kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Несклоняемые имена существительные" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года-2017". Отличный материал!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Несклоняемые имена существительные" (4 класс)»

Тема: Несклоняемые имена существительные.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные. Формировать умение самостоятельно строить и применять новое знание.

Задачи урока:

1Познакомить с особенностями несклоняемых имён существительных

2.Упражнять в умении распознавать несклоняемые имена существительные.

3. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи

4..Создавать коммуникативно-речевые ситуации для развития речи детей.



Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.

Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

ЛичностныеУУД: Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах 2.Презентационное сопровождение урока 3.Компьютер, проектор 4.Интернет ресурсы 4. Рабочие листы для учащихся 5.Словари





Ход урока: I. О.М. Здравствуйте! Меня зовут Флюра Сабирьяновна. Сегодня я не только учитель. Обратите внимание на мои принадлежности. Человеку какой профессии принадлежат эти вещи?

Кто такой корреспондент?

В толковом словаре Д.Н. Ушакова дается такое значение: корреспондент – это не просто сотрудник периодического издания, а тот человек, который передает информацию с места событий.

Работа корреспондента на 90% состоит из поиска необходимой информации.

Сегодня я, как корреспондент, пришла к вам, чтобы собрать необходимую информацию,

обработать и грамотно изложить в районном периодическом издании на «Земле Салавата».

Сегодня я и вам предлагаю побыть в роли корреспондента. Для вас я приготовила листочки для заметок, чтобы вы во время урока фиксировали новую для вас информацию.

У корреспондентов существует такой способ  получения информации,

как интервью. Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченному плану,  имеющая  общественный интерес. В данном случае у меня появился интерес узнать о том, что вы изучали на прошлых уроках.

ΙI. Актуализация знаний.

Интервью

- Какую часть речи вы сейчас изучаете?

- Что такое имя существительное?

-Что обозначают имена существительные?

--На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Какого рода бывают имена существительные?



- Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)



- Какие бывают числа?

-Что такое склонение? (Изменение слов по падежам и числам).

- Сколько склонений есть у имен сущ-х?

Откройте тетради. Напишите дату.

IΙI Самоопределение к деятельности.

Какую информацию сегодня мы сегодня будем собирать, выясним, после выполнения задания.

Задание.

На доске работают 2 обуч-ся, остальные работают в тетрадях.

-Запишите слова лото, село.

- Что у них общего? (ср.р., 3- скл)

Примечание. Если ученики отметят окончание -о, реакция учителя: «Проверим, так ли это».

- Просклоняйте в тетрадях им. сущ. лото, село.

- Какие отличия вы заметили? (Слово село склоняется, а слово лото не изменилось)

- Как можно назвать такие слова?(Неизменяемые).

- Попробуйте дать название этим словам, опираясь на ключевое слово- склонение.

- Сформулируйте тему нашего урока.


(Несклоняемые имена существительные).

Какие цели и задачи поставим перед собой будучи корреспондентами?

Зафиксируйте на листочках ключевое слово – несклоняемые.

IV. Поиск решения (открытие нового знания)

1.Вернёмся к словам, которые мы просклоняли и выделим окончания.

- Выделите окончания.

- Можно ли сказать, что у слова лото - окончание –о? Почему? (Эта часть слова не меняется).

- Какую часть слова мы можем выделить?

Итак, какую информацию о несклоняемых им. сущ. нам необходимо зафиксировать?

Вывод: у несклоняемых им. сущ. нет окончания. Это значит, что не нужно его никак обозначать. Всё слово является основой.

Метод. рекомендация: следует обязательно сделать акцент не только на выделении основ нескл. слов, но и на отсутствии вообще окончания, даже нулевого( нулевое – это окончание, кот-ое появляется в других формах слова)

2. У корреспондентов есть свой кодекс чести.

1.Корреспондент  распространяет  и комментирует только  ту информацию, в достоверности которой  он убежден и источник  которой ему хорошо  известен.

А значит, какую цель для дальнейшей работы мы поставим перед собой? (Убедиться в том, что несклоняемые им.сущ.не склоняются по падежам?

- Да, нам необходимо убедиться в том, что нескл. сущ. не склоняются по падежам.

И вам, как корреспондентам, необходимо будет самостоятельно добыть ещё новую информацию о нескл сущ., опираясь на знания об определении падежа у имен сущ.

Изменение существительных (работа по рядам).

Работа по учебнику. Упражнение 170. Задание: Спиши , вместо точек допиши слова, данные в скобках. Определить падеж у нескл. имен сущ. Запись в тетради.

1-й ряд . Напишите вместо точек слово пальто. Изменилась ли форма этого слова? Попробуйте определить падеж.

... 2- й ряд Напишите вместо точек слово метро. Изменилась ли форма этого слова? Попробуйте определить падеж.

3-й ряд. Напишите вместо точек слово пианино.. Изменилась ли форма этого слова? Попробуйте определить падеж.

  • Проверка.

У. Таким образом, какую информацию мы подтвердили?

А какую новую заметку мы напишем для себя?

Заметка. Попробуйте сформулировать определение. Что такое нескл. им. сущ.

Несклоняемые имена существительные – это, слова, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют свою форму.

Мы убедились в достоверности полученной информации. По кодексу чести корреспондентов теперь можем распространять и комментировать полученную информацию.

3. Какими качествами должен обладать корреспондент, чтобы написать статью? Корреспондент д/б грамотным. Статьи должны быть написаны без ошибок – грамматических, орфографических, лексических.

Сейчас прозвучит песенка о том, как два друга поехали в кинотеатр смотреть фильм. Вам необходимо проявить свою грамотность в правильном употреблении в речи нескл. сущ-х.

Индивидуальная работа. По ходу прослушивания на листочках для заметок написать словосочетания с нескл.сущ., исправляя ошибки.

Радионяня



Выступление обуч-ся.

Какую заметку для себя сделаем. Необходимо грамотно употреблять в речи нескл. им. сущ.

По тропинке журналисты шли домой издалека. ( ходьба на месте)
Говорят: «Такого шума,
 не слыхали никогда». (плечи поднять вверх)
Пять веселых домовых
 праздничною ночкой,
Сочиняли репортаж в сказочном лесочке. (повороты вправо, влево)
Один кружился в вальсе, второй к земле прижался,
Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал.
А четвертый топал, как Мишка косолапый.
Пятый пел до хрипоты, песенку за песенкой.
Этой ночью домовым было очень весело.

4. Как вы думаете могут ли корреспонденты одного периодич. издания работать в сотрудничестве с корресп-ом из другого издания?


Работа в парах. Мы тоже сейчас поработаем в сотрудничестве друг с другом.


Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

манто

спортивный судья (в боксе)

кашне

меховое широкое женское пальто

кашпо


выдающийся музыкант или композитор

жалюзи

декоративный поддон для цветочного горшка

маэстро

узкий мужской тонкий шарф, одеваемый под пальто или костюм

рефери

шторы, состоящие из жёстких пластин (пластика, дерева...)



Посмотрите, на слайд прочитайте определения некоторых слов из википедии.

Пенсне (из фр. pince-nez от pincer — защемить и nez — нос) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке

ШОССЕ [сэ],(фр.) нескл., ср. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием. Асфальтированное ш. I) прил. шоссейный, -ая, -ое

Пальто нескл., ср. (франц. paletot). Род верхней одежды длинного покроя. Зимнее пальто. Демисезонное пальто.(словарь Ожегова)

Пари – (франц)заключенное между двумя спорящими людьми условие

ПИАНИ́НО, нескл., ср. (итал. pianino, первонач. тихонько, уменьш.-ласк. к piano - тихо). Музыкальный клавишный инструмент, разновидность фортепиано, в форме высокого стоячего ящика с вертикально натянутыми струнами. Играть на пианино. Фабрика пианино.(словарь Ушакова).

Сделаем вывод. Несклоняемые имена сущ. иноязычные, заимствованы из других языков.

Поэтому они не подчиняются законам русского языка, т.е. не изм. по падежам.

По мнению исследователей, в русском языке количество заимствованных слов составляют сравнительно небольшой процент (не более 10—20%).

5. Творческая работа.

Мы накопили достаточно информации о нескл. им. сущ-х. Теперь нам необходимо создать интересный материал, подойдя к ней творчески, кот-ый действительно понравится всем присутствующим.

Работа в группах. 1.Написать рассказ «Поход в цирк» 2. Написать рекламу: Изделия фабрики «Метелица»». 3. Написать объявление « К нам приезжает цирк». 4.Написать рассказ «Интересный случай в метро». 5. Написать рассказ «Встреча с другом в кафе».

6. Проверочная работа. Написать в два столбика склоняемые и несклоняемые им. сущ. Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, желе, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

Самопроверка по слайду.

V. Итог урока.

Итак, какую информацию о нескл. им. сущ. мы накопили на уроке. Об этом вы можете взять интервью у своих одноклассников. Составление кластера.

1..С какими словами мы познакомились на уроке? (С несклоняемыми именами существительными.)

Что такое несклоняемые существительные? (это, слова, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют свою форму..)

Из каких частей состоит несклоняемое имя существительное? (Они не имеют окончания ,все слово – основа. )

Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте

2 Самоценка

-Оцените себя на бланках , выбрав нужное:


Мне было интересно/ не интересно узнавать новое.

Мне было лёгко / трудно выполнять задания.

Я со всеми заданиями справился сам/ нуждался в помощи .


3.Оценка учителя.

Итог учителя. Ребята, мы как корреспонденты, накопили сегодня информацию о нескл. им. сущ., грамотно научились излагать свои мысли, комментировали только  ту информацию, в достоверности, кот-х мы убедились сами. Молодцы!

Домашнее задание.

  1. Написать статью в газету о сегодняшнем уроке

  2. Упр.171. Выписать все имена существительные и разобрать как часть речи.

  3. Найти в словаре 5 несклоняемых имен существительных и состваить предложения с этими словами.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Несклоняемые имена существительные" (4 класс)

Автор: Гайфуллина Флюра Сабирьяновна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_po_teme_neskloniaemye_imena_sushche"
    ["file_id"] => string(6) "592976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186561"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(47) "nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "172640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423843201"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по русскому языку. Тема: "Несклоняемые имена существительные", 4 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tiema_nieskloniaiemyie_imiena_sushchiestvitie"
    ["file_id"] => string(6) "381582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484898831"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "193401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427635144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства