Просмотр содержимого документа
«Конспект по познанию мира в 3 классе «Вода. Свойства воды»»
Урок: Познание мира.
Тема: «Вода. Свойства воды».
Цель урока: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.
Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу.
Задачи развивающие:
Развивать наблюдательность, любознательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
Задачи воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки домашнего задания; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, банки.
Ход урока
Орг. Момент
Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки, Чтобы они могли всё видеть, Слышать и запоминать.
А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным. Мы должны дополнить девиз нашего урока.
Слайд 1.
Урок мы будем ………., изучать
Информацию из урока ….. извлекать
Точку зрения……. высказывать
На вопросы …….отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ………..! развивать
( Слова –подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать).
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
- О чём мы говорили на прошедших занятиях.
- Как называются окружающие нас разные предметы? ( Тела)
- Какие бывают тела? ( Естественные и искусственные) Приведите примеры тел.
На парте лежит карточка -табличка и частички веществ – молекулы , расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному. А четвёртой группе нужно соотнести тела с веществами.
3.Новая тема
а) На доске три картинки ( роса, туман, иней).
- В каком состоянии находятся эти тела. Ребята, а из какого вещества состоят эти тела? ( из воды)
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
Слайд 2
- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?
Слайд 3 ( Вода вещество.)
- А любое вещество имеет свои свойства.
-А о свойствах воды вам известно? (нет)
- А если мы не знаем о свойствах воды. То тогда о чём мы будем говорить? (находить свойства воды)
-Сегодня на уроке мы узнаем о воде, и какими свойствами она обладает.
Слайд 4
б) - Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса.
Перед вами уменьшенная модель Земли - глобус .
Скажите, какого цвета больше?
Что же изображено голубым цветом?
-А где можно встретить воду на нашей планете?
- Если изобразить нашу Землю в виде круга и разделить круг на четыре части, то три части будет закрашена синим цветом, и только 1 часть закрашена коричневым.
Голубым цветом изображены реки, моря, океаны нашей планеты. Только одна часть состоит из суши.
- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Учитель: Ребята для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к нашим знатокам. Они подготовили небольшие сообщения о воде.
в) Работа по учебнику.
- Откройте учебник . Вам нужно прочитать текст и найти правильные ответы на вопросы, которые я вам приготовила.
1 группе – У каких водоёмов селились наши предки? Как они использовали воду?
2 группе – Для чего организмам нужна вода?
3 группе – Сколько человеку надо потреблять воды в сутки?
4 группе – Как в старину добывали воду?
б) Практическая работа
Для того, чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. Слайд 5.
-Кто знает, что такое лаборатория? ( место, в котором проводятся научные опыты).
Слайд 6.
- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? Составьте слово.
Слайд 7.
( Исследователи. Прочитать хором.)
- Кто такой исследователь? ( Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Итак, что такое вода? (жидкое вещество)
-Как мы будем исследовать воду?
1. Сами проведём опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
Физминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Практическая работа
-Итак, переходим к опытам.
-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра постарайтесь ответить ответить:
Какое правило самое важное?
(Видеофрагмент «Безопасность») Слайд 8.
Ответы детей.
-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».
Работа в парах. Слайд № 9 (картинка лаборатории)
Опыт № 1
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
- Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 2
Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета
-Сделайте отметку в « Листе исследований».
Опыт № 3
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет.
Опыт № 4
- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 5 (фокусы)
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашей Даше нравится делать фокусы. Один фокус она приготовила для нас.
Пред ней 3 бутылочки с водой и платок.
Ученица: Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
Ты вода – водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица не простой – зелёной.
( встряхивает бутылку, вода приобретает зелёный цвет.)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода- водица
Не простой, а синей. (встряхивает бутылочку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица
Не простой, а красной.
-Ребята, что же произошло? (Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды? ( Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
- Так какое же свойство воды Ангелина подтвердила фокусом? ( вода растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. ( Отмечают в листе исследований)
Опыт № 6
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов.
Глаза мы завяжем.
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)
- Какое чувство помогло вам? (обоняние)
-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)
-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода
- какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт № 7
-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
-Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения?
Стакан №1 – молоко(сладкий)
Стакан № 2- лимонный сок (кислый)
Стакан № 3 – вода (не имеет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
-Какое вещество было объектом наших исследований?
- Какими свойствами она обладает?
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.
Слайд № 10
Свойства воды да нет
Прозрачность
Цвет
Жидкая, течёт
Форма
Вода- растворитель
Запах
Вкус
6. Работа в группах (назначаю старшего группы)
- На партах лежат экологические знаки. Вам необходимо за короткое время создать плакат по бережному отношению к воде.
Отчет ответственных групп.
- Какой вывод сделаем? ( К воде нужно относиться бережно, экономить воду, потому что без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего урока.
-Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде?
Молодцы, ребята! Оцените свои знания на конец урока