3 4 5 3 1 1) Формулировка правила. Ребята, посмотрите к нам на урок прилетел сказочный гость. Отгадайте кто? Любит тортики, варенье, Сушки, сладости, печенье. Он упитанный вполне... И пропеллер на спине! Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь) – Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е) – Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье) – Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный) – Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Прочитай слова. Спишите. Подчеркни, разделительный Ь и буквы, между которыми стоит Ь. (Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь) ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ – Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные) – Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные) – Назови эти гласные буквы. ( Е,Ё,Ю,Я,И ) – Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь) – А теперь попробуй сформулировать правило Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 68, и прочитайте правило. – Молодцы, а мы с вами продолжим нашу работу. Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь. – Прочитайте слова на слайде. 1 вариант выписывает слова с разделительным Ь , 2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным. Слова: Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья, ружьё, кровать, колье. ( ОЦЕНИТЕ СЕБЯ) – Зачитай. (оценка учащихся) – Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного ) Вывод: Повторим правило Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. - Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного) Молодцы! ФИЗМИНУТКА. – Продолжаем наш урок. Откроем стр. 69 упр.126. Прочитайте задание. ( оцените свою работу) - Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом. КОМПЬЮТЕР. Что оно обозначает? Где можно найти ответ на вопрос? Компьютер – пришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю. Запишите слово, выделите орфограмму. - Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69. *ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА. - Молодцы ребята. Посмотрите, над словом вьюга стоит цифра 1, что она обозначает. (выполнить звуко – буквенный разбор слова). Работа в группах. Объединитесь в группы по 4 человека, и подберите еще 5 слов с орфограммами на различные правила. *1 группа. Безударная гласная в корне слова. *2 группа. Парные согласные в корне слова. *3 группа. Ь – показатель мягкости согласных *4 группа. Разделительный ь знак. *5. Группа. ЧК – ЧН - Молодцы, вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте поиграем, Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом. 1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье) 2) Чувство огромной радости. (счастье) 3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё) 4) Одежда, для девочки. (платье) 5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья) – На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак) Расскажите правило. Возьмите карточки, подчеркните слова с разделительным ь знаком. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |