Знакомство с алфавитом, или азбукой, их ролью в жизни людей, развитие умения пользоваться алфавитом;
Расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, познавательных способностей, мышления, привитие интереса к русскому языку;
Воспитание аккуратности, терпения, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка.
применять полученные знания для решения практических задач.
систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами.
Этап урока (с указанием времени) | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности обучающихся |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) – 2 минуты | Проверка готовности и подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | - Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место, у Вас на столе должен лежать учебник, тетрадь и пенал. - Для того, что бы мы узнали новое на уроке, как Вам нужно работать? | Проверка готовности к уроку. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –4 минуты | Подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения | - Ребята, скажите, из чего составляют слова? (из звуков и записывают с помощью букв) - На прошлом уроке вы изучали звукоград и буквоград. Скажите , на каких улицах живут буквы? (гласные, согласные) - Какие буквы не попали не на одну улицу? (ь, ъ) - Почему? (это знаки) -Что мы слышим и произносим? (звуки) - Что мы записываем и читаем? (буквы) - Где записаны все буквы? (в алфавите) - Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд) | Актуализируют знания, необходимые для понимания новой темы. Используется словесный метод – беседа |
3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи) – 2 минут | Постановка проблемного вопроса. | - Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны будем узнать: (2 слайд) 1. Что такое Алфавит? 2. Как появилось слово Алфавит? 3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно. 4. Чем удобен алфавит? | Составление плана работы на уроке. |
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 15 минут | Решение исходной задачи: -обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; - содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | - Откройте учебник на странице 38, прочитайте, что говорит профессор Самоваров об алфавите? (3 слайд) - Можем ли мы менять местами буквы в алфавите? - А как же появилось слово алфавит? (4 слайд) Сравните названия первых букв греческого и русского алфавитов. - Объединение первых букв греческого алфавита альфа + вита. В 9 веке на основе греческой азбуки возникает славянское письмо, а вместе с ним приходит понятие «азбука». Слово «азбука» состоит из названий первых букв славянского алфавита А (аз) + Б (буки). Следовательно, слова «Алфавит» и «азбука» являются одинаковыми. -Прочитайте пословицу на странице 38 упражнение 40. ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки) Объясните её смысл. (Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки). - Спишите эту пословицу к себе в тетрадь красиво и аккуратно. - Упражнение 47. Прочитайте алфавит. Назовите пропущенные буквы. - Что бы легче запомнить буквы русского алфавита, прочитайте стихотворение Александра Шибаева «Азбука река» по 1 строчке. - Про какие островки говорит автор? (про буквы) - Значит сколько букв в русском алфавите? (33) - Закройте учебники. Попробуйте записать по памяти буквы русского алфавита. (Заглавными буквами) Сколько букв Вы записали? - Назовите правильно буквы русского алфавита. (5 слайд) - Докажите, что алфавит помогает людям быстро найти фамилии друзей в записной книжке. - Где ещё может быть использован алфавит? (6 слайд)(в библиотеке расставлены книги и журналы, в поликлинике мед. карты, в телефонных справочниках, справочники, словари, список класса в дневнике на стр 8.)
| Усваивают новую для себя информацию, строят рассуждения. Беседа. |
5. Применение изученного на практике – 7 минут | Решение исходной задачи. Формирование умений применения теоретических и практических положений в условиях решения учебных задач. | - У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру. - Перед тем как начать, прочитайте, что говорит Сова об алфавитном порядке. - Приступайте к выполнению задания. - А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.(7 слайд) На против правильного ответа поставьте знак +, а на против неправильного знак -. Подсчитайте количество неправильных ответов и в снизу напишите сколько их. Айболит (1) Бармалей (2) Краденое солнце (3) Крокодил (4) Мойдодыр (5) Муха-Цокотуха (6) Одолеем Бармалея (7) Приключения Бибигона (8) Путаница (9) Собачье царство (10) Тараканище (11) Телефон (12) Топтыгин и Лиса (13) Топтыгин и Луна (14) Федорино горе (15) Чудо дерево (16) - Верните листочки обратно. Скажите у кого нет ни одной ошибки? Поставьте себе отметку 5. У кого 3 -4 ошибки поставьте отметку 4. У кого 5-7 ошибок поставьте себе отметку 3. | Выполняют самостоятельную работу и взаимопроверкой по эталону. |
7. Включение в систему знаний и повторение – 5 минуты | Фронтальный опрос (с целью выявления уровня усвоенных знаний | - Сегодня на уроке мы должны были узнать: (8 слайд) 1. Что такое Алфавит? 2. Как появилось слово Алфавит? 3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно. 4. Чем удобен алфавит? - Давайте теперь очень быстро ответим на все эти вопросы, ведь мы уже на них знает ответы. | Дети ведут беседу с учителем – отвечают на поставленные вопросы. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 3 минуты | Осуществление самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке. | - Урок подходит к концу. Вы все сегодня поработали хорошо, а как считаете Вы, как вы сегодня поработали на уроке? И всё ли Вы поняли? - На листочках с обратной стороны поставьте «!», если Вы сегодня хорошо работали и все поняли. «?», если работали хорошо, но остались вопросы. «~», если работали хорошо, но вообще ничего не поняли. «-», если работали плохо и ничего не поняли. - Сдайте свои листочки, передавая их с последних парт. - Запишите домашнее задание на странице 41 № 47. - До свидания! | Беседа. Оценивание собственной деятельности на уроке. |