kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс

Основы мировых религиозных культур

Тема урока: Культура и религия (2 урок).

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательные:  воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».

Обучающие:  раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающие:  через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Культура и религия»

модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ

Составила Юнасова Лилия Гельфинатовна, ГБОУ Школа № 1383

А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

4 класс

Основы мировых религиозных культур

Тема урока: Культура и религия (2 урок).

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.


Задачи урока:

Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».


Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;


Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.


Планируемые результаты:

- Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о культуре и религии;

  • определение сущности материальной и духовной культуры;

  • формирование представлений о влиянии религии на культуру.



- Метапредметные результаты:

1) познавательные:

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

2) регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • определять степень новизны и важности учебного материала.

3) коммуникативные

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

- Личностные результаты:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • воспитание уважения к истории и культуре всех народов.



Основные термины и понятия урока: религия, культура, духовная культура, материальная культура.



Информационно-образовательная среда:

- мультимедийный комплекс,

-презентация «Культура и религия»,

-учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.







Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разбираться в понятиях культуры и религии (слайд 1). Нам предстоит многое узнать и запомнить.

Итак, сегодня мы будем (слайд 2):

-находить нужную информацию (определение понятия «культура»),

-анализировать полученную информацию,

-обсуждать, обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения,

-вспоминать изученное на прошлых уроках и подводить итоги.


2. Актуализация знаний.

Слайд 3: кроссворд

Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.

  1. Мы сейчас будем отгадывать … (кроссворд).

  2. Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)

  3. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).

  4. Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? (национальные).

  5. Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).

  6. Как называется национальная религия индусов? (индуизм)

  7. Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).

  8. Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются …(какими) религиями России? (традиционные).

3. Подготовка к изучению нового материала.

- Какое слово получилось в результате отгадывания кроссворда? (КУЛЬТУРА) (слайд 4)

- Со словом КУЛЬТУРА связаны словосочетания «культура поведения», «культура общения», «культурное наследие» и т.п. Давайте поразмышляем над этими понятиями (высказывания учащихся).

- Задание по группам: продолжите фразу: «Человек, который …, является культурным человеком» (слайд 5) (работа в группах, защита своих ответов).

- Обобщим: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. Общество, которое не знает, своей культуры, не имеет будущего. Почему так говорят?



4. Изучение нового материала.

Так что же такое культура?

- Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.

- Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?

- То же самое и с культурой.

- А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.

Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.

Прочитайте определение культуры в нашем учебнике (с.8):

- Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (слайд 6).

- Об этом мы сказали? Да, не таким научным языком, но более понятным, и об этом.

- Из этого определения мы сразу можем узнать, что культура бывает какой?

- материальная,

- духовная (слайд 7).

Работа с текстом учебника.

- Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.

Составление схемы на доске.

Попробуем составить портрет слова КУЛЬТУРА (слайд 8).

  1. Подберите слова-друзья (развитие, воспитание и. т.п.)

  2. Слова-враги (невоспитанность, зло и т.п.)

  3. Словосочетания с этим словом (культура общения, культура речи, культурный человек, культура поведения, культурное наследие и т.п.)

  4. Ассоциации

  5. (Слайд 9) Пословицы (Культура - великий учитель того, как следует жить. Чем выше культура, тем выше ценится труд.) Объясните их значение.



- К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)

-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.

Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру»( по тексту учебника)

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.

Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии (слайд 10), Древней Греции (слайд 11). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии (слайд 12). В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней (слайд 13). На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман (слайд 14). Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

- Какие красивые слова мы можем подобрать при описании этих храмов?

- А у нас в районе есть храм? Где он находится? Как называется?

- Храм Святителя Иннокентия Митрополита Московского в Бескудниково (слайд 15).

-А кто из вас был внутри этого храма? При желании, мы сможем совершить экскурсию в этот храм.

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (слайд 16). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

- Так связаны ли между собой культура и религия? Как?

7. Первичное обобщение изученного материала (слайд 17)

- На уроке мы узнали, что культура – это…

-Культура бывает _____________________ и___________________.

- Мы поняли, что религия влияет (не влияет) на культуру.



– Итак, религия – форма духовной культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.



8. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего города или нашего района.



9. Рефлексия

– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала дружно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть все трудности, тогда возьмитесь за руки и поднимите руки вверх как символ дружбы и сотрудничества.

– Спасибо за работу на уроке!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)

Автор: Юнасова Лилия Гельфинатовна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока № 5  модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-5-modulia-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-kursa-orkse-po-tiemie-vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "101009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403033"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по ОРКиСЭ  по теме "Семья. Святые образы семейного благочестия". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-orkise-po-tiemie-siem-ia-sviatyie-obrazy-siemieinogho-blaghochiestiia"
    ["file_id"] => string(6) "107040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403158408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по ОРКСЭ "Человек и Бог в православии" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_po_orkse_chieloviek_i_bogh_v_pravoslavii_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "355732"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478380525"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Христос и его Крест" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-khristos-i-iegho-kriest"
    ["file_id"] => string(6) "202560"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429279030"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства