Тема: Почва – наше богатство
Цель: сформировать у учащихся представление о почве как величайшей ценности, сформировать представление о значении почвы.
Задачи: познакомить учащихся с составом и свойствами почвы; сформировать знания на уровне: понятий ( почва, состав почвы), представлений (опыты с натуральным объектом-почвой), причинно-следственных связей ( от состава почвы зависят её свойства); сформировать умения ( видеть причины явлений, ставить элементарные опыты); сформировать навыки наблюдений; развивать логическое мышление, память, наблюдательность, любознательность; создать условия для экологического воспитания учащихся.
Оборудование: картины, фотографии с изображением белорусских полей, лабораторное оборудование: штатив, спиртовка, колбы; выставка книг, карточки, магнитофон, кроссворд, почва, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем наше занятие. Учимся быть внимательными, наблюдательныими, сообразительными, активными и дружными.
-Сегодня наш класс мы превратим в лабораторию, а мы с вами будем учеными- исследователями. Так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно.
2. Актуализация знаний
- Прежде, чем приступить к нашему исследованию, давайте послушаем рассказ. Читает учащийся: Есть на свете чудесная кладовая. (Слайд 2) Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. (Слайд 3) Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. (Слайд 4) Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. (Слайд 5) Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
-Кто же догадался, какова тема исследования? Назовите. (Слайд 6)
-А что такое почва? (Слайд 7)
-Повторим то, что вы знаете о почве из курса “Человек и мир”.
3. Работа по теме занятия
-Вы хорошо знаете, что многие тайны человеку помогают раскрыть опыты. Вот и мы с вами проведем несколько опытов и вспомним основные свойства и состав почвы.
3.1 Практическая работа
Опыт 1. (Слайд 8)
-Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Опыт 2. (Слайд 9)
-Немного почвы поместим в жестянку и нагреем на пламени спиртовки. Над почвой подержим зеркало. Что вы заметили? Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
Опыт 3. (Слайд 10)
-Продолжим накаливать почву на огне. Что вы видите? Что вы почувствовали? Это сгорает перегной. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделайте вывод, что такое пергной? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев и мелких насекомых, червей – это перегной.)
Опыт 4. (Слайд 11)
-Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? Что вы видите на дне стакана?
-Если внимательно рассмотреть муть, осевшую на дне, то можно увидеть песок и глину. (На доске по ходу проведения опытов составляется схема о составе почвы.)
-Почему же почва – это чудесная кладовая?
3.2 Работа с литературой
Чтение вслух статьи “Почва – наше богатство” (Приложение 1) и определение основного свойства почвы.
-От какого составного компонента почвы зависит основное свойство почвы?
Вопросы для проведения беседы по прочитанному:
Какое значение имеет почва?
Как следует относиться к этому богатству?
3.3 Сообщения учащихся-“экологов”
-Веками, тысячелетиями создавалось это богатство, и пользоваться им нужно разумно. История знает немало примеров, когда люди, сами того нне зная, разрушали этот плодородный слой, что приводило к упадку целые страны и народы. Чем может быть загрязнена почва? (сообщения учащихся)
Учащиеся читают сообщения, а остальные готовят ответ на вопрос: Что относится к химическим загрязнениям почвы?
1 группа. Загрязнение может быть химическим. (Слайд 12) К химическим загрязнениям почвы приводит неправильное или чрезмерное использование минеральных удобрений, применение ядовитых химических веществ – пестицидов.
-Кто знает, что такое пестициды?
-Пестициды – это общее название химических веществ, используемых для защиты растений, уничтожения вредителей. Это термин в переводе с латинского означает “убиваю заразу”. Попадая на растения, в почву и водоемы, пестициды накапливаются живыми организмами, вызывая различные заболевания.
Дополнение учителем: почва очень боится химического загрязнения, например, ядохимикатов. Если их вносить в почву больше нормы, то начинают гибнуть черви, личинки насекомых, микроорганизмы, без которых почва теряет плодородие. И если в почву попадают промышленные выбросы, ядовитые сточные воды, нефть, почва начинает умирать. Вот почему важно не допускать химического загрязнения.
Учащиеся слушают сообщение второй группы и готовят ответ на вопрос: Чем вызывается биологическое загрязнение почвы?
2 группа. Загрязнение может быть биологическим. (Слайд 13) Биологическое загрязнение вызывается отходами сельского хозяйства, животноводчества. Ранее в небольших животноводческих хозяйствах навоз смешивали с соломой, его периодически собирали и вывозили на поля в качестве удобрений. Совершенно иначе обстоит дело на крупных животноводческих комплексах. На таких фермах навоз не смешивается с соломой, а смывается водой. Поступление таких стоков в реку, в почву приводит к биологическому бедствию.
Учащиеся слушают сообщение третьей группы и готовят ответ на вопрос: “Следствием чего стало радмационное загрязнение?”
3 группа. Загрязнение может быть радиационным. (Слайд 14) Радиационное загрязнение вызвано последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная часть почв Республики Беларусь загрязнена радионуклидами, попавшими в нее вследствие этой аварии.
4 группа. Загрязняется почва также бытовым мусором. (Слайд 15) Раньше проблема бытового мусора считалась городской. В настоящее время окрестности современных сел превратились в стихийные свалки. Мусором завалены обочины автомобильных дорог. Загрязняются мусором леса, территории вокруг дачных участков.
-Как вы считаете, чем загрязнена почва в нашей местности?
4. Физкультминутка: релаксация (звучит музыка, учитель читает стихотворение о природе, дети закрывают глаза и представляют себе картины природы)
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.
Окоймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет.
Вот один взмахнул лениво
крыльями – и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
5.Объяснение нового материала (продолжение)
-Представьте, чтокогда-то на Земле вообще не было почвы, везде было пусто. Но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала еще прекрасней. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Почву восстановить может сама природа, но очень медленно. 1 см почвы образуется за 250 - 300 лет, а 20см – за 5-6 тыс. лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
-А сейчас давайте подумаем, какие бы вы могли внести предложения по охране почв. (Совпадающие предложения учащихся с предложениями, записанными на доске учителем, открываются.)
-Каждая группа учащихся составляла рисунок-схему, на которой показано, чего нельзя делать в природе. Давайте посмотрим и скажем, чего же нельзя делать.(Вывешиваются на доску рисунки-схемы учащихся и идет обсуждение по ним.)
Дополнение учителем: Важнейшая проблема – защита почв от разрушения водой о ветром. (Слайд 16) Потоки воды нарушают связь почвенных частиц. Они легко сносятся текучей водой. Особенно велик размыв почв при весеннем снеготаянии. Ветер также может поднимать и переносить на другое место мельчайшие частицы, что приводит к разрушению почвы. Чтобы это предотвратить, надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах. Чтобы вода не сбегала, а впитывалась, вспашку следует вести поперек склонов.
5.1 Сообщение учащихся
Выступление знатоков, которые подготовили рубрику “Это интересно” о том, как используется биологический метод очистки почв с применением растений.
-Как-то раз немецкий биолог Роланд Мегнет обнаружил на свалке огромные травянистые растения с белоснежными цветками. Другие растения на свалке не росли, потому что почва была загрязнена тяжёлыми металлами. Как выяснилось позже, это была сахалинская гречиха, которая в конце 19 века попала сюда из России. (Слайд 17) Удивительные растения были с успехом использованы для очистки отравленной мышьяком почвы на военном полигоне, где раньше испытывалось химическое оружие. Через два годы после посадки ядовитые вещества больше не обнаруживались. Сахалинская гречиха не единственное растение, которое поглащает тяжелые металлы. Прекрасно извлекает цинк и кадмий альпийская горчица (Слайд 18), а индийская предпочитает свинец и хром (Слайд 19).
-Почему для удаления из почвы ядовитых веществ целесообразно использовать биологический метод очистки с применением растений?
-Назовите растения, которые применяются для очистки почв.
Дополнение уителем интересных фактов
-Для оценки степени загрязненности почвы ученые научились использовать насекомых, почвенных червей, а в последнее время используют и зверей. Например, мыши-полевки, кроты, лесные мыши быстро реагируют на опасные загрязняющие вещества в среде их обитания. Анализ шерсти покажет, какие из металлов стали главными загрязнителями. При сильном загрязнении почвы изменяются и размеры тела животных, состав их крови. Все эти и другие признаки могут подсказать специалистам о загрязнении почвы.
6. Работа в группах
Самостоятельная работа в группах.
1 группа - разгадывает кроссворд.
Задания для кроссворда: 1. Основное свойство почвы.
2.Самый ценный компонент в почве, от котрого зависят свойства
почвы.
3.Почвы с большим количеством перегноя.
4.Одно из веществ, входящих в состав почвы.
5.Почвы с большим количеством песка.
2 группа – закончить предложение: “Если враз исчезнут на Земле все почвы, то …”
3 группа – работа с пословицами: разгадать ключ к шифру, расшифровать пословицы и объяснить смысл двух любых пословиц.
Зеъмеъльъка – маъть наъша: и коърмит, и поъит, и одеъваъет.
Кто земьле даьёт, тоьму и зеьмля даьёт.
Мноягоя снеяга – мнояго хлеяба.
7.Викторина для команд
Вопросы викторины:
*Тема сегодняшнего занятия.
*Что такое почва?
*Назовите основное свойство почвы.
* Какое загрязнение почвы вызывает неправильное использование минеральных удобрений?
* Какое загрязнение почвы вызывают попавшие в почву радионуклиды?
*Какой термин в переводе означает “убиваю заразу”?
*В настоящее время окрестности сел и городов превращаются в стихийные свалки. Какое загрязнение почвы они вызывают?
*Огораживание и благоустройство ферм является способом охраны почв от какого загрязнения?
*За сколько лет образуется 1см почвы?
*Назовите растения, с помощью которых очищают почвы от ядовитых веществ.
*С помощью каких зверей ученые могут определять степень загрязнения почвы?
8. Творческая работа учащихся
Учащимся в группах предлагается придумать слова в рифму и сложить стихотворение об охране почвы.
Не разрушайте этот ……………, (мир)
Девчонки и ……………………, (мальчишки)
Иначе эти ………………………, (чудеса)
Останутся лишь в …………… . (книжках)
9. Итог занятия. Рефлексия
-Вот и подошло к концу сегодняшнее исследование. Вы действительно настоящие исследователи, но, чтобы стать научными руководителями, я предлагаю вам самостоятельно изучить дополнительный материал в следующих книгах. (Выставка книг)
-Закончить занятие хочу следующими словами (Слайд 20):
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Если вы согласны с этими словами и готовы всегда беречь эту удивительную землю и приумножать то величайшее богатство, которое дает нам наша земля, то начните украшать этот маленький мир своими цветами на нашей доске и продолжите украшать огромный мир за стенами нашей школы. (Учащиеся прикрепляют цветы на рисунок, на котором изображена наша планета.)