kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по УМК "Перспектива"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"»

Урок русского языка на тему:

« СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА»

УМК «Перспектива»

 

Цель: Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов;  организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД

 Задачи:

  • помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого;

  • показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило; 

  • формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов; 

  • развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное; 

  • воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес.

 Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

   Методы и приемы:  частично поисковый, исследовательский, репродуктивный;  

беседа, опрос, работа с учебником, практическая  работа.

 Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,   карточки с заданиями.




Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Отметка отсутствующих. Проверка готовности класса к уроку

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач!

Психологический настрой на работу:

- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

2.Актуализация знаний

1) Повторение о глаголе

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

 - О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?

 

2. - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Выделим пошагово – что знаем и что умеем.  

  • Глагол - самостоятельная часть речи.

  • обозначает действие;

  • отвечает на вопросы: что делать? что   сделать?

  • в предложении чаще всего бывает  сказуемым;

  • не с глаголами пишется отдельно;

  • перед глаголами никогда не пишется предлог;

  • изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.

  • ?...

-Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе?  Сегодня на уроке мы будем знакомиться со спряжением глагола. 

3. А теперь новое задание, я  думаю, что вы справитесь с ним.

- Прочтите данные на доске  слова. К какой части речи они относятся? (сущ.)

- Ребята, по какому признаку я разделила существительные  на 3 группы? (по склонениям)

-  Посмотрите на их окончания.

стена               вагон                 степь

 дядя                солнце              рожь

- Сколько типов  склонения у имен существительных? Как их определить?

-Почему существительные делят на 3 склонения? (Каждая группа существительных имеет схожие окончания при изменении по падежам и числам)

- Устно закончите предложение.

Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежами числам.)

     - Итак, имена существительные …склоняются.

- А какие еще части речи, известные вам, склоняются?  (Склоняются имена прилагательные, местоимения)  

 

3. Осознание и осмысление  новой  учебной  информации.

 

а/       Групповая работа.           (Слайд11)

         -Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 5 человек и просклонять данные вам  слова, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свои словао. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.

         В группах просклонять слова:

1  группа:       стена петь

2 группа:  синий писать

 3  группа: ты    кричать

 Проверка работ. По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.

-Скажите, пожалуйста, с какими словами вы смогли выполнить задание?

-Какие это части речи?

Вывод: Склоняются имена существительные, прилагательные и местоимения.

- Почему не получается просклонять глаголы? ( Глаголы не изменяются по падежам.)

- А ведь глаголы тоже как-то изменяются?    

 -Тогда, что можете сказать о формах глаголов: Пел, пела, пели, пело?

(Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.) Вывод записать.

- Что скажете о  формах глаголов:     Пою, поёшь, поёт, поют, поёте, поём.(у них разные окончания)

-Почему? (их изменили по лицам и числам)

-Подберите к нам личные местоимения.

Вывод: В наст. и буд. времени изменяются по лицам  и числам, а в  прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.)


-Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?( изменять глаголы по лицам и числам)

-Откройте учебники и назовите нам тему урока. (Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение.)

-Какое новое слово вы увидели? (Спряжение)

б/ Работа над лексическим значением слова.   (Слайд-)

 Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

 Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

 - А каково современное значение слова  «спряжение»?  (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)

-Давайте прочитаем обьяснение профессора Самоварова.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение глаголов называется спряжением. При спряжении у глагола меняется окончание.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.

 -Что вы будете делать, выполняя такое задание? (изменять глагол по лицам и числам.)


4. Первичное закрепление знаний

 а/  Работа у доски и в тетрадях.  

- Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы идти, лететь при помощи личных местоимений. Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени? (да)

2 ученика у доски работают.

-Давайте вместе запишем личные местоимения в столбик.

-А теперь самостоятельно измените  по лицам и числам глагол(по вариантам: 1-идти, 2-лететь), запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения.  

(Двое на доске дописывают и выделяют окончания глаголов, проставляют ударение.) 

-Если вы затрудняетесь, используйте таблице в учебнике с.87

 - Вы справились с заданием?  Проверяем  - меняемся тетрадями. Ученики у доски читают вслух.

Я         ид-у                             Я леч-у                

Ты      ид-ешь                         Ты лет-ишь

Он      ид-ет                             Он лет-ит            

 Мы     ид-ем                           Мы  лет-им

 Вы      ид-ете                          Вы лет-ите

 Они    ид-ут                           Они лет-ят                                       

 

Вывод:-  Какую работу мы выполнили?  (Проспрягали глаголы)

 -Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

 

5.  Физкультминутка.          

Дети сами называют глагол – слово-действие, а дети выполняют движение.

 

6. Распознавание лица и числа глагола

 а) Глагол и местоимение дружат.

- Есть и вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить.

Работа в парах.

-Посмотрите на карточки. Обратите внимание на выделенные глаголы.

-Какая задача перед вами стоит? (определить лицо и число глаголов)

На карточке  запись: 

Королевич Елисей между тем по свету скачет (__л. __ч.). И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблочко летит (_л.__ч.). Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь(__л. __ч.)

стаи туч, ты волнуешь(__л. __ч.) сине море, всюду веешь(__л. __ч.) на просторе…

В ворота вошла(__л. __ч.) она, на подворье тишина. Тебя все мы любим(__л. __ч.)

Братья дружною толпою выезжают(__л. __ч.) погулять(__л. __ч.)

- Начинайте выполнять работу. (в парах)

-Давайте проверим. (Устный ответ)

-У вас не возникло никаких проблем? Почему? (у глаголов прошедшего времени и неопр. формы не определяем лицо)

- Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы!

- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)

 Давайте сравним свои предположения с выводом Совёнка в учебнике. Мы правильно рассуждали?

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.


7.  Разноуровневое задание.

-Я вам предлагаю задание на разноцветных карточках. На карточках жёлтого цвета дано задание, с которым, я думаю, вы легко справитесь. На зелёных – задание чуть сложнее, но и оценка будет выше. Ну а те, кто внимательно слушал объяснение – смогут справиться с заданием на красных карточках.

1. Соедини стрелками местоимения и подходящие глаголы.

Я сидим

Ты сидит

Он сидят

Мы сидите

Вы сидишь

Они сижу

2. Измените глагол журчать по лицам и числам в настоящем времени.

Я …..

Ты

Он

Мы

Вы

Они

3. Измени окончания глаголов, поставив их в нужную форму.

Я (любить)__________ тебя, милая Родина! И туман, и непогоды осень поздняя (нести)_________.

(Вставать)_____________ заря во мгле холодной. На холмах Грузии (лежать) ночная мгла.


8. Обобщение по теме. Рефлексия

Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог.

-Вы сегодня на уроке узнали что-то новое?

-Чему вы научились?

-Мне очень понравилось, как вы работали, но хочется отметить…….(имена).

-Кого бы вы ещё похвалили за хорошую работу на уроке?

- А теперь поаплодируйте себе, если считаете, что работали хорошо.

- Молодцы. Спасибо вам за урок.


9.Д.з.Упр.142



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"

Автор: Борисова Татьяна Валентиновна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства