Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Конспект урока по русскому языку
Учитель: Чепракова Л.М.
г. Липецк, МБОУ СОШ № 4
Тема урока: «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью»
Цели урока: (4 класс, УМК «Школа – 2100»)
систематизировать, обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
развивать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора;
прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
расширять и пополнять лексический запас учащихся.
Ход урока I. Организационный момент. II. Минутка чистописания. - Чем кончается день и ночь? (ь) - Что стоит посередине земли? (м) - Чем кончается лето и начитается осень? (о) - Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем повторять на минутке чистописания? ( м ь о) - Возьмите карточку для чистописания, обведите ручкой по пунктирным линиям. Развиваем мелкую моторику рук. - Положите наклонно тетрадь. - Посмотрите внимательно, как эти буквы буду писать я. (показ учителя на доске) М о ь ь ь ь мМм - Повторите у себя в тетрадях на следующей строке.
III. Словарная работа. 1.Словарный диктант « Наоборот». - Запишите в тетради словарные слова, обозначьте орфограммы. - Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если я назову имя прилагательное, то вы запишите однокоренное имя существительное. карнавальный – (карнавал) коридорный – (коридор) фантастика – (фантастическая повесть) тревожный – (тревога) алмаз – (алмазная крошка) шинельная пуговица – ( шинель) 2.Работа со словарным словом « шинель». - Объясните его значение. Подготовленные ученики объясняют лексическое значение слова. - Выполните транскрипцию слова шинель. Запись: шинель – [ ш ы н э л ] – 6 б., 5 зв.
3.Составление предложений. - Устно составь словосочетание со словом « шинель». (солдатская шинель) - Устно составьте простое предложение с этим словосочетанием. ( учащиеся проговаривают вслух) - Запишите предложение, составь схему. гл. сущ. В шкафу висит старая солдатская шинель. [= -]. (учащийся выполняет запись и разбор у доски) На доске:
простое
- Устно составьте сложное предложение со словом « шинель». ( учащиеся проговаривают вслух) - Запишите предложение, составь схему. сущ. гл. мест. гл. гл. [Солдатсогрелся], [ онскинул шинель и сел к огню]. [ - = ], [ - ○ и ○ ]. ( учащийся выполняет запись и разбор у доски) На доске:
сложное
- Устно составьте предложение с прямой речью со словом « шинель». ( учащиеся проговаривают вслух) - Запишите предложение, составь схему. Она закричала из окна: « Застегни шинель, простудишься!» А : «П!» На доске:
прямая речь
IV. Сообщение темы урока. - Используя ключевые слова, сформулируйте тему нашего урока. - Сегодня у нас урок закрепления. Цель нашего урока обобщить знания по изученным темам.
V. Работа по теме урока. - Вспомнить все полученные знания по нашей теме, нам поможет кроссворд. ( индивидуальная работа учащихся по карточкам)
- Проверим, какое слово у вас получилось в выделенном прямоугольнике? ( цитата) - Что такое цитата? (от латинского - провозглашать, дословная выдержка из какого - либо текста или дословно приводимые чьи - либо слова) - Подберите однокоренные слова. (цитата – цитатный, цитирование, цитировать) - Какие знаки препинания нужны в предложении с цитатой? (« » - . ? ! … , ) - Самое главное при цитировании – соблюсти достоверность. Если вы передаете чужую речь, чаще всего это слова авторитетного человека. Не допускайте вольного изменения текста. Верно и грамотно переданная цитата является признаком вашего уважительного отношения к самому автору высказывания. - Сейчас мы с вами будем тренироваться в использовании полученных теоретических знаниях на практике.
1.Исправьте ошибки в схемах. (карточка) 1) [ - = , и - = ]. 3) А – « П.» 2) [ ○], но [○ - = ]. 4) « П » а . - Проверьте себя. ( на доске образец)
2.Графический диктант. Учебник, упр. 99 с. 82. - Я читаю предложение, вы самостоятельно определяете на слух, какое это предложение. - Я читаю предложение повторно, вы в тетради составляете схему. - Поставьте цифру 1. ( учащиеся выполняют самостоятельно, 2 уч – ся у доски) - Выполните взаимопроверку. ( «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «!» - 2 и более ошибок) - Чем отличаются предложения с прямой речью от сложного предложения? ( есть слова автора)
VI. Итог урока. - Над чем мы сегодня работали? ( над постановкой знаков препинания в предложениях с прямой речью, в сложном и простом предложении) - Проверьте, насколько хорошо вы поработали на уроке. Выполните тестовые задания на индивидуальных листах.
VII. Рефлексия. - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. - Давайте подумаем, кто из ваших одноклассников сегодня работал отлично и может получить «5». - Кому сегодня на уроке было легко и интересно работать? Почему? - У кого из вас были затруднения? Как вы думаете, почему?