kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по письму и развитию речи 4 класс "Имена собственные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень насыщенный урок. Поможет учителю в проведении открытого урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи 4 класс "Имена собственные"»

Департамент образования города Севастополя

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение города Севастополя

для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Рекомендовано к утверждению «Утверждаю»

директором школы Директор ГБС(к)ОУОШИ №1 VIII вида

заместитель директора __________________ Кондакова Е. И.

по учебно-воспитательной работе

_______________ Даценко Г. Б.









КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В 4 КЛАССЕ

Тема: «Имена Собственные»











Урок разработала и проверила

Учитель 4 класса: Чурсина Ю.А.





2016 – 2017 уч. год



10.02.2017г.

Тема: «Имена собственные»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для овладения детьми знаниями о собственных именах- именах людей.
Задачи:
• Образовательные:
-сформировать навык написания имен собственных с большой буквы;
-развивать орфографическую зоркость.

• Коррекционные: 
-развивать зрительное внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать мыслительные процессы.

• Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе в тетради.



Оборудование: презентация, интерактивная доска, таблица «Части речи», таблица «Имена собственные», правила в таблицах «Имена существительные», таблица диагностики, рисунок солнца (рефлексия); лучики солнца для оценивания; разноуровневые карточки «Собери предложение», «Собери слово», раскраски.


Ход урока:

I. Орг. момент (слайд №1)

Прозвенел звонок для нас!
К уроку готов наш класс? (Да)
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.

(Дети садятся за парты.)

Доклад дежурного.

- Ребята, а какое у нас время года за окном?

- Какая погода? Какое настроение у вас вызывает такая погода?

- Я думаю, что к концу урока ваше настроение улучшится.

-Давайте мы с вами проговорим чистоговорку о приметах зимы и одновременно разомнем наши пальчики, приготовим их к письму.





II. Чистоговорка с пальчиковой гимнастикой. (слайд №2)

МА-ма-ма- пришла зима.

Ул-ул-ул- ветерок подул.

Ет-ет-ет- снег идет.

Ки-ки-ки – лепим мы снежки.

Ор-ор-ор- чистим мы от снега двор.

- Наши ручки готовы к письму.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Правило посадки во время письма)

III. Минутка чистописания.(слайд №3)

(На доске буквы а ю к д ж Ч р у с)

- На доске буквы.

- Какая здесь лишняя и почему? (Ч, потому что заглавная, остальные маленькие-строчные)

- Пропишите заглавную букву Ч.

- Возьмите красный карандаш и обведите, на ваш взгляд, самую красивую букву, которая у вас получилась.

IV. Постановка учебной задачи.

- С давних времен существует страна под названием “Части речи”. (Обратиться к таблице.) 

-Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.

-Путешествуя по этой стране мы познакомились с именем существительным.

- А сегодня на уроке мы познакомимся с одной из частей собственных имен существительных – именами людей.

- Во время урока за свою работу вы будете получать лучики, а что получится из этих лучиков, вы узнаете в конце урока.

- Но для этого нам придется вспомнить:

- Что это за часть речи - имена существительные? (Правило)(слайд №4)

- На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

(слайд №5)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные имена существительные)

V. Словарная работа.(слайд №6)

- Молодцы! Выберите, пожалуйста, из предложенных слов, имена существительные, отвечающие на вопрос кто?( На слайде слова: луч, собака, кофе, мел, окно, улов, учитель, тире, сок)

(Слова, отвечающие на вопрос кто «выстраиваются в столбик)(слайд №7)

- Из данных слов назовите то слово, в котором букв больше, чем звуков. (Учитель, т.к. мягкий знак звука не обозначает).

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (неодушевленные имена существительные)

(Дети называют слова, учитель на слайде показывает. Слова, отвечающие на вопрос что «выстраиваются» в столбик)(слайд №8)

- А сегодня мы познакомимся еще с одним словом, написание которого надо запомнить. Его вы узнаете, если соедините последние буквы в словах, отвечающие на вопрос что?

(Учитель обращает внимание детей на экран).

(Дети говорят вслух слово человек.)

- На какой вопрос отвечает это слово?(Кто?)

- Какой частью речи является? (именем существительным)

- Запишите это слово. Сделайте звуко-буквенный анализ слова.

- В слове “человек” 2 непроверяемые безударные гласные – е, о, которые надо запомнить.

1гр., 2гр.- письменно выполняет задание

3гр.- индивидуальные задания( выложить из букв слово по образцу, раскрасить по образцу)

Проверка выполнения задания.

VI. Физ. минутка (подвижная)(слайд №9)

VII. Работа по проблеме урока.

- Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

- Девочка, какую часть речи мы начали изучать?

- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)

(Повторить вопрос, обращаясь по имени к конкретному ребенку.)

- Вика, какую часть речи мы начали изучать?

- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.

- На какой же вопрос отвечают наши имена? (кто?)

- Если все имена отвечают на вопрос кто, к какой же части речи относятся они? (к имени существительному)

- А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, тогда оно является его собственным и больше ничьим. Значит, как можно назвать наши имена? (имена собственные)

- Если мы хотим кому-то показать свое уважение, то при письме в этом нам поможет…..НЕ знаете?

- Посмотрите сценку и если вы будите внимательны, то ответите на мой вопрос.

VIII. Сценка: (слайд №10)

Автор: Буква обычная выросла вдруг, 

Выросла выше всех букв-подруг. 

Смотрят с почтением на букву подруги. 

Буквы:- Но почему? За какие заслуги? 

Автор: Буква расти не сама захотела, 

Букве поручено важное дело. 

Кирилл:-Встану, я, в слове не зря и не просто 

Буквой такого высокого роста. 

Ну, для начала у строчки в начале, 

Чтобы начало все замечали. 

Имя, фамилию пишут со мною, 

Чтобы заметнее быть, я не скрою.

Буква большая – совсем не пустяк: 

В букве большой уважения знак! 

– Какие важные дела у большой буквы? Где мы должны писать заглавную букву? (в именах людей и в начале предложения)

-Так что же нам делать, если мы хотим показать кому то свое уважение при письме? (правило) (слайд №11)

- Теперь вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)

- На какой вопрос отвечают имена собственные? (кто?)

- А к какой части речи относятся имена собственные? (к имени существительному)

IX. Первичное закрепление нового материала.

- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя? (ответы детей)

- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван. Когда Иван был маленьким, как его называла мама? ( Ванечка)

- У человека есть собственное имя полное и, то, которым его называют в детстве.

Игра «Назови ласково»

- Запишем в тетради, как в детстве звали Сашу, Женю? (Сашенька, Женечка)

1гр., 2гр. - записывают имена.

3гр. - раскрашивают свои имена.





Игра «Поднимись – большой букве поклонись».

- Я называю слова. Если вы услышали слово, которое пишется с большой буквы, вы должны подняться.

- А что вы любите делаете в свободное время для улучшении своего здоровья, когда приходите после школы домой? (играть, бегать, прыгать)

X. Составление предложений (по предложенному слайду).(слайд №12)

- Посмотрите на экран. Что делают дети, изображенные на слайде? (ответы детей)

- Обратите внимание, какие они жизнерадостные, веселые. Они не сидят целыми днями перед телевизором или компьютером. А больше бывают на свежем воздухе, тем самым улучшая свое здоровье.

- Составьте предложение из разрозненных слов.

(Предложение записываем в тетрадь. Письмо с комментированием)

- Подчеркните имена собственные.

1гр., 2гр. – работает в тетради.

3гр.- собирает разрезную картинку по составленному предложению.

Проверка выполнения задания.

(Учитель обращает внимание детей на доску, где находится плакатна котором изображены понятия, относящиеся к имени собственному.) (карта)

- Сегодня мы с вами говорим только об одной группе, которые относятся к собственным именам существительным – имена людей, с остальными же вы познакомитесь на следующих уроках.

XI. Физминутка для глаз. (видеоролик)

XII. Самостоятельная работа. Диагностика.

- А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили новую тему. У вас на столе лежат листочки, на которых написаны задания. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты. Вы выполняете те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинайте работу с первого задания. Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.

1 гр.- самостоятельная работа учащихся.

2гр. - с объяснением учителя.

3 гр.- раскрашивают свое имя.

(Проверка диагностики).

- На доске находятся кармашки. Если вы сделали все четыре задания, то положите их в красный кармашек, если выполнили три – положите в кармашек желтого цвета, два – ваш кармашек зеленого цвета, одно – это синий цвет.







XIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

(На протяжении всего урока учитель за ответы поощряет детей, раздавая “лучики”).

- А чтобы подвести итог нашего урока, посмотрите на экран. (Мнемотаблица)(слайд №13)

- Кто это? (ученики класса)

- Что есть у каждого этого ребенка? (имя)

- Как пишутся имена людей? (с большой буквы)

- На какие вопросы отвечают имена людей? (кто?)

- К какой части речи относятся имена? (имя существительное)

- Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы? (собственными)

XIV. Самооценка.

(Самооценка детей.)

-Сосчитайте количество лучиков, полученных вами за работу на уроке, это и есть ваша оценка.

(Итог самооценки) Опрос учащихся.

XV. Рефлексия.

- Ребята, в начале урока я спросила какая у нас погода и какое у вас настроение.

- Вы хотите, чтоб ваше настроение стало радостным?

- Давайте разгоним тучи и зажжем солнышко?

- За вашу работу, за ваше старание в течение всего урока вы получали от меня лучики.

- Возьмите самый длинный лучик, выйдите к доске и приклейте свой лучик к солнышку.

(На доске висит плакат с нарисованным солнцем, у которого нет лучей. Дети подходят к доске и прикрепляют лучи к солнцу.)

- Раз, два, три - солнышко, гори! Как красиво стало! Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! (слайд 14)

XVI. Домашнее задание. Волшебная шкатулка.

Индивидуальные карточки с подарками.















Самоанализ урока

учитель: Чурсина Ю. А.

Предмет: письмо и развитие речи 4 класс.

Тема моего урока “Имена существительные собственные”.

Цель данного урока: ознакомление учащихся с собственными именами существительными – имена людей.

Задачи урока:

  • формирование навыка правописания большой буквы в именах людей;

  • развитие у учащихся мыслительных операций: сравнение и обобщение;

  • воспитание познавательного интереса к предмету.

По типу урок представляет собой урок изучения нового материала. В календарно-тематическом планировании этот урок – первый по счету при изучении темы “Имена собственные”.

С написанием большой буквы в именах людей дети знакомы еще с периода обучения грамоте. Но только на сегодняшнем уроке я знакомлю учащихся с одной из категорий имени существительного – собственности – именами людей.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применяла две физкультминутки и пальчиковую гимнастику, смену динамических поз.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

  • через прямое требование;

  • связывая изученный материал с жизнью школьника;

  • с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению. Это входит в систему моей работы по междисциплинарной программе ОУУН (общеучебные умения и навыки).

Для определения эффективности урока была проведена диагностика. Диагностика представляет собой разноуровневые задания. Особенностью этого параметра является то, что ребенок сам для себя определяет уровень сложности заданий в соответствии со своей траекторией успеха, что делает обучение ребенка более комфортным. Характер общения с учениками строится с учетом возрастных особенностей и на основе сотрудничества.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по письму и развитию речи 4 класс "Имена собственные"

Автор: Чурсина Юлия Андреевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 394010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку  на тему "Имена собственные" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imiena-sobstviennyie"
    ["file_id"] => string(6) "106575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403032950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока в 5 классе на тему "Письмо". "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "111871"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408017128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по русскому языку по теме "Заглавная буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "118309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413105738"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме "Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukva-iu-i-ieio-zvuki-strochnaia-bukva-iu"
    ["file_id"] => string(6) "315329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459864396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства