Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Грамматика. Обобщение знаний"»
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
Вид урока: Урок - смотр знаний.
Тема: Обобщение изученного материала за год.
Цели урока:
1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.
3) Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.
4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.
II. Сообщение темы и цели урока.
- А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)
«Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».
- Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? - Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное.
III. ФОНЕТИКА.
Повторение темы “Звуки и буквы”.
- Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».
- Что изучает фонетика?
- Фонетика изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)
а) “Мозговая атака”
- Чем звук отличается от буквы?
- На какие 2 группы делятся звуки?
- Как отличить гласный от согласного?
Гласные в песенке тянутся звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать, И в колыбельке Алёнку баюкать.
А согласные согласны шелестеть, Рычать, шипеть, Но не хочется им петь!
- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
- Назовите парные согласные.
- Назовите согласные, которые всегда мягкие.
- Всегда твёрдые.
- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?
б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.
Работа в тетради.
1 вариант – якорь, 2 вариант - платье
Взаимопроверка (слайд 1)
в) Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)
– По транскрипции слов правильно записать предложение.
[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручйи]
г) Фонетические игры и вопросы.
а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?
Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.
б) Чем интересны буквы ь и ъ?
Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.
в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд) Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.
д) решение 1 и 2 задания в тестах. Самопроверка.
е) Самооценка.
- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.
IV. ОРФОГРАФИЯ.
- Переходим ко второму разделу «Орфография».
а) мозговая атака.
- Что изучает орфография? (Орфография изучает правила написания слов)
- Угадайте орфограммы и хором назовите правила
трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор
- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).
б) Развитие орфографической зоркости.
- Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.
в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
- А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:
всаду девочька роза сорвола красныя розы.
а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;
(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.
2) Как большой гриб превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3) Как рыбу превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
4) Как березу превратить в гриб?
(под + берез + овик = подберезовик)
Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).
Самооценка.
VII. МОРФОЛОГИЯ.
Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).
а) “Мозговая атака”
-Какие части речи знаете?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяется?
- Какая часть речи обозначает признаки предмета?
- В чём сходство между местоимением и именем существительным?
- Различие?
- Какая часть речи называется глаголом?
- Как изменяются глаголы?
б) Игра “Кто внимательный?”
- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.
Две лягушки.
Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.
(11 глаголов)
- Как вы понимаете эти слова?
- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)
в) Игра “Аукцион”
А теперь – аукцион, Подведёт итоги он. Тот, кто больше знает, Тот и слово получает!
- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.
(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)
Говорит попугай попугаю: “Я тебя, попугай, попугаю.” Попугаю в ответ попугай: “Попугай! Попугай! Попугай!”
а) Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения. Дети:
1 шаг: В этом предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.
что это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
2 шаг: В предложении говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.
3 шаг: мамруля (что делала?), окуврычила, это сказуемое.
4 шаг: Мамруля окуврычила - это основа предложения, остальные слова - второстепенные члены.
5 шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит, это распространенное предложение.
6 шаг: Нахожу состав подлежащего:
7 шаг: Нахожу состав сказуемого:
в) Выполнение 6 задания в тестах.
Самооценка.
X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Общая отметка за урок.
- Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).
2. Совместная рефлексия по разделам
- Что главное надо знать в каждом разделе?
- Какие задания для тебя труднее даются?
- Какие задания нравятся и делаешь легко?
3. (На доске появляется аппликация – костер Знаний).
Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.
- ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!
4. Отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?
- Молодцы, ребята, япоздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы победили! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.