Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Правила здорового образа жизни."»
3 класс.
Тема . Правила здорового образа жизни.
Цель: Сформировать представления о здоровом образе жизни, о вредных привычках как о средстве духовного, физического и социального благополучия личности, научиться осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, создать положительную психологическую атмосферу в групповой работе.
Оборудование: сигнальные жетоны, бумажные цветы, карточки со словами, конверты с заданиями.
Ход занятия.
І.Организационный момент.
Психологический энергизатор
Учитель:
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй». Что особого мы друг другу сказали? От чего же на капельку солнца прибавилось в мире? От чего же на капельку счастья прибавилось в мире? От чего же на капельку радостней сделалась жизнь? «Здравствуйте!» Это слово мы говорим близким, знакомым, родным, соседям, друзьям, одноклассникам. А ведь это не просто правила приличия и культуры. Слово «Здравствуйте» имеет могучую , великую силу. Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. «Здравствуйте» не излечит человека, но создаст приятное настроение, вселит бодрость, чувство радости. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. А если вокруг будет много счастливых, здоровых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
ІІ.Постановка учебной задачи.
Девизом нашего занятия будут слова (Приложение, слайд 2)
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу»
Как вы думаете о чем мы будем говорить на нашем занятии?(О здоровье)
Учитель: одного мудреца спросили: «Что является для человека самым важным, ценным в жизни – богатство, слава? Он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного богатого короля»
Итак, тема нашего занятия: «Правила здорового образа жизни»
Какие вопросы вы должны для себя уяснить? (Учитель дает опорные слова)
Узнать (что такое здоровье и здоровый образ жизни)
Получить (новые знания о правилах здорового образа жизни)
Научиться (соблюдать правила здорового образа жизни и научиться быть здоровыми)
Учитель:
-Что ожидаете от нашего общения? Мы сидим на поляне ожидания. Соберите цветы для нашей поляны.(Ребята собирают цветы для поляны ожидания, на которых написано:
-получу положительные эмоции;
-услышу интересный рассказ;
-получу новые знания;
-поделюсь новыми знаниями;
-ожидаю приятного общения;
-захочу узнать что-то дополнительно.
Учитель: Это поляна ожидания. Сбудется ли она? (Приложение, слайд 3)
Повторим правила совместной работы (Приложение, слайд 4)
Внимательно слушать говорящего.
Дать возможность каждому высказать свое мнение.
Соблюдать правило поднятой руки.
Не перебивать и не критиковать одноклассника, что бы он не сказал.
Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
III. Актуализация.
Учитель:
-Что такое здоровье? Что мы понимаем под словом здоровье? (когда ничего не болит, человек бодр, весел, жизнерадостен, ученик хорошо учится, хочется играть, работать)
Учитель:
Интересно трактует слово «здоровье» этимологический словарь М.Фасмера. согласно ему слово это означает хорошее крепкое дерево. Здоровый человек подобен дереву с мощными корнями, стройным высоким стволом, пышной листвой.
- Как же вырастить такое дерево? «Корни»-это то, что заложили ваши родители. А как быть красивыми – это зависит от нас самих, от нашего образа жизни.
- Как вы думаете, что такое образ жизни? (Поведение людей в повседневной жизни, разные виды жизнедеятельности)
- Да, это определенный тип жизнедеятельности людей.
- Что такое «здоровый образ жизни?» (Когда человек укрепляет свое здоровье сам, без врачей, соблюдает правила закаливания, питания, занимается спортом, ежедневная забота о сохранении и укреплении здоровья)
Учитель:
- Это образ жизни человека, его поведение, мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья.
IV. Включение в систему знаний, повторение.
- Что нужно делать, чтобы сказать: «Я веду здоровый образ жизни?»
Сначала выбери слова, характеризующие здорового человека.
(На стенах, двери, шкафчиках развешены карточки со словами: красивый, сутулый, сильный, ловкий, слабый, бледный, хилый, румяный, стройный, подтянутый, толстый, крепкий, неуклюжий, радостный, подвижный. Дети собирают нужные слова и прикрепляют на доску).
Учитель:
-Когда нужно думать о сохранении здоровья сейчас, или когда станете взрослыми? (Сейчас)
-Каким способом достичь победы над болезнями, разберемся в этом.
Поработаем в группах, объединитесь в группы. Дети с ромашками сядут в правом углу цветочной поляны, параллельно им – дети с васильками, в левом углу – дети с ландышами, и им параллельно - дети с одуванчиками, в центре – дети с незабудками. У командиров групп цветы на зеленых кружках. Докладчиков и завхозов назначают командиры. Хронометристов выбирает учитель.
Учитель:
-Завхозы обеспечивают группы карточками с заданиями. Ответьте на вопросы и составьте правила здорового образа жизни. (время 5 мин.) (слайд 5)
Задания для групп
Правила чистоты и гигиены.(слайд 6)
-В каких ситуациях нужно мыть руки?
-Сколько раз в день следует чистить зубы?
- Как часто нужно посещать стоматолога?
-Когда нужно принимать душ или ванну?
-Какие средства гигиены нельзя одалживать друзьям.
2. Здоровое питание.(слайд 7)
-Сколько раз в день следует кушать?
-Сколько свежих овощей и фруктов нужно съедать ежедневно?
-Какие продукты можно есть в умеренных количествах?
-Какие молочные продукты полезны для здоровья?
-Почему нельзя переедать?
3. Двигательная активность, закаливание.(слайд 8)
-Какие виды спорта полезны для здоровья?
-Что нужно выполнять утром?
-Какие упражнения смогут снять напряжение во время уроков?
-Во что полезно играть на улице с друзьями?
-С помощью чего проводится закаливание?
-Какие процедуры закаливания ты знаешь?
-Можно ли детям закаляться самостоятельно?
4.Соблюдение режима дня.(слайд 9)
-Сколько часов в сутки должны спать дети?
-Сколько часов нужно бывать на свежем воздухе?
-Сколько времени можно смотреть телевизор, или играть на компьютере?
-В котором часу нужно ложиться спать вечером?
5. Правило хорошего настроения, общение, духовное здоровье.(слайд 10)
-Какие вы знаете правила вежливости?
- Что нужно сделать, если случайно кого-нибудь обидел?
-Какие чувства приятны и полезны для здоровья?
-Что можно сделать, когда тебе грустно или скучно?
-Что нужно сделать, прежде чем действовать?
Учитель:
- Мы назвали правила здорового образа жизни, прочтем их хором.
Учитель просит запомнить стих, следить за его действиями и повторять их.
«Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
V. Новые знания.
Учитель:
-У нас остались еще слова, прикрепленные в классе. Почему их не выбрали? Когда люди бывают такими? (Когда болеют)
-Только ли болезнь разрушает здоровье?
- Есть еще и вредные привычки. Все, что мы делаем потому, что привыкли, называются привычкой. Существуют полезные и вредные привычки.
-Аккуратно складывать одежду, чистить с вечера обувь, убирать рабочее место – все это помогает навести порядок, лучше выполнить домашнее задание и порадовать родителей. Такие привычки называют полезными.
-А привычка поздно ложиться спать, всюду опаздывать, откладывать все на потом, разбрасывать вещи заставляют нервничать по мелочам и выслушивать замечание взрослых. Поэтому они называются вредными.
Научимся различать привычки. У вас в руках жетоны красные и зеленые. Если я читаю полезную привычку поднимаете зеленый жетон, а если вредную- красный:
-помогать старшим;
-чистить зубы утром и вечером;
-есть грязными руками;
-сутулиться;
-грызть ногти, карандаши, ручки;
-опаздывать;
-говорить правду;
-обманывать;
-убирать постель;
-складывать портфель с вечера;
-постоянно жевать жвачку;
-забывать свои обещания;
-курить;
-плакать по любому поводу.
Учитель:
-Каких привычек у вас больше? Передавая мяч друг другу скажите с радостью, какая у вас полезная привычка. Передавая мягкую игрушку скажите от какой вредной привычки хотите избавиться.
-Избавиться от вредных привычек и воспитать полезные можно. Главное принять твердое правильное решение и не отступать от него.
«Вредным привычкам – нет!»- скажи всем друзьям.
«Вредным привычкам – нет!» - скажи себе сам.
Наше 6 правило здорового образа жизни-
Не заводи вредных привычек. (слайд 12)
Мы составили основные правила здорового образа жизни (слайд 13), то есть наметили пути сохранения здоровья. Помните ваше здоровье в ваших руках. Сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, мы уже сделали большой шаг к его сохранению.
Сбылись ли ваши ожидания?
VI. Рефлексия деятельности.
А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то о чем мы говорили. Тот кто считает, что он понял все на уроке на отлично, возьмите желтый цветок, кто в чем-то сомневается - синий, а кто не понял оранжевый и составим цветочную поляну здоровья.
Благодарю вас за работу на уроке. Желаю вам крепкого здоровья.
Литература:
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа, М.,2004г.
Фасмер М. Этимологический словарь, М.,1986, с.217
Шевченко Н.Н. Комплексное организационно-педагогическое сопровождение. Формирование здоровьесберегающей среды школы,2013,№5