Мотивация. Сообщение темы урока | -Ребята, послушайте стихотворение и ответьте на два вопроса: - О каком времени года написано это стихотворение? -И кто автор? Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… -Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Давайте сформулируем нашу тему урока вместе. О чем мы сегодня будем говорить? И вы были правы, тема нашего сегодняшнего урока- экскурсии «Золотая осень». | Внимательно слушают
- Об осени - Александр Сергеевич Пушкин
- Об осени | Коммуникативные (слушать и понимать речь других) |
Инструктаж
(техника безопасности)
| - Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии: Молодцы! А теперь мы можем отправляться на улицу… - Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? -А назовите, что вы видите в нашем дворе? - А что из того, что вы перечислили, сделано руками человека? А что создано природой? - Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая». -Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите. -А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. -Посмотрите на небо. Что мы видим? Они живые?
-Вот мы и определили признаки живого и неживого. -Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.
-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе. - Итак, природа бывает «живая» и «неживая». Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? - Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? - А как изменилась живая природа?
- А как изменилась жизнь людей с приходом осени? - Все верно. Молодцы! -Ну а сейчас мы отдохнем. | Вспоминают и проговаривают вместе с учителем
- Окружающий мир - Дети перечисляют: березы, клены, забор, кустарники и т.п. Дети перечисляют Называют
Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается… Доказывают
- Облака, солнце - Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается. - Осень. - Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно. Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы. - Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай. | Коммуникативные (формируем умение строить речевое высказывание) Познавательное УУД (Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов)
Познавательное УУД (Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам) |
Наблюдение детей в форме дидактической игры «Угадай дерево». | - Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе? -А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают). -А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? - Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям. -Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья. Какого цвета? -Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной… - Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники -Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы. Для этого нам понадобится разбиться на группы После того, как учащиеся закончили, можно выбрать лучший рисунок. | - Березы, клен, тополя
-Им не хватает солнца
Дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета: желтые, красные, оранжевые
Дети рассматривают репродукции
Дети под руководством учителя делятся на команды, и рисуют на асфальте выбранные деревья | Коммуникативные: (Организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Адекватно передавать информацию).
Духовно-нравственное развитие и воспитание: (Эстетичное воспитание, Экологическое воспитание) |
Обобщение результатов наблюдения
Итог урока (рефлексия) | -Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? -Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? -Какая бывает природа? -Вспомните признаки живой природы, приведите примеры. -Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.
-Как же меняется природа с приходом осени? - Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу). | Ответы детей
- Окружающий мир -Живая и неживая | Регулятивные УУД (Самооценка результатов Деятельности) Коммуникативное УУД (Формируем умение оформлять мысли в устной форме) |