для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Рекомендовано к утверждению «Утверждаю»
директором школы Директор ГБС(к)ОУОШИ №1 VIII вида
заместитель директора __________________ Кондакова Е. И.
по учебно-воспитательной работе
_______________ Даценко Г. Б.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В 4 КЛАССЕ
Тема: «Имена Собственные»
Урок разработала и проверила
Учитель 4 класса: Чурсина Ю.А.
2016 – 2017 уч. год
10.02.2017г.
Тема: «Имена собственные»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для овладения детьми знаниями о собственных именах- именах людей. Задачи: • Образовательные: -сформировать навык написания имен собственных с большой буквы; -развивать орфографическую зоркость.
• Коррекционные: -развивать зрительное внимание; - развивать общую и мелкую моторику; -развивать мыслительные процессы.
• Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Прозвенел звонок для нас! К уроку готов наш класс? (Да) Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем.
(Дети садятся за парты.)
Доклад дежурного.
- Ребята, а какое у нас время года за окном?
- Какая погода? Какое настроение у вас вызывает такая погода?
- Я думаю, что к концу урока ваше настроение улучшится.
-Давайте мы с вами проговорим чистоговорку о приметах зимы и одновременно разомнем наши пальчики, приготовим их к письму.
II. Чистоговорка с пальчиковой гимнастикой. (слайд №2)
МА-ма-ма- пришла зима.
Ул-ул-ул- ветерок подул.
Ет-ет-ет- снег идет.
Ки-ки-ки – лепим мы снежки.
Ор-ор-ор- чистим мы от снега двор.
- Наши ручки готовы к письму.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Правило посадки во время письма)
III. Минутка чистописания.(слайд №3)
(На доске буквы а ю к д ж Ч р у с)
- На доске буквы.
- Какая здесь лишняя и почему? (Ч, потому что заглавная, остальные маленькие-строчные)
- Пропишите заглавную букву Ч.
- Возьмите красный карандаш и обведите, на ваш взгляд, самую красивую букву, которая у вас получилась.
IV. Постановка учебной задачи.
- С давних времен существует страна под названием “Части речи”. (Обратиться к таблице.)
-Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.
-Путешествуя по этой стране мы познакомились с именем существительным.
- А сегодня на уроке мы познакомимся с одной из частей собственных имен существительных – именами людей.
- Во время урока за свою работу вы будете получать лучики, а что получится из этих лучиков, вы узнаете в конце урока.
- Но для этого нам придется вспомнить:
- Что это за часть речи - имена существительные? (Правило)(слайд №4)
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)
(слайд №5)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные имена существительные)
V. Словарная работа.(слайд №6)
- Молодцы! Выберите, пожалуйста, из предложенных слов, имена существительные, отвечающие на вопрос кто?( На слайде слова: луч, собака, кофе, мел, окно, улов, учитель, тире, сок)
(Слова, отвечающие на вопрос кто «выстраиваются в столбик)(слайд №7)
- Из данных слов назовите то слово, в котором букв больше, чем звуков. (Учитель, т.к. мягкий знак звука не обозначает).
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (неодушевленные именасуществительные)
(Дети называют слова, учитель на слайде показывает. Слова, отвечающие на вопрос что «выстраиваются» в столбик)(слайд №8)
- А сегодня мы познакомимся еще с одним словом, написание которого надо запомнить. Его вы узнаете, если соедините последние буквы в словах, отвечающие на вопрос что?
(Учитель обращает внимание детей на экран).
(Дети говорят вслух слово человек.)
- На какой вопрос отвечает это слово?(Кто?)
- Какой частью речи является? (именем существительным)
- Запишите это слово. Сделайте звуко-буквенный анализ слова.
- В слове “человек” 2 непроверяемые безударные гласные – е, о, которые надо запомнить.
1гр., 2гр.- письменно выполняет задание
3гр.- индивидуальные задания( выложить из букв слово по образцу, раскрасить по образцу)
Проверка выполнения задания.
VI. Физ. минутка (подвижная)(слайд №9)
VII. Работа по проблеме урока.
- Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:
- Девочка, какую часть речи мы начали изучать?
- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)
(Повторить вопрос, обращаясь по имени к конкретному ребенку.)
- Вика, какую часть речи мы начали изучать?
- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.
- На какой же вопрос отвечают наши имена? (кто?)
- Если все имена отвечают на вопрос кто, к какой же части речи относятся они? (к имени существительному)
- А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, тогда оно является его собственными больше ничьим. Значит, как можно назвать наши имена? (имена собственные)
- Если мы хотим кому-то показать свое уважение, то при письме в этом нам поможет…..НЕ знаете?
- Посмотрите сценку и если вы будите внимательны, то ответите на мой вопрос.
VIII. Сценка: (слайд №10)
Автор: Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Буквы:- Но почему? За какие заслуги?
Автор: Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Кирилл:-Встану, я, в слове не зря и не просто
Буквой такого высокого роста.
Ну, для начала у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилию пишут со мною,
Чтобы заметнее быть, я не скрою.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? Где мы должны писать заглавную букву? (в именах людей и в начале предложения)
-Так что же нам делать, если мы хотим показать кому то свое уважение при письме? (правило) (слайд №11)
- Теперь вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)
- На какой вопрос отвечают имена собственные? (кто?)
- А к какой части речи относятся имена собственные? (к имени существительному)
IX. Первичное закрепление нового материала.
- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя? (ответы детей)
- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван. Когда Иван был маленьким, как его называла мама? ( Ванечка)
- У человека есть собственное имя полное и, то, которым его называют в детстве.
Игра «Назови ласково»
- Запишем в тетради, как в детстве звали Сашу, Женю? (Сашенька, Женечка)
1гр., 2гр. - записывают имена.
3гр. - раскрашивают свои имена.
Игра «Поднимись – большой букве поклонись».
- Я называю слова. Если вы услышали слово, которое пишется с большой буквы, вы должны подняться.
- А что вы любите делаете в свободное время для улучшении своего здоровья, когда приходите после школы домой? (играть, бегать, прыгать)
X. Составление предложений (по предложенному слайду).(слайд №12)
- Посмотрите на экран. Что делают дети, изображенные на слайде? (ответы детей)
- Обратите внимание, какие они жизнерадостные, веселые. Они не сидят целыми днями перед телевизором или компьютером. А больше бывают на свежем воздухе, тем самым улучшая свое здоровье.
- Составьте предложение из разрозненных слов.
(Предложение записываем в тетрадь. Письмо с комментированием)
- Подчеркните имена собственные.
1гр., 2гр. – работает в тетради.
3гр.- собирает разрезную картинку по составленному предложению.
Проверка выполнения задания.
(Учитель обращает внимание детей на доску, где находится плакат, на котором изображены понятия, относящиеся к имени собственному.) (карта)
- Сегодня мы с вами говорим только об одной группе, которые относятся к собственным именам существительным – имена людей, с остальными же вы познакомитесь на следующих уроках.
XI.Физминутка для глаз. (видеоролик)
XII. Самостоятельная работа. Диагностика.
- А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили новую тему. У вас на столе лежат листочки, на которых написаны задания. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты. Вы выполняете те задания, которые не вызывают у вас затруднений. Начинайте работу с первого задания. Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке. Вы должны справиться, я в вас верю.
1 гр.- самостоятельная работа учащихся.
2гр. - с объяснением учителя.
3 гр.- раскрашивают свое имя.
(Проверка диагностики).
- На доске находятся кармашки. Если вы сделали все четыре задания, то положите их в красный кармашек, если выполнили три – положите в кармашек желтого цвета, два – ваш кармашек зеленого цвета, одно – это синий цвет.
XIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
(На протяжении всего урока учитель за ответы поощряет детей, раздавая “лучики”).
- А чтобы подвести итог нашего урока, посмотрите на экран. (Мнемотаблица)(слайд №13)
- Кто это? (ученики класса)
- Что есть у каждого этого ребенка? (имя)
- Как пишутся имена людей? (с большой буквы)
- На какие вопросы отвечают имена людей? (кто?)
- К какой части речи относятся имена? (имя существительное)
- Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы? (собственными)
XIV. Самооценка.
(Самооценка детей.)
-Сосчитайте количество лучиков, полученных вами за работу на уроке, это и есть ваша оценка.
(Итог самооценки) Опрос учащихся.
XV. Рефлексия.
- Ребята, в начале урока я спросила какая у нас погода и какое у вас настроение.
- Вы хотите, чтоб ваше настроение стало радостным?
- Давайте разгоним тучи и зажжем солнышко?
- За вашу работу, за ваше старание в течение всего урока вы получали от меня лучики.
- Возьмите самый длинный лучик, выйдите к доске и приклейте свой лучик к солнышку.
(На доске висит плакат с нарисованным солнцем, у которого нет лучей. Дети подходят к доске и прикрепляют лучи к солнцу.)
- Раз, два, три - солнышко, гори! Как красиво стало! Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! (слайд 14)
Цель данного урока: ознакомление учащихся с собственными именами существительными – имена людей.
Задачи урока:
формирование навыка правописания большой буквы в именах людей;
развитие у учащихся мыслительных операций: сравнение и обобщение;
воспитание познавательного интереса к предмету.
По типу урок представляет собой урок изучения нового материала. В календарно-тематическом планировании этот урок – первый по счету при изучении темы “Имена собственные”.
С написанием большой буквы в именах людей дети знакомы еще с периода обучения грамоте. Но только на сегодняшнем уроке я знакомлю учащихся с одной из категорий имени существительного – собственности – именами людей.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применяла две физкультминутки и пальчиковую гимнастику, смену динамических поз.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению. Это входит в систему моей работы по междисциплинарной программе ОУУН (общеучебные умения и навыки).
Для определения эффективности урока была проведена диагностика. Диагностика представляет собой разноуровневые задания. Особенностью этого параметра является то, что ребенок сам для себя определяет уровень сложности заданий в соответствии со своей траекторией успеха, что делает обучение ребенка более комфортным. Характер общения с учениками строится с учетом возрастных особенностей и на основе сотрудничества.