Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи "Зимушка Зима"»
Конспект урока по развитию речи 4 класс
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: Познакомить детей с приметами зимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах; уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,самостоятельности,инициативности,
ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, мяч-снежок(для обратных игр), пластилин.
Ход урока:
1.Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Сядьте ровно, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем и урок сейчас начнем.
-Ребята, а какой сейчас урок?
-Что мы делаем на уроках развития речи?
2.Актуализация знаний.
-Ребята, послушайте стихотворение:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
-О каком времени года говорится в стихотворении?
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме и ее приметах.
-Посмотрите на картину, что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная)
4.Дидактическая игра "Добавь словечко». Фронтальный опрос.
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег(родственные слова). Привести пример.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)
5.Дифференциация звука С.
- Ребята, послушайте, зимой, когда идёт снег и дует сильный ветер, слышится такой звук:
С-С-С-С-С-С-С-С
- Я буду произносить разные звуки, а вы, если услышите звук [с], хлопните в ладоши.
А-П-И-С-С-Т-И-С-А-С-О-Р-С
- А сейчас произнесите за мной чистоговорку:
6. Чистоговорка.
Са-Са-Са – во дворе чудеса
Со-со-со – мы слепили колесо
Ос-ос-ос –прилепили ему нос
Ик-ик-ик –получился снеговик
-Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
7. Игра «Подбери явление» (используем мяч-снежок) Выборочный опрос.
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она?
(Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)
Можно использовать подсказку:
-Если на улице снег, то зима какая? (снежная)
-Если на улице мороз, то зима какая? (морозная) и т. д.
-Давайте представим себя снежинками, легкими, воздушными.
8.Физминутка «Снежинки» Ой летят, летят снежинки - Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.) Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону, Рукавами повела. затем левую) Все снежинки закружила И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
- А еще снег тает, когда теплая погода.
- А вы любите гулять зимой на улице?
- А что можно делать зимой на улице?
(кататься с горки, кататься на санках, лыжах, ледянках, лепить снеговика, играть в снежки)
-А давайте с вами сейчас тоже слепим снеговика.
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати, кати, ты свой снежок.
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком.
9.Практическая деятельность.
Из пластилина лепим снеговика. (МОЖНО ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)
10.Физ. минутка.
Ой, как холодно стало. Давайте погреемся немножко.