| Слайд Слайд VII. Правила сбора грибов. VIII. Обобщение знаний о значении грибов. IX. Подведение итогов урока. | - Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите, где изображены необычные грибы. Слайд - Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Новгородской области. - А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.) - Что это? (Плесень). А можно ли плесень назвать грибами? Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? Почему? - Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом? Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? - Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. - А люди используют грибы в пищу? Что они с ними делают? - До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает: - Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей). Это сморчки и строчки. Слайд Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы? 3адание № 6 - Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”. - Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться. А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? - Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет). Почему? Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти. - А какой самый ядовитый гриб вы знаете? Слайд “Бледная поганка”. - Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть кольцо - юбочка.(Рассказ о бледной поганке) - Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать. А я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”.. Дети работают на карточках. -. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами. - Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей). - Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов). 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе. 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. – И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?! – Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники! Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? 2 группе: Какая часть грибов является самой важной? 3 группе: Какие бывают грибы? 4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. 5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? 6 группа: Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? - Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Сегодня мы так много узнали на уроке. Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. | (Да). (Нет). (У нее нет шляпки). (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся). (Да). (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют). (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело). (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов). (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). (Бледная поганка). Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой. (Особое царство природы). (Грибница). (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые). (Бледная поганка). (ответы детей). (Ими лечатся животные). | . Учащиеся рассматривают продукты 3адание № 6 Учащиеся выполняют тест Задание №7 игра “Съедобное – несъедобное”.. Дети работают на карточках. | Развитие зрительного внимания Развитие умения анализировать Развитие логического мышления Развитие умения анализировать Развитие умения классифицировать, обобщать Развитие умения делать выводы |