Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)
Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)
4 класс
Основы мировых религиозных культур
Тема урока: Культура и религия (2 урок).
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура и религия" по ОРКСЭ (4 класс)»
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Культура и религия»
модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ
Составила Юнасова Лилия Гельфинатовна, ГБОУ Школа № 1383
А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
4 класс
Основы мировых религиозных культур
Тема урока: Культура и религия (2 урок).
Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о культуре и религии;
определение сущности материальной и духовной культуры;
формирование представлений о влиянии религии на культуру.
- Метапредметные результаты:
1) познавательные:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2) регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
определять степень новизны и важности учебного материала.
3) коммуникативные
готовность слушать собеседника, вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
- Личностные результаты:
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
воспитание уважения к истории и культуре всех народов.
Основные термины и понятия урока: религия, культура, духовная культура, материальная культура.
Информационно-образовательная среда:
- мультимедийный комплекс,
-презентация «Культура и религия»,
-учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разбираться в понятиях культуры и религии (слайд 1). Нам предстоит многое узнать и запомнить.
Итак, сегодня мы будем (слайд 2):
-находить нужную информацию (определение понятия «культура»),
-анализировать полученную информацию,
-обсуждать, обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения,
-вспоминать изученное на прошлых уроках и подводить итоги.
2. Актуализация знаний.
Слайд 3: кроссворд
Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.
Мы сейчас будем отгадывать … (кроссворд).
Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)
В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).
Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? (национальные).
Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).
Как называется национальная религия индусов? (индуизм)
Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).
Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются …(какими) религиями России? (традиционные).
3. Подготовка к изучению нового материала.
- Какое слово получилось в результате отгадывания кроссворда? (КУЛЬТУРА) (слайд 4)
- Со словом КУЛЬТУРА связаны словосочетания «культура поведения», «культура общения», «культурное наследие» и т.п. Давайте поразмышляем над этими понятиями (высказывания учащихся).
- Задание по группам: продолжите фразу: «Человек, который …, является культурным человеком» (слайд 5) (работа в группах, защита своих ответов).
- Обобщим: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. Общество, которое не знает, своей культуры, не имеет будущего. Почему так говорят?
4. Изучение нового материала.
Так что же такое культура?
- Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.
- Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?
- То же самое и с культурой.
- А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.
Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.
Прочитайте определение культуры в нашем учебнике (с.8):
- Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (слайд 6).
- Об этом мы сказали? Да, не таким научным языком, но более понятным, и об этом.
- Из этого определения мы сразу можем узнать, что культура бывает какой?
- материальная,
- духовная (слайд 7).
Работа с текстом учебника.
- Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.
Составление схемы на доске.
Попробуем составить портрет слова КУЛЬТУРА (слайд 8).
Подберите слова-друзья (развитие, воспитание и. т.п.)
Слова-враги (невоспитанность, зло и т.п.)
Словосочетания с этим словом (культура общения, культура речи, культурный человек, культура поведения, культурное наследие и т.п.)
Ассоциации
(Слайд 9) Пословицы (Культура - великий учитель того, как следует жить. Чем выше культура, тем выше ценится труд.) Объясните их значение.
- К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)
-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.
Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру»( по тексту учебника)
Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.
Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии (слайд 10), Древней Греции (слайд 11). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии (слайд 12). В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней (слайд 13). На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман (слайд 14). Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.
- Какие красивые слова мы можем подобрать при описании этих храмов?
- А у нас в районе есть храм? Где он находится? Как называется?
- Храм Святителя Иннокентия Митрополита Московского в Бескудниково (слайд 15).
-А кто из вас был внутри этого храма? При желании, мы сможем совершить экскурсию в этот храм.
Живописцывсех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (слайд 16). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
- Так связаны ли между собой культура и религия? Как?
-Культура бывает _____________________ и___________________.
- Мы поняли, что религия влияет (не влияет) на культуру.
– Итак, религия – форма духовной культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
8. Домашнее задание
Подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего города или нашего района.
9. Рефлексия
– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала дружно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть все трудности, тогда возьмитесь за руки и поднимите руки вверх как символ дружбы и сотрудничества.