Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Сочетания ЩА, ЩУ. "»
Урок обучения грамоте
Тема: Согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Сочетания ЩА, ЩУ.
Цели: Формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание ; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом; развивать критическое мышление, поддерживать интерес к чтению на основе межпредметных связей.
Планируемые результаты:
формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать представление детей о звуке [ щ' ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;
вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук [ щ' ], обозначать согласный звук [ щ' ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Оборудование: видеоматериал, презентация, карточки для работы в парах, для звуко-буквенного разбора слов, сигнальные карточки у учащихся, интерактивная доска.
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Будьте все внимательны, Активны и старательны.
II Актуализация знаний
Чему мы учимся на уроках чтения и письма?
1. Работа с лентой букв.
На какие две группы делятся все буквы?
III Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы любите подарки? А сказки?
У меня для вас есть подарок, посмотрите, пожалуйста! (отрывок из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный король»)
- Как зовут героя этого мультфильма? (Щелкунчик)
- Почему именно этот отрывок мы посмотрели? ( Сегодня на уроке мы будем знакомиться со звуком щ и буквой Щ)
IV Работа по теме урока
Отгадайте загадку.
Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? (Емеля)
-Как называется сказка, героем которой является Емеля?(«По щучьему веленью»)
- Какую рыбку поймал Емеля? (Щуку). Откройте учебник на стр.62. Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите, расскажите.
-Какое желание Емеля попросил исполнить щуку? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).
- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)
- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)
- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).
Рассматривание рисунка щуки, слово учителя о щуке.
Что вы знаете о щуках?
- Какой первый звук в слове щука? Что вы о нем можете сказать?
- Составьте схему слова. (Проверка с помощью сигнальных карточек и слайда)
3. Знакомство с буквой щ.
- На что похожа буква щ? (ответы детей)
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам(слайд)
Работа в Прописи с. 27
Каким цветом закрасим букву щ в рамочке? Почему? (Зеленым, потому, что буква Щ обозначает всегда мягкий согласный звук.
Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шест, шепчет, щепка, , цапля, школа, шоколад, хрящи, чаща, щит, шапка, щенок
VI Продолжение работы по теме урока
1.) Чтение слияний с щ (электронное приложение)
Как произносится щ перед разными гласными?
Письмо слогов на с.27»Прописи»
2) Работа в парах (карточки)
Игра «Буквы потерялись»
ПИЩ__ ТАЩ__
РОЩ__ ПУЩ__
ЧАЩ__ ИЩ__
-Как вы думаете, какое задание будем выполнять?
- В чём возникла трудность?
- Сформулируйте учебную задачу. (Как писать сочетания ЩА, ЩУ?)
- В парах выбрать правильное написание. Объясните свой выбор.
Проверка с применением документкамеры.
Как вы думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)
Буква щ обозначает непарный мягкий звук щ, поэтому гласные буквы е, ё, ю, я, и не являются показателями мягкости, перед любыми гласными щ будет читаться мягко. Сочетание ща надо писать с а, щу - с у. Это надо запомнить.
Чтение правила на странице 63.
3) Работа над скороговорками с.62
Прочитайте скороговорки, научитесь произносить быстро (работа в парах)
4) Работа над словом, предложением, текстом:
А) Чтение и письмо слова ЩУКА в «Прописи» с.27
Б) Составление предложений (в парах)
У учащихся на партах в карточки со словами, из которых они составляют предложения. У каждой пары карточки разного цвета: розового, голубого, зеленого.
Проверка с помощью сигнальных карточек, предложения учитель размещает на магнитной доске:
Она может достигать больших размеров.
Щука живет в реках и озёрах.
Питается щука другими рыбами.
Прочитайте предложения, составляют ли они текст? Почему? (Нет, предложения перепутаны)
А что нужно сделать?
(Переставить местами первое и второе предложения)
Как можно озаглавить текст, который у нас получился?
Посмотрите, каких огромных размеров может достигать щука ( слайд)
Игра «Что лишнее?»
На доске 4 картинки: сом, треска, дельфин,карась
Какая картинка лишняя? Почему? (Дельфин, это не рыба, а млекопитающее)
VШ Рефлексия
Кто доволен своей работой на уроке?
-Оцените свои достижения на уроке с помощью сигнальной карточки.
IX Подведение итогов
Папа сына похвалил,
Он про букву Щ спросил.
-Расскажите всё, что вы знаете о букве щ и её звуке?