Дата:
Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания.»
Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Задачи: отрабатывать умения определять цель предложения;
развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
Ж ж ж жж жж жж
Жужжит вожжи дрожжи
Слово жжёт хуже огня.
III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».
Индивидуальные задания по карточкам:
В это время работа с классом.
- А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».
- Ребята, что это за слова? ( словосочетания)
- Что такое словосочетания? ( Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).
Крепкое здоровье Верные друзья Сильная вьюга Белые хлопья Новое пальто
- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? ( существительные и прилагательные)
- На какие группы можно разделить существительные? ( одуш .и неодуш.)
- Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)
- Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. ( Заслушать 1 – 2 учеников)
- Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)
- Когда он пишется? ( Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).
IV. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, что такое предложение? ( законченная мысль)
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?
Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания.
V. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились.
- Черепаха, унеси меня домой.
- А где ты живешь?
- В муравейнике.
Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
Какая это речь? (Разговорная)
Сколько героев участвует в разговоре? (2)
Кто они? (Черепаха и муравей)
Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?
( В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)
С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)
Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
Какой знак стоит в конце предложения? (?)
Как называются такие предложения?
Что сообщается в последнем предложении?
Какой знак стоит в конце предложения?
Как называются такие предложения?
VI. Обобщения (выводы).
-Что содержит вопросительное предложение?
-Что содержит повествовательное предложение?
-К чему побуждают побудительные предложения?
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
В повествовательном – сообщение. Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VII. Физминутка.
VIII. Работа в группах.
- Откройте учебник на с. 209 Поработаем в группах по упр.600
1 группа – выписывает только повествовательные предложения
2 группа – только вопросительные
3 группа – только побудительные
Взаимопроверка. Коллективная проверка.
IХ. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.
- Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей.
- Поднимите руки кто получил 5 баллов? ( 4 балла, 3 балла)
Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением. Упр 601
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили? (нет знаков препинания)
- Выделите предложения.
- Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.
ХI. Итог.
- Что повторили о предложении?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
ХIII. Домашнее задание. Стр 208- прочитать, упр 603