kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка " Грамматика. Обобщение знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания детей за учебный год, по теме "Грамматика",урок нацелен проверить знания учащихся, работы индивидуально, и в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Грамматика. Обобщение знаний"»

Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.


Вид урока: Урок - смотр знаний.

Тема: Обобщение изученного материала за год.

Цели урока:

1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

3) Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

1) Звуковое письмо Шапокляк.

2) Карточки-задания, тесты.

3) Таблички:

•Орфография (правила написания слов); •Фонетика (звуки речи);

•Морфемика (состав слова);

•Морфология (части речи);

•Синтаксис (предложение).

4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.


Ход урока:


I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.

II. Сообщение темы и цели урока.

- А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».

- Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? - Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное.

III. ФОНЕТИКА.

Повторение темы “Звуки и буквы”.

- Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

- Что изучает фонетика?

- Фонетика изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)

а) “Мозговая атака”

- Чем звук отличается от буквы?

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Как отличить гласный от согласного?

Гласные в песенке тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.

А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Назовите парные согласные.

- Назовите согласные, которые всегда мягкие.

- Всегда твёрдые.

- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?

б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.

Работа в тетради.

1 вариант – якорь, 2 вариант - платье

Взаимопроверка (слайд 1)

в) Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)

– По транскрипции слов правильно записать предложение.

[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручйи]

г) Фонетические игры и вопросы.

а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б) Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд)
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

д) решение 1 и 2 задания в тестах. Самопроверка.

е) Самооценка.

- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

IV. ОРФОГРАФИЯ.

- Переходим ко второму разделу «Орфография».

а) мозговая атака.

- Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

- Угадайте орфограммы и хором назовите правила

трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор

- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

б) Развитие орфографической зоркости.

- Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.

в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

- А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:

всаду девочька роза сорвола красныя розы.

а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б) девочка - сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

г) Самооценка знаний орфографии.

V. Физминутка.

- Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

VI. МОРФЕМИКА.

Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

а) “Мозговая атака”

- Какие части слова знаете?

- Может ли слово быть без приставки? Без корня?

- Как называется изменяемая часть слова?

- Что такое приставка? Суффикс?

б) Игра “Угадай приставку”

- Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!

За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-

в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какая часть слова стоит после корня?

- Для чего они служат?

- Окончание - это часть речи или часть слова?

- Какая эта часть слова?

- Без какой части не может существовать слово?
- Что такое корень?

- Молодцы, справились и с этим заданием!

д) Проверка разбора слов по составу. Решение 5 задания в тестах.

е) Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)

1) Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2) Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3) Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

4) Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

Самооценка.

VII. МОРФОЛОГИЯ.

Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).

а) “Мозговая атака”

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- В чём сходство между местоимением и именем существительным?

- Различие?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

б) Игра “Кто внимательный?”

- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.

Две лягушки.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.

(11 глаголов)

- Как вы понимаете эти слова?

- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)

в) Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

г) Решение в тестах 3,4,8.9 заданий.

(Взаимопроверка в парах постоянного состава)

VIII. Упражнения для глаз. (слайд 4)

IX. СИНТАКСИС.

- Что изучает синтаксис? (Предложение)

а) “Мозговая атака”

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Какие члены предложения вы знаете?

б) Минутка смеха.

Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

- Разберите по членам предложения и частям речи.

Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.

а) Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:

1 шаг: В этом предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

что это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.

2 шаг: В предложении говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.

3 шаг: мамруля (что делала?), окуврычила, это сказуемое.

4 шаг: Мамруля окуврычила - это основа предложения, остальные слова -
второстепенные члены.

5 шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
это распространенное предложение.

6 шаг: Нахожу состав подлежащего:

7 шаг: Нахожу состав сказуемого:

в) Выполнение 6 задания в тестах.

Самооценка.

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

- Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

2. Совместная рефлексия по разделам

- Что главное надо знать в каждом разделе?

- Какие задания для тебя труднее даются?

- Какие задания нравятся и делаешь легко?

3. (На доске появляется аппликация – костер Знаний).

Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

- ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!

4. Отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?

- Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы победили! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка " Грамматика. Обобщение знаний"

Автор: Бобовникова Елена Викторовна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока русского языка  для 3 класса  "Части речи. Обобщение знаний" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-3-klassa-chasti-riechi-obobshchieniie-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "208133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430743969"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Безударные глассные""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_biezudarnyie_ghlassnyie"
    ["file_id"] => string(6) "407220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491486479"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение).Урок-практикум. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "218474"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433789952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1520 руб.
2530 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства