму Исаевичу березу? 2. Что сделали с березкой? Зачитайте. Прижилась ли она дома? 3.Замени пропуски словами из текста Через день ----------------- ветви березы --------------------, вся она -------------------------, и даже листья у нее уже -----------------------, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. Проверка -фронтальная , самооценивание -светофор Кто согласен с мнением - зеленый , кто не согласен - красный Итог работы над 1 частью рассказа Чтение 2 части текста( начало учитель, далее учащиеся- хорошо читающие . Ребята , продолжаем работу таким образом: Мы сейчас познакомимся со 2 частью этого рассказа – начну читать я , а помогут нам наши помощники эксперты .Вы же во время знакомства с содержанием этой части обратите внимание на описание осеннего сада, и что происходило с березами в саду и с березкой дома в комнате?(слайд) Перед чтением проводится словарно-лексическая работа.) пурпур- бересклет- Беседа по содержанию прочитанного Ребята, расскажите каким вы увидели осенний сад? (словесное рисование) -Как автор описывает березы в саду? а как березу в комнате? Какие литературные приемы использует писатель? - эпитеты ,сравнение , Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков?Что такое олицетворение? Назовите примеры олицетворения , которые использует автор, описывая первые заморозки. Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков? Почему все были огорчены , тем что комнатная теплота не спасла березу? Лист читателя 4,5 вопросы- взаимопрверка. 4.Первый заморозок – запиши примеры олицетворения олицетворения Первый заморозок .------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5. Выпиши предложения - доказательства о том, что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков? (ищем доказательства в тексте) а) березы в саду------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- б) береза в комнате-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Комнатная теплота не спасла березу, и последняя память о лете исчезла. Самостоятельное чтение третьей части Мы переходим к работе над последней частью рассказа .Сначала эксперты - словарная работа чванятся – не столкуешься- товарки- Задание в группах 1, 3,5 группы Как лесничий объясняет , почему дерево сбрасывает листву осенью? Согласны ли вы с его мнением , обоснуйте свой ответ. 2 , 4,6 группы . Как дед Митрий,объясняет , почему дерево сбрасывает листву осенью? Согласны ли вы с его мнением , обоснуйте свой ответ Проверка - слушаем 1 группу , 3 и5 дополняют, слушаем 2 группу- 4,6 дополняют . Выражают согласие и несогласие зеленым и красными сигнальными карточками -Какое объяснение вам больше нравится? Почему? Как материал , информация рассказа пригодятся в жизни. Чем закончилась попытка сохранить зимой память о лете? Лист читателя 6-9 вопросы: 6.Какова тема произведения? 7.Определи тип текста. 8.Расположи части план рассказа в нужной последовательности: Последняя память о лете исчезла . Подарок Вани Малявина . В природе все идет своим чередом. 9. Запиши основную мысль произведения? Найди в тексте и запиши. Проверка по листу контроля (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа) |