kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Разделительный ь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок по теме "Разделительный ь". Презентация прилагается.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Разделительный ь".»

Русский язык


Урок 88 (70).

Тема: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

Цель:

– сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах, совершенствование умений писать слова с разделительным мягким знаком;

– развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных;

– продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι.Организационный.








ΙΙ. Актуализация знаний.
















1 3

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.



– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 4 6 3 2 4 1 2 3

1.

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

*Сделал дело – гуляй смело.

Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.

2) Словарная работа.

Словарный диктант.

Огород, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах)

3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

(Ученик составляет устно, учитель записывает в электронной тетради)

Запишите в тетради. На огороде выросли спелые овощи. Дайте характеристику предложению. Разобрать по составу.

-А теперь попробуйте изменить это предложение так, чтобы оно стало сложным.

* На огороде выросли спелые овощи, а в саду поспели груши и яблоки.

-А сейчас – вставьте в предложение обращение.

*Андрей, вот и первое яблоко!


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.


1 3 3

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья
Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети.

(Слова с разделительным мягким знаком) Какова тема урока?

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.

-Какова цель нашего урока? (ответы детей)

* Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.

2) Немного из истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь (ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мяг-кий знак.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.














































































IV) Первичное закрепление.


3 4 5 3 1

1) Формулировка правила.

Ребята, посмотрите к нам на урок прилетел сказочный гость. Отгадайте кто?

Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне...
И пропеллер на спине!

Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.

Прочитай слова. Спишите. Подчеркни, разделительный Ь и буквы, между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. ( Е,Ё,Ю,Я,И )

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 68, и прочитайте правило.

– Молодцы, а мы с вами продолжим нашу работу. Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь.

– Прочитайте слова на слайде.

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь , 2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё, кровать, колье. ( ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)

– Зачитай. (оценка учащихся)

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

- Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного) Молодцы!


ФИЗМИНУТКА.

– Продолжаем наш урок. Откроем стр. 69 упр.126. Прочитайте задание.

( оцените свою работу)

- Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом. КОМПЬЮТЕР. Что оно обозначает? Где можно найти ответ на вопрос?

Компьютерпришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю. Запишите слово, выделите орфограмму.

- Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69.

*ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА.

- Молодцы ребята. Посмотрите, над словом вьюга стоит цифра 1, что она обозначает. (выполнить звуко – буквенный разбор слова).

Работа в группах.

Объединитесь в группы по 4 человека, и подберите еще 5 слов с орфограммами на различные правила.

*1 группа.

Безударная гласная в корне слова.

*2 группа.

Парные согласные в корне слова.

*3 группа.

Ь – показатель мягкости согласных

*4 группа.

Разделительный ь знак.

*5. Группа.

ЧК – ЧН

- Молодцы, вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте поиграем,

Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

Расскажите правило. Возьмите карточки, подчеркните слова с разделительным ь знаком.










Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с ситуацией.


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




















ΙV. Итог урока.



– Назовите ключевые слова урока. (Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости) 4 4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?










V. Домашнее задание.



Правило и слова








Деятельность учеников:

– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.




© ООО «Баласс», 2012

11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Разделительный ь".

Автор: Селянина Наталья Викторовна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Правописание ь и ъ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-i"
    ["file_id"] => string(6) "116714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412598317"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak"
    ["file_id"] => string(6) "225791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439895242"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока русского языка с использованием ИКТ «Обобщение изученного материала»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekturokarusskoghoiazykasispolzovaniiemiktobobshchieniieizuchiennoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "290545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454961260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Мягкий и твёрдый разделительные знаки""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_russkogho_iazyka_miaghkii_i_tviordyi_razdielitiel_nyie_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "436866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509875640"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_razdelitelnyi_miagkii_znak"
    ["file_id"] => string(6) "494816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547209158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства