Учебная дисциплина: русский язык
Тема: Закрепление знаний по теме «Состав слова»
Класс : 3
Цели:
Знание: знать части слова.
Понимание: находить приставки и суффиксы в словах.
Применение: развивать умения определения частей слова.
Анализ: объяснять разбор слова по составу.
Синтез: закрепить знание основных правил правописания приставок и суффиксов.
Оценка: оценивать свою работу на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, словари, индивидуальные карты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Чистописание.
1) На первой строчке пропишем букву Е и букву, с которой путают её - букву З. На второй — ее...
Показ учителем на доске.
2)Прочитайте предложение.
У ёлки иголки колки.
Это поговорка или скороговорка?
Почему вы так решили? (Повторяются звуки [к, л, и]).
Спишите скороговорку в тетрадь.
Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Объясните.
3)Подберите и запишите родственные слова к существительному «ёлки».
Ёлка, ель, еловый, ельник, елочка.
Назовите корень.
При помощи какой части слова образованы слова?
Какие части слова знаете?
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим тему: «Состав слова», а также покажем наши знания, которые мы получили при изучении данной темы.
IV. Словарная работа.
П_года, д_рога, к_рабль, п_мидор, ж_лтый, м_лина, ур_жай, х_роший, мес_ц, земл_ника, г_рох, б_рёза.
Основная часть. Исследуем части слова.
1. Окончание. Что такое окончание? Для чего оно служит? (…) Из данных слов составьте предложения.
Волк, вечером, на, вышел, поляна, лесную.
Слышит, в, всё, лес, глухом, он.
Что помогло нам связать слова в предложении? (…) Выделите их.
2. Корень. Что такое корень? (…) Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.
Рисунки, рис, рисует, рисование.
Весельчак, весёлый, радостный, веселье.
Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.
Дорога, путь, подорожник, дорожный.
3. Приставка. Что такое приставка? Для чего она служит? Игра «Приставка или нет».
Сошел, дописать, носик, дождливый, солёный, вылез, высота, прорубь, промок.
Обсудите в группах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка. Проверка.
Физминутка.
Прежде чем выполнить зарядку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.
Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руки плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.
Фронтальная проверка. Выполнение зарядки.
4. Суффикс. Что такое суффикс? Для чего он служит?
Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УШК-, -ЮШК-.
Трава, поле, рука, изба, берёза, дочь.
Фронтальная проверка.
VI. Задания.
Итог урока. Рефлексия. Давайте подведём итог нашего урока.
-Был ли интересен наш урок?
- Что повторили?