kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по УМК "Перспектива"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"»

Урок русского языка на тему:

« СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА»

УМК «Перспектива»

 

Цель: Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов;  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД

 Задачи:

  • помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого;

  • показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило; 

  • формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов; 

  • развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное; 

  • воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес.

 Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

   Методы и приемы:  частично поисковый, исследовательский, репродуктивный;  

беседа, опрос, работа с учебником, практическая  работа.

 Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,   карточки с заданиями.




Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Отметка отсутствующих. Проверка готовности класса к уроку

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач!

Психологический настрой на работу:

- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

2.Актуализация знаний

1) Повторение о глаголе

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

 - О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?

 

2. - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Выделим пошагово – что знаем и что умеем.  

  • Глагол - самостоятельная часть речи.

  • обозначает действие;

  • отвечает на вопросы: что делать? что   сделать?

  • в предложении чаще всего бывает  сказуемым;

  • не с глаголами пишется отдельно;

  • перед глаголами никогда не пишется предлог;

  • изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.

  • ?...

-Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе?  Сегодня на уроке мы будем знакомиться со спряжением глагола. 

3. А теперь новое задание, я  думаю, что вы справитесь с ним.

- Прочтите данные на доске  слова. К какой части речи они относятся? (сущ.)

- Ребята, по какому признаку я разделила существительные  на 3 группы? (по склонениям)

-  Посмотрите на их окончания.

стена               вагон                 степь

 дядя                солнце              рожь

- Сколько типов  склонения у имен существительных? Как их определить?

-Почему существительные делят на 3 склонения? (Каждая группа существительных имеет схожие окончания при изменении по падежам и числам)

- Устно закончите предложение.

Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежами числам.)

     - Итак, имена существительные …склоняются.

- А какие еще части речи, известные вам, склоняются?  (Склоняются имена прилагательные, местоимения)  

 

3. Осознание и осмысление  новой  учебной  информации.

 

а/       Групповая работа.           (Слайд11)

         -Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 5 человек и просклонять данные вам  слова, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свои словао. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.

         В группах просклонять слова:

1  группа:       стена петь

2 группа:  синий писать

 3  группа: ты    кричать

 Проверка работ. По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.

-Скажите, пожалуйста, с какими словами вы смогли выполнить задание?

-Какие это части речи?

Вывод: Склоняются имена существительные, прилагательные и местоимения.

- Почему не получается просклонять глаголы? ( Глаголы не изменяются по падежам.)

- А ведь глаголы тоже как-то изменяются?    

 -Тогда, что можете сказать о формах глаголов: Пел, пела, пели, пело?

(Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.) Вывод записать.

- Что скажете о  формах глаголов:     Пою, поёшь, поёт, поют, поёте, поём.(у них разные окончания)

-Почему? (их изменили по лицам и числам)

-Подберите к нам личные местоимения.

Вывод: В наст. и буд. времени изменяются по лицам  и числам, а в  прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.)


-Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?( изменять глаголы по лицам и числам)

-Откройте учебники и назовите нам тему урока. (Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение.)

-Какое новое слово вы увидели? (Спряжение)

б/ Работа над лексическим значением слова.   (Слайд-)

 Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

 Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

 - А каково современное значение слова  «спряжение»?  (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)

-Давайте прочитаем обьяснение профессора Самоварова.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение глаголов называется спряжением. При спряжении у глагола меняется окончание.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.

 -Что вы будете делать, выполняя такое задание? (изменять глагол по лицам и числам.)


4. Первичное закрепление знаний

 а/  Работа у доски и в тетрадях.  

- Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы идти, лететь при помощи личных местоимений. Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени? (да)

2 ученика у доски работают.

-Давайте вместе запишем личные местоимения в столбик.

-А теперь самостоятельно измените  по лицам и числам глагол(по вариантам: 1-идти, 2-лететь), запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения.  

(Двое на доске дописывают и выделяют окончания глаголов, проставляют ударение.) 

-Если вы затрудняетесь, используйте таблице в учебнике с.87

 - Вы справились с заданием?  Проверяем  - меняемся тетрадями. Ученики у доски читают вслух.

Я         ид-у                             Я леч-у                

Ты      ид-ешь                         Ты лет-ишь

Он      ид-ет                             Он лет-ит            

 Мы     ид-ем                           Мы  лет-им

 Вы      ид-ете                          Вы лет-ите

 Они    ид-ут                           Они лет-ят                                       

 

Вывод:-  Какую работу мы выполнили?  (Проспрягали глаголы)

 -Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

 

5.  Физкультминутка.          

Дети сами называют глагол – слово-действие, а дети выполняют движение.

 

6. Распознавание лица и числа глагола

 а) Глагол и местоимение дружат.

- Есть и вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить.

Работа в парах.

-Посмотрите на карточки. Обратите внимание на выделенные глаголы.

-Какая задача перед вами стоит? (определить лицо и число глаголов)

На карточке  запись: 

Королевич Елисей между тем по свету скачет (__л. __ч.). И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблочко летит (_л.__ч.). Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь(__л. __ч.)

стаи туч, ты волнуешь(__л. __ч.) сине море, всюду веешь(__л. __ч.) на просторе…

В ворота вошла(__л. __ч.) она, на подворье тишина. Тебя все мы любим(__л. __ч.)

Братья дружною толпою выезжают(__л. __ч.) погулять(__л. __ч.)

- Начинайте выполнять работу. (в парах)

-Давайте проверим. (Устный ответ)

-У вас не возникло никаких проблем? Почему? (у глаголов прошедшего времени и неопр. формы не определяем лицо)

- Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы!

- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)

 Давайте сравним свои предположения с выводом Совёнка в учебнике. Мы правильно рассуждали?

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.


7.  Разноуровневое задание.

-Я вам предлагаю задание на разноцветных карточках. На карточках жёлтого цвета дано задание, с которым, я думаю, вы легко справитесь. На зелёных – задание чуть сложнее, но и оценка будет выше. Ну а те, кто внимательно слушал объяснение – смогут справиться с заданием на красных карточках.

1. Соедини стрелками местоимения и подходящие глаголы.

Я сидим

Ты сидит

Он сидят

Мы сидите

Вы сидишь

Они сижу

2. Измените глагол журчать по лицам и числам в настоящем времени.

Я …..

Ты

Он

Мы

Вы

Они

3. Измени окончания глаголов, поставив их в нужную форму.

Я (любить)__________ тебя, милая Родина! И туман, и непогоды осень поздняя (нести)_________.

(Вставать)_____________ заря во мгле холодной. На холмах Грузии (лежать) ночная мгла.


8. Обобщение по теме. Рефлексия

Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог.

-Вы сегодня на уроке узнали что-то новое?

-Чему вы научились?

-Мне очень понравилось, как вы работали, но хочется отметить…….(имена).

-Кого бы вы ещё похвалили за хорошую работу на уроке?

- А теперь поаплодируйте себе, если считаете, что работали хорошо.

- Молодцы. Спасибо вам за урок.


9.Д.з.Упр.142



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"

Автор: Борисова Татьяна Валентиновна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства