Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола"»
Урок русского языка на тему:
« СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА»
УМК «Перспектива»
Цель: Познакомить детей со спряжением глагола, создать условия для знакомства учащихся со способами определения лица и числа глаголов; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных УУД
Задачи:
помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого;
показать зависимость личного окончания глагола от спряжения; обобщить языковой материал в правило;
формировать умение спрягать глаголы неопределенной формы, а также распознавать отличительные особенности глаголов первого и второго спряжения; учить определять спряжение глаголов;
развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное;
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Методы и приемы: частично поисковый, исследовательский, репродуктивный;
беседа, опрос, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 4 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя. Отметка отсутствующих. Проверка готовности класса к уроку
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач!
Психологический настрой на работу:
- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
2.Актуализация знаний
1) Повторение о глаголе
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались?
2. - Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?
Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.
Выделим пошагово – что знаем и что умеем.
Глагол - самостоятельная часть речи.
обозначает действие;
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
в предложении чаще всего бывает сказуемым;
не с глаголами пишется отдельно;
перед глаголами никогда не пишется предлог;
изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам.
?...
-Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. А как вы думаете, всё мы с вами знаем о глаголе? Сегодня на уроке мы будем знакомиться со спряжением глагола.
3. А теперь новое задание, я думаю, что вы справитесь с ним.
- Прочтите данные на доске слова. К какой части речи они относятся? (сущ.)
- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы? (по склонениям)
- Посмотрите на их окончания.
стена вагон степь
дядя солнце рожь
- Сколько типов склонения у имен существительных? Как их определить?
-Почему существительные делят на 3 склонения? (Каждая группа существительных имеет схожие окончания при изменении по падежам и числам)
- Устно закончите предложение.
Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежами числам.)
- Итак, имена существительные …склоняются.
- А какие еще части речи, известные вам, склоняются? (Склоняются имена прилагательные, местоимения)
3. Осознание и осмысление новой учебной информации.
а/ Групповая работа. (Слайд11)
-Ребята! Я предлагаю вам объединиться в группы по 5 человек и просклонять данные вам слова, записать на листочек и выделить окончание. У каждой группы свои словао. Задание всем понятно? Желаю вам успехов, надеюсь, что вы помните правила работы в группе.
В группах просклонять слова:
1 группа: стена петь
2 группа: синий писать
3 группа: ты кричать
Проверка работ. По завершении каждая группа вывешивает листочек с выполненной работой на доску.
-Скажите, пожалуйста, с какими словами вы смогли выполнить задание?
-Какие это части речи?
Вывод: Склоняются имена существительные, прилагательные и местоимения.
- Почему не получается просклонять глаголы? ( Глаголы не изменяются по падежам.)
- А ведь глаголы тоже как-то изменяются?
-Тогда, что можете сказать о формах глаголов: Пел, пела, пели, пело?
(Это глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам и родам.) Вывод записать.
- Что скажете о формах глаголов: Пою, поёшь, поёт, поют, поёте, поём.(у них разные окончания)
-Почему? (их изменили по лицам и числам)
-Подберите к нам личные местоимения.
Вывод:В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, а в прош. вр.– по числам, в ед. ч.- по родам.)
-Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?( изменять глаголы по лицам и числам)
-Откройте учебники и назовите нам тему урока. (Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение.)
-Какое новое слово вы увидели? (Спряжение)
б/ Работа над лексическим значением слова. (Слайд-)
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».
- А каково современное значение слова «спряжение»? (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)
-Давайте прочитаем обьяснение профессора Самоварова.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение глаголов называется спряжением. При спряжении у глагола меняется окончание.
- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол.
-Что вы будете делать, выполняя такое задание? (изменять глагол по лицам и числам.)
4. Первичное закрепление знаний
а/ Работа у доски и в тетрадях.
- Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы идти, лететь при помощи личных местоимений. Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени? (да)
2 ученика у доски работают.
-Давайте вместе запишем личные местоимения в столбик.
-А теперь самостоятельно измените по лицам и числам глагол(по вариантам: 1-идти, 2-лететь), запишите в тетради, выделите окончания, поставьте знак ударения.
(Двое на доске дописывают и выделяют окончания глаголов, проставляют ударение.)
-Если вы затрудняетесь, используйте таблице в учебнике с.87
- Вы справились с заданием? Проверяем - меняемся тетрадями. Ученики у доски читают вслух.
Я ид-у Я леч-у
Ты ид-ешь Ты лет-ишь
Он ид-ет Он лет-ит
Мы ид-ем Мы лет-им
Вы ид-ете Вы лет-ите
Они ид-ут Они лет-ят
Вывод:- Какую работу мы выполнили? (Проспрягали глаголы)
-Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
5. Физкультминутка.
Дети сами называют глагол – слово-действие, а дети выполняют движение.
6. Распознавание лица и числа глагола
а) Глагол и местоимение дружат.
- Есть и вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить.
Работа в парах.
-Посмотрите на карточки. Обратите внимание на выделенные глаголы.
-Какая задача перед вами стоит? (определить лицо и число глаголов)
На карточке запись:
Королевич Елисей между тем по свету скачет (__л. __ч.). И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблочко летит (_л.__ч.). Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь(__л. __ч.)
стаи туч, ты волнуешь(__л. __ч.) сине море, всюду веешь(__л. __ч.) на просторе…
В ворота вошла(__л. __ч.) она, на подворье тишина. Тебя все мы любим(__л. __ч.)…
Братья дружною толпою выезжают(__л. __ч.)погулять(__л. __ч.)…
- Начинайте выполнять работу. (в парах)
-Давайте проверим. (Устный ответ)
-У вас не возникло никаких проблем? Почему? (у глаголов прошедшего времени и неопр. формы не определяем лицо)
- Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы!
- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)
Давайте сравним свои предположения с выводом Совёнка в учебнике. Мы правильно рассуждали?
Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
7. Разноуровневое задание.
-Я вам предлагаю задание на разноцветных карточках. На карточках жёлтого цвета дано задание, с которым, я думаю, вы легко справитесь. На зелёных – задание чуть сложнее, но и оценка будет выше. Ну а те, кто внимательно слушал объяснение – смогут справиться с заданием на красных карточках.
1. Соедини стрелками местоимения и подходящие глаголы.
Я сидим
Ты сидит
Он сидят
Мы сидите
Вы сидишь
Они сижу
2. Измените глагол журчать по лицам и числам в настоящем времени.
Я …..
Ты
Он
Мы
Вы
Они
3. Измени окончания глаголов, поставив их в нужную форму.
Я (любить)__________ тебя, милая Родина! И туман, и непогоды осень поздняя (нести)_________.
(Вставать)_____________ заря во мгле холодной. На холмах Грузии (лежать) ночная мгла.
8. Обобщение по теме. Рефлексия
Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог.
-Вы сегодня на уроке узнали что-то новое?
-Чему вы научились?
-Мне очень понравилось, как вы работали, но хочется отметить…….(имена).
-Кого бы вы ещё похвалили за хорошую работу на уроке?
- А теперь поаплодируйте себе, если считаете, что работали хорошо.